Манифест зрителей «Мосфильма»
Золотой Георгий-12.
Современный кинематограф за последнее десятилетие постепенно перестает быть «народным» и становится бизнесом чистой воды. Кинокомпании развиваются по принципу компаний и корпораций, когда основным мерилом успеха считается прибыль по итогам года (сезона).
Такая манера ведения кинобизнеса, с одной стороны, приводит к устойчивому развитию конкретных студий и прокатным успехам. С другой стороны, кино все больше напоминает фабрику, которая, подобно Голливуду, штампует одинаковые (как сейчас модно говорить) «кинопроекты», каждый из которых пытается влезть на Олимп и сорвать свою кассу.
С конца 50-х годов «Мосфильм» сделал огромный шаг вперед в киноиндустрии, при этом опираясь большую часть времени на собственных выпускников театральных училищ, советских артистов и актеров стран Варшавского договора. «Мосфильм» сегодня - это флагман российского кино и то, каким способом мы достигли этой ступени, заставляет нас гордиться своим киноконцерном.
Сейчас мы опасаемся того, что киностудия может свернуть с этого пути и пойти по пути «Голливуда», бомбейского «Болливуда», "Канал+" и многих других кинофабрик, скупающих пачками дебильные сценарии и артистов из разных стран мира и не олицетворяющих государство или континент, который они представляют. Для нас очень важно сохранение «Мосфильмом» своей идентичности. Мы не хотим стать очередным красивым и, возможно, даже прибыльным кинопроектом. «Мосфильм» имеет особое значение для россиян, между названием страны и словом «Мосфильм» можно поставить знак равенства.
Мы не желаем допустить превращения «Мосфильма» из, скажем так, уникального авторского «Шырли-мырли» в очередной голливудский «Титаник». Именно поэтому, для нас важно донести до руководства нашего государства и широких слоев общественности собственное видение того, каких артистов мы хотим видеть в составе съемочной группы и какова на, наш взгляд, должна быть политика выбора сценариев.
Данный манифест не носит ультимативный характер, но это согласованная точка зрения людей, долгие годы верой и правдой поддерживающих отечественное кино.
Актерские качества.
Россия, несмотря на свое «интеллигентное лицо» и соответствующий имидж, всегда была связана с рабочим классом. В нашей стране исторически существовало и существует огромное количество фабрик и заводов. Да и сам «Мосфильм», как известно, имеет заводские корни («Ошибка инженера Кочина», «Самогонщики», «Кин-дза-дза»). Именно поэтому, зрители всегда ценили на экране настоящих трудяг, которые могли компенсировать недостаток талант бешеным обаянием.
И в наше время мы хотим, чтобы в «Мосфильме» также снимались, прежде всего, настоящие патриоты, действующие с предельной самоотдачей в каждом эпизоде. Мы можем простить и принять поражение в Каннах, но не будем терпеть безвкусия на экране и игры спустя рукава. Для актеров нашей студии созданы все условия, чтобы сконцентрироваться только на съемках и постоянно оттачивать актерское мастерство. Мы приветствуем артистов, которые регулярно остаются после съемок, дабы отработать тот или иной пиротехнический элемент, чтобы в игре быть лучше условного Сталлоне. При этом мы отдаем должное таланту звезд, умеющих «взорваться» 1-2 раза за фильм, но, тем не менее, предпочитаем, чтобы такие звезды не чурались черновой работы в других фильмах, а не становились «гениями эпизода».
Это не означает, что в «Мосфильме» должны играть только трудолюбивые, но прямолинейные артисты. Это означает, что даже самый одаренный творческий гений должен отдаваться в каждом фильме на 101%.
Итого: что мы хотим от каждого актера, снимающегося на студии «Мосфильм», начиная с «Ералаша»?
- предельная искренность;
- актерские качества;
- постоянное стремление к профессиональному росту;
- нет – симуляциям! Только честные эмоции;
- стремление к вершине мастерства в каждом фильме до последних титров, вне зависимости от характера персонажа.
