5 мин.

О заявлении фанатов «Зенита»

Идеей для этого блога изначально было попробовать абстрагироваться от клубных пристрастий, постараться избавиться от ига квадратно-гнездового мышления, ну и вообще попытаться взглянуть на наиболее шумные проблемы спорта немного со стороны.

Лучшего способа для тренировки взгляда со стороны, чем недавнее заявление группы фанатов Зенита, пожалуй, придумать нельзя. Во-первых, волна народного возмущения "фашизмом" и "гомофобией" уже успела захлестнуть эти ваше интернеты, по крайней мере их спортивную часть чуть более чем полностью. Во-вторых, соблазн присоединиться к травле и с улюлюканьем наброситься на болельщиков Зенита (тупые бомжи) для меня, как болельщика Спартака с приличным стажем, очень велик. Тем более такой простор для того, чтобы позубоскалить. И гомофобия, которая признак сами знаете чего (тут можно вспомнить о способах проноса фаеров на стадион), и "в цветах Зенита нету черного" (а голубой есть ха-ха), а там и до Боярского недалеко, до стадиона-долгостроя, чемпионата СНГ, Халка, Денисова и всех тех тем, которые только и ждут того, чтобы их вознесли на алтарь Е.В.П. Однако я, пожалуй, эту честь оставлю более юным и остроумным людям, а сам попробую просто высказать по этой конкретной ситуации, да и по ситуации с болельщиками на футболе в общем своё крайне хамбл опиньон.

Итак Miller time. Зенит - самый богатый (и нечего на меня так возмущенно смотреть Сулейман), самый избалованный вниманием разнообразных элит, самый скандальный, самый питерский, и, пожалуй, самый ