Как из противника сделать сырье для пиара
Футбольные противостояния создают большой общественный резонанс и привлекают к себе необычно высокое внимание публики. «Барселона» против «Реала», «Спартак» против ЦСКА, Манкунианское дерби, «Рома» против «Лацио» и прочие. Подобные принципиальные и напружиненные противостояния выдают на-гора жесткие, а временами даже жестокие игры, полные безжалостных столкновений игры, и конечно же, незабываемые моменты. Противостояния происходят не только на полях, но и на трибунах, на прилегающих к стадиону территориях, и даже за тысячи километров от места проведения матчей. В борьбу наравне с игроками вступают болельщики – стар и млад – кто с клубными «розами», кто с петардами и файерами.
За отстаивание своей правды и демонстрации величия своего любимого клуба фанаты готовы отдать жизнь и здоровье, устраивая уличные столкновения и драки, а в лучшем случае – перебранки.
Противостояния, безусловно, представляют собой реальную выгоду для спорта, потому что раз в этих противостояниях бывают добрые персонажи, значит бывают и злодеи.
Одна афиша такого противостояния чего стоит. Даже нейтральные болельщики как мухи слетаются на столкновение двух персонажей популярного противостояния. Каждому хочется увидеть, кто же на этот раз одержит победу, и кто положит на лопатку своего заклятого врага. Фанаты ненавидят такие клубы как «Спартак» или ЦСКА, «Барселона» или «Реал». Эта ненависть и заставляет их внимательно следить за ними.
Если хочешь известности, больше денег и внимания, в нынешние времена уже нельзя быть «паинькой» и «хорошим мальчиком». Парадокс современного мира – хочешь славы – сделай что-то плохое или стань антигероем. Вот тогда получишь общественную славу. Какая разница – дурная слава или положительная слава? Любая слава – это базис для будущего пиара. Надо, чтоб почаще и погромче упоминали твое имя, название. Надо, чтоб твой логотип мелькал почаще и повыше.
И самое главное – у тебя должен быть противник. Настоящий. Чтоб показать как ты дерешься на равных, а иногда и побеждаешь этого противника. Без одного – главного - противника очень трудно завоевать симпатии болельщиков, как своих (из бывших), так и нейтральных. Вот, «Манчестер Сити» всеми средствами старается повернуть стрелку «известности» на свои матчи против известного и сильного земляка – «Манчестер Юнайтед». Лет 10-15 назад главным соперником «МЮ» считали «Ливерпуль». Однако в последние годы СМИ (думаю, здесь не обошлось без помощи определенных лиц) создают ажиотаж вокруг «МС» и «МЮ», мол, нет дерби в Англии круче, чем Манчестерский. Об этом высказался и сам Алекс Фергюсон:
"Это другое дерби, непохожее на игру с "Ливерпулем". Встречи с "Ливерпулем" более почетны в свете борьбы за трофеи. Без сомнений, мы самые успешные клубы в истории британского футбола, так что, когда мы встречаемся друг с другом, все по-другому. Сейчас наши поединки с "Сити" имеют особо яркую окраску, потому что СМИ активно подогревают интерес, потому что "Сити" пытается всеми силами достичь своих целей и потому что мы из одного города. Сейчас дерби уделяется гораздо больше внимания, чем 10-15 лет назад".
И он прав на все 100! Администрация «горожан» действует умно, навязывая публике мысль о рождении новой силы, которая спала непробудным сном более полувека. Подобно нашему Илья Муромцу! Благодаря умной работе пиарщиков сегодня афиша «МЮ - МС» звучит все громче и привлекательнее некогда шумных афиш, типа, «Арсенал - Тоттенхэм» и «Ливерпуль – МЮ».
В этом случае «горожанам» повезло больше, чем, скажем, тем же «синим» из Лондона. У «горожан» заклятый враг исторически был в наличии. С 1881 года, если быть точнее. Надо было всего лишь закрутить акцию и трубить во все рупоры. А у возрождающегося «Челси» врагами оказались команды, которые в последние 5-8 лет не добивались каких-либо крупных успехов (Арсенал, Тоттенхэм). Дерби-матчи с участием этих команд стали предметом внимания скорее внутреннего – английского - общества, чем мирового.
Как же обстоят дела в России. На данный момент самая громкая афиша - это «Спартак – ЦСКА». В каком бы состоянии не находились клубы, матчи между ними всегда привлекали большое внимание и собирали большую аудиторию. В 2009 году их два матча собрали совокупную аудиторию в 132 тысячи человек (оба матча прошли в «Лужниках»). Причем посещаемость первого матча установила рекорд России – 70000 зрителей. Не изменила себе и афиша первого круга этого года, когда 7 октября «Лужники» собрали 54+ тысяч зрителей.
Кто-то будет говорить о повышении значимости матчей «Спартак – Зенит», однако цифирьками это не подтверждается – в 18-м туре в «Лужниках» собралось всего 13251 человек (шестой результат из восьми домашних матчей красно-белых). Основной причиной такой ситуации я вижу в распыленности внимания пиарщиков «Зенита», которые хотят создать и реанимировать сразу все противостояния с участием «Зенита». Тут тебе и «Зенит- Спартак», и «Зенит – ЦСКА», и «Зенит – Динамо». Последнее противостояние не имеет длинную историю, но по популярности догоняет первые два противостояния. Я бы скорее переформулировал так: два первых противостояния падают по популярности до славы последнего. Больший упор делается на «динамовцев» - что ни матч то скандал: то баннер про Яшина, то убийство Петухова, то петарда Шунина, то стычки на поле…
Nusquam est qui ubique est. Кто везде, тот нигде. Я бы посоветовал «Зениту» работать над одним противником, иначе можно надорваться. Негоже создавать кучу мелких противостояний, когда есть возможность апгрейдить одну единственную серию битв. А вместо этого «Зенит» противопоставляет себя против всех московских команд. Типа, все московские команды заклятые враги и на каждый матч против них, не имеет значения, с каким логотипом и эмблемой они выйдут, питерцы намерены сражаться до смерти. Но так не бывает. Даже если и бывает, то это уже несерьезно. Можно один раз плыть против течения, можно и во второй раз, но все равно когда-либо это течение унесет с собой и разобьет о камни.