Менталитет (человеческие качества)
Профессия современного киноактера подразумевает под собой не только поведение на экране, но и за его пределами. Для россиян то, как ведет себя человек за пределами съемочной площадки, всегда было едва ли не главнее того, чем то, что актер демонстрирует во время фильма. Это обусловлено тем, как трепетно относятся жители России к своим актерам и тому, как они представляют нашу страну.
В этой связи, мы считаем зрителям вправе требовать от актеров «Мосфильма» достойного поведения во время показа и после его окончания. Артисты должны являться достойным примером для подражания, как молодежи, так и взрослых зрителей. Для нас неприемлемы ситуации, когда мы вынуждены испытывать стыд за актеров «Мосфильма» по поводу их поведения в обычной жизни. Откуда бы ни приехал артист, играя на «Мосфильме», он представляет Россию и поэтому всегда должен быть достойным великой страны.
Итого: что мы хотим от актеров «Мосфильма» за пределами кино?
- достойного поведения в повседневной жизни, соответствующего культурным нормам Российской Федерации;
- уважения к людям, отсутствия «звездной болезни» в повседневном общении;
- интереса к истории нашей страны, почтительного отношения к нашим ценностям;
- взаимоотношений с молодыми актерами «Мосфильма» на основе взаимного уважения и помощи в профессиональном росте – мы все – «Мосфильм»!;
- мы против того, чтобы в «Мосфильме» появлялись «киношные проходимцы», постоянно меняющие студии;
- мы не хотим, чтобы актеры «Мосфильма» публично демонстрировали свое пристрастие к алкоголю или сигаретам;
- мы против того, чтобы в составе «Мосфильма» играли представители сексуальных меньшинств;
- уважительного отношения к корректным и профессиональным представителям СМИ, которые выполняют свою работу для зрителей.
Принципы селекции.
Мы благодарим руководство киностудии за то внимание детскому и юношескому кинематографу, которое оказывается в последние годы. Академия «Ералаша» - лучший трансфер и долгосрочная инвестиция в развитие киноконцерна.
Вместе с тем, у нас есть понимание того, из каких студий, стран и континентов в первую очередь мы хотели бы видеть актеров в «Мосфильма». Повторимся, что мы исходим из того, что «Мосфильм» - символ нашей страны, а, значит, должен отражать его суть, быть лицом в современном кинематографе. Кроме того, для нас принципиально важно, чтобы «Мосфильм» сохранил собственную идентичность, а не превратился в среднестатистическую европейскую киностудию, со стандартным набором актеришек.
В этой связи в качестве предложения просим руководство киноконцерна рассмотреть следующий подход в вопросе селекционных приоритетов и работы скаутской службы: 4 приоритетных «селекционных» направления, от самого главного к менее значимому:
Приоритетное направление №1. Москва. Сергей Безруков, Владимир Этуш, Наталья Крачковская, Мария Порошина, Алексей Чадов, Оскар Кучера.
Приоритетное направление №2. Санкт-Петербург. Иван Ургант, Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Алексей Нилов, Анастасия Мельникова, Андрей Федорцов, Елизавета Боярская.
Приоритетное направление №3. Остальная часть России и СНГ. Павел Воля, Алексей Маклаков, Сергей Светлаков, Вера Брежнева, Ингеборга Дапкунайте, Гоша Куценко, Армен Джигарханян.
Приоритетное направление №4. Остальная часть Европы. Барбара Брыльска, Жерар Депардье, Софии Марсо, Бишайн, Мишель, Сюзанна.
Принципиальные соперники.
Для нас крайне нежелательно, чтобы в составе «Мосфильма» появлялись актеры, ставшие символами своих студий у наших традиционных конкурентов – Киностудия им. Довженко, «Одесская киностудия», «Парамаунт пикчерз», «Союзмультфильм». При этом, мы категорически против того, чтобы актеры нашей студии, начиная с «Тайн дворцовых переворотов», переходили в вышеназванные киностудии. Киноконцерн, по нашему мнению, также не должен соглашаться на такие разрешения на съемки, усиливая наших принципиальных конкурентов.
«Мосфильм» и узкоглазые актеры.
Отдельно остановимся на этом моменте, поскольку он вызывает очень много вопросов у самых широких слоев общественности.
Мы не являемся расистами и для нас отсутствие узкоглазых актеров в составе «Мосфильма» лишь важная традиция, подчеркивающая идентичность студии и ничего больше. Благодаря ее сохранению, «Мосфильм» в киномире имеет собственное лицо, наряду со считанным количеством кинофабрик, сохранивших свою идентичность.
Нам непонятна определенная подмена понятий общественности в этом вопросе. Почему многие восхищаются подходом «Казахнаучфильма» из Алматы, ориентирующегося на собственных актеров из своего региона, при этом руководство нашей страны и его зрители постоянно подвергаются давлению и обвиняются в расизме?
Мы, как северная киностудия из больших европейских городов, никогда ментально не были связаны с Казахстаном, впрочем, как и с Бразилией, Мексикой или США. Мы совершенно ничего не имеем против жителей этих и любых других стран, но при этом хотим, чтобы на «Мосфильме» играли, прежде всего, близкие по духу и менталитету актеры. Сейчас же «Мосфильму» узкоглазые актеришки навязываются чуть ли не силой и это вызывает только обратную реакцию. Позвольте нам быть такими, какие мы есть.
Кроме того, нельзя не учитывать специфику российского кино. У нас преобладает жесткий, силовой сюжет, с ментами и ВДВ, а также – сопли домохозяек, многие из которых оставляют желать лучшего. Кроме того, бОльшая часть кино проходит с достаточно идиотскими диалогами. В этих условиях азиатским актерам бывает достаточно сложно в полной мере раскрыть свой талант.
Потолок зарплат.
Мы предлагаем руководству киноконцерна рассмотреть вопрос о введении потолка заработных плат, как для молодых актеров, так и для ведущих.
Лимит на пенсионеров в кинотеатрах и отсутствие полноценной конкуренции привели к тому, что многие молодые актеры думают только о новых главных ролях, модных вещах и автомобилях, вместо того, чтобы сконцентрироваться на профессиональном актерском росте и кинофестивальных результатах.
Как показывает практика последних лет, ведущие актеры регулярно подают пагубный пример молодым, практически шантажируя руководство концерна при утверждении главных ролей.
Мы считаем, что зарплаты, предлагаемые нашей киностудией, являются более чем адекватными тому уровню мастерства, которое демонстрируют артисты. Кроме того, помимо зарплат, актерам предоставляется шанс жить в одной из прекраснейших стран мира и быть объектом поистине народной любви и признания россиян.
Поэтому, мы считаем, что любой актер, пытающийся шантажом или другими неэтичными действиями выбить себе лучшую роль, должен быть отправлен в Монгольский кинокружок. В этом случае допустима его рекомендация принципиальным конкурентам, но только в случае отсутствия альтернативных вариантов.
Мы считаем, что зарплаты артистов «Мосфильма» должны отвечать разумному рыночному уровню поскольку непомерные финансовые потребности актеров приводят к алчности и отсутствию профессионального роста.
Не можем не отметить и социальную значимость данного решения. В последнее время кинопрокат России небезосновательно сравнивают с кинопрокатом Вьетнама или Туниса в отношении высоких зарплат актеров. При том уровне дохода, который есть у большинства населения России, текущее положение вещей с доходами артистов в российском киноматографе выглядит пиром во время чумы.
Заключение.
Наше видение не является безусловной догмой. При этом, мы полагаем, что сохранение/введение предлагаемых принципов позволит киностудии сохранить в долгосрочной перспективе собственную идентичность и не превратиться в еще один обычный «Голливуд».
P.S. Ничего личного.