4 мин.

Семенов: «Проект закона - только начало большой работы»

В преддверии принятия закона о болельщиках "Чемпионат.com" решил пообщаться с главой фан-клуба ФК "Спартак" Олегом Семёновым.

— Олег, каковы, по вашему мнению, перспективы законопроекта?

— Такой закон рано или поздно должен был появиться. И не только потому что Россия выиграла право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. В законодательстве до сих пор не были чётко прописаны ни понятие "зритель", ни понятие "стюард", ни их обязанности и ответственность. С начала этого года в нашем фан-клубе работает штатный юрист, который в том числе консультирует болельщиков по вопросам, возникающим на домашних или выездных матчах. И этот год показал, с одной стороны, существующие пробелы действующего законодательства, а с другой – очень слабую юридическую подкованность болельщиков, не знающих и не понимающих, как им действовать в той или иной ситуации.

— Юрист фан-клуба принимал какое-то участие в обсуждении законопроекта?

— Конечно. Замечания и предложения фан-клуба были переданы в соответствующие рабочие группы по обсуждению проекта закона. Ряд из них мы опубликовали в открытом доступе, чтобы в первую очередь наши болельщики и широкая общественность могли принять участие в дискуссии.

— В каком виде закон вам кажется наиболее эффективным?

— Текущий проект — только начало большой работы, которая начинается с обучения сотрудников клубов, правоохранительных органов и наёмных контролеров-стюардов, работающих на матче. Эта работа обязательно должна включать в себя обеспечение стадионов всем необходимым оборудованием. В нынешнем состоянии арены не готовы обеспечить запланированный законом уровень досмотра болельщиков и выявления нарушителей.

— Как вы относитесь к идее продажи билетов по паспортам?

— Сколько езжу на международные соревнования — чемпионаты мира, Европы, Лигу чемпионов, — нигде не видел такого, чтобы контролёр сверял данные в билете и паспорте. Проблему выявления нарушителя, так же как и его дальнейший недопуск на матчи, решает современная система видеонаблюдения. Хочу подчеркнуть, что документу, удостоверяющему личность, есть гораздо лучшая альтернатива – карта болельщика. Подобная программа давно реализуется в "Спартаке" и, насколько я знаю, в других клубах.

Помимо пропуска на стадион, хранящего личные данные, как того требует законопроект, это ещё и бонусная карта, дающая болельщику ряд скидок и привилегий. Уже 15 000 болельщиков ФК "Спартак" стали обладателями фан-карт, и эта цифра постоянно растёт. Ведь с учётом российских реалий, чтобы по паспорту вовремя попасть к началу матча, надо будет приезжать на стадион за два-три часа. Проверка билета по паспорту вместе с унизительной процедурой досмотра лишь отпугнёт от посещения стадионов многих болельщиков.

— Приняты ли какие-то меры по итогам инцидента в Казани, когда болельщиков "Спартака" заставляли разуваться и раздеваться на морозе?

— Непосредственно после матча фан-клуб сделал соответствующее заявление, которое направил делегату матча и директору по безопасности РФПЛ. А сразу по возвращении в Москву были составлены и направлены жалобы на имя Министра внутренних дел Российской Федерации с копией Генеральному прокурору и Министру внутренних дел Республики Татарстан. Ответа до сих пор не последовало.

— Складывается ощущение, что фан-клуб, по крайней мере пока, это необходимое связующее звено между болельщиками, клубом и различными структурами.

— Так и есть. Несмотря на то что у наших болельщиков, пожалуй, самый высокий уровень самоорганизации, этот мостик нужен, чтобы такие идеи, как перформанс на 80 тысяч зрителей на матче с "Барселоной", становились реальностью. Помимо уникального перформанса на этой домашней игре клуб согласовал с УЕФА и разрешил разложить на каждом кресле рекламные флаерсы магазина фанатской атрибутики. Если говорить о гостевом поединке на "Камп Ноу", то спартаковцев поддерживало беспрецедентное для нашего клуба число болельщиков на евровыезде – пять тысяч человек! Кроме того, у нас очень много болельщиков в регионах, и им необходима помощь и координация в общении с клубом. Теперь региональные отделения фан-клуба получают определённый статус, подписаны меморандумы о сотрудничестве с 30 регионами. Теперь, благодаря более тесному общению, мы можем быстрее реагировать на потребности региональных болельщиков. Например, с этого года на выездных матчах организовали торговлю официальной атрибутикой клуба.

На выездах в среднем нас поддерживают две с половиной тысячи болельщиков, и всем им необязательно делать заказ через Интернет или ехать в Москву — очень многое они могут купить перед сектором на выездном матче. Наблюдая все эти положительные тенденции, возвращаясь к закону, хочется, чтобы он ни в коем случае не разрушил то хорошее, что удаётся создать благодаря действиям клубов и активности их болельщиков.

Источник