Так случилось с «Рубином». Провинция против столицы. Один против всех московских. Но как теперь мы знаем казанцы не смогли развить ни одно нормальное противостояние. Каждый их матч с любым российским клубом не отличается друг от друга – те же эмоции, тот же настрой, тот же состав. Нет в их жизни главного противника, против которого бы команда выходила на поле со сверкающими от жажды мести глазами, с утроенными силами воли, не с надеждой, а с планом на конкретную порчу настроения соперника. Если не удастся отобрать очко, то хоть пусть соперник уйдет с поля, вылизывая раны и подбирая своих подбитых на поле битвы товарищей. Нет такого!
Махачкалинскому «Анжи» явно не стоит брать пример с казанцев. Лидерам – нынешним, будущим, надеющимся таковыми стать - надо выделяться агрессивностью, жестокостью, напористостью, принципиальностью… А такие качества лучше всего показывать на заклятом враге. Так будет убедительнее.
Пока что ни один матч с участием «Анжи» не является «афишой». На «Анжи» люди идут неохотно. Наверное, из-за предположения, что это очередной проект и скоро этот пузырь лопнет. Если у менеджеров «Анжи» есть далеко-идущие планы, то им явно стоит подумать о закладке фундамента для всестороннее наполненной истории. А история состоит не только из количества матчей, забитых и пропущенных голов, но и различных эпизодов – как положительных, так и негативных. Как я сказал ранее, нельзя обрести славу будучи только «паинькой». Вон «Рубин» старался самоизолироваться от всех, скрыть все свои недостатки, в надежде показаться хорошим, но попал в опалу за скрытность и необщительность. Никому ничего плохого не сделал, но все равно старались его дразнить и поддеть. А затем и вообще стало всем все равно – как-то неинтересно и скучно. Это как встать утром, позавтракать, пойти на работу, вернуться домой, поужинать, поспать, встать утром… И так каждый день. Каждый месяц.
«Анжи» я бы посоветовал не искать противника. Он уже есть. Он на нем стоит. Точнее, играет. Самая лучшая кандидатура – это московский «Локомотив». «Железнодорожники» ни с кем не связаны «брачными узами». Они старались что-то изобразить со «Спартаком» и ЦСКА, но они не приняли вызов. У них своя ставка. Своя богатая история. Свои дела.
А у «железнодорожников» что? Успех в начале 2000-х годов и все! Остальное время – скучное прозябание в середине турнирной таблицы, редко попадая в СМИ по мелочным и кадровым вопросам. «Локомотив» нуждается в отвлечении внимания от обсуждения внутриклубных проблем. И остро нуждается в переводе стрелки на другой клуб.
А другим клубом как раз таки является «Анжи». И какие же предпосылки для возникновения «вражды»?
Стадион «Черкизово» - раз! Помните, как фанаты «Локомотива» старались и все еще надеются выгнать махачкалинский клуб со своего родного стадиона. Из-за запрета УЕФА махачкалинцам приходится играть свои еврокубковые матчи на «Черкизово», практически устанавливая новые правила прохода на стадион. Этим они разозлили красно-зеленых болельщиков. Чем дольше «Анжи» будет держать стадион в оккупации, тем сильнее будут проявляться анти-махачкалинские настроения. Тем ненавистнее «Анжи» будет становиться «Локомотиву». И махачкалинцам не стоит пытаться подружиться с «железнодорожниками». Это не коммуналка. Две семьи в одной квартире никогда не уживутся. Все равно одна вытеснит другую. Работая локтями, лопатой, а может даже ломом.
Увольнение Юрия Красножана после матча между этими клубами летом 2011 года – два! Уход Красножана стал для болельщиков шоком и вызвал шквал негодования. Болельщики считали его «одним из самых перспективных тренеров в стране» и искренне горевали над его уходом. Основная масса гнева обрушилась на «Анжи» как источника всех этих бед.
Ольга Смородская – три! Ольга Юрьевна не имела никогда абсолютного успеха и поддержки у своих болельщиков, а после того как она уволила Красножана и перестала прислушиваться к голосу болельщиков, она стала де-факто чужой среди своих. Даже ее призывы о финансовой выгоде от сдачи в аренду стадиона махачкалинцам рассматривались как издевательство над чувствами «железнодорожников».
Сам не болею ни за один клуб РПЛ, но такие харизматики, как Валера, всегда добавляют шарма и страсти в наш унылый футбол и чуть менее унылый околофутбол.
Каков он как тренер - вопрос другой. Пока риторический.
В любом случае, успехов ему. Видно, что человек неглуп и небезразличен по отношению к клубу, в котором работает.
А это - самое ценное.
По сабжу: интересный текст, насладился)
"Если хочешь известности, больше денег и внимания, в нынешние времена уже нельзя быть «паинькой» и «хорошим мальчиком»." - это спорно. Доказано Месси.