Всеобщая история рок-н-ролла \ Глава 14
Big Mama Thornton / They Call Me Big Mama - сентябрь 1953
Вилли Мэй Торнтон (11.12.1926 Аритон, Алабама - 25.07.1984 Лос Анжелес) - автор и исполнитель песен в стиле ритм-энд-блюз, начала своё путешествие в мир музыки в Баптистской церкви, где её отец служил священником, а мать пела в хоре. Мать умерла, когда Вилли Мэй было 14. Она устроилась уборщицей в местный салун и вскоре начала подменять основных певцов. Там её заметил промоутер Сэмми Грин. По одной версии он услышал Торнтон на выигранном ею конкурсе талантов, по другой - она помогла его артистам стащить пианино вниз по лестнице. В любом случае в 1941 году Вилли Мэй присоединилась к шоу "The Hot Harlem Revue" и оставалась в нём 7 лет.
В 1948-м Торнтон ушла из ревю и осела в Хьюстоне, где начала работать с двумя продюсерами - Джонни Отисом и Доном Роби. Роби был впечатлён её способностью играть практически на любом инструменте. Он добился для Вилли Мэй пятилетнего контракта с лейблом "Peacock Records" и продолжал работать, несмотря на неприязнь к её нескрываемому лесбиянству.
В начале 50-х существовал огромный спрос на афроамериканских исполнителей и Торнтон проводила всё время в гастролях, где знаменитый "Коттон Клуб" соседствовал с дешёвым дансингом в дебрях Миссиссиппи.
В 1952-м вместе с шоу Джона Отиса Торнтон прибыла в Нью Йорк в театр "Аполло", где сначала открывала выступления других артистов, а потом стала хедлайнершей. Там она и получила прозвище Биг Мама (одной из исполнительниц была "Little" Esther Phillips).
В начале 1953-го Вилли Мэй записывает песню начинающих тогда авторов Джерри Лейбера и Майка Столлера "Hound Dog". Она семь недель держится на первом месте в чарте Биллборда.
Но несмотря на продажу двух миллионов копий, Торнтон зарабатывает только 500$. Принципа "royalty" (отчисления с продаж) тогда ещё не существовало. В 1956-м версия Элвиса Пресли, тщательно отрафинированная для широкой публики, принесёт певцу серьёзные деньги.
Самая рок-н-роллная из её песен "Они зовут меня Большой Мамой" была написана самой певицей и записана в сентябре 1953. Всего она сочинила более двадцати блюзовых композиций.
В конце 50-х карьера Торнтон идёт на спад и, когда контракты заканчиваются, Биг Мама уезжает в Сан Франциско. Именно там, благодаря молодому "кислотному" поколению, находился центр блюзовой активности 60-х.
В конце 60-х Торнтон записывает несколько альбомов, мощное звучание которых привлекает внимание рок артистов. Титульную песню одного из альбомов "Ball and Chain" записывает поклонница Большой Мамы Дженис Джоплин. В сентябре 1968 Торнтон появляется на рок-фестивале в окружении "Grateful Dead" и Сантаны.
Она будет выступать до самого конца, несмотря на тяжёлую алкогольную зависимость, автокатастрофы и прочие невзгоды. 25 июля 1984 её не стало. В похоронной процессии, которую возглавил старый друг, теперь Преподобный Джонни Отис, было множество известных исполнителей. В том же году она была включена в Зал Славы Блюза.
О Большой Маме ходило много историй.
Она была одной из немногих чёрных исполнителей, кого не обманывали с деньгами. Белому руководству она вселяла ужас, потому что по слухам всегда держала в сумочке заряженный револьвер и пинту алкоголя. Когда ей нужны были деньги, она просто вплывала в студию и спрашивала : "Mother **kers, где мои бабки ?". Персонал старался её не задерживать. Один новый работник попытался обмануть Маму, она просто подняла свою сумочку и стала колотить его по затылку до тех пор, пока не получила чек.
Полицейских, которые приходили разгребать последствия её дебошей, она предпочитала задабривать пирогами и пирожными собственного приготовления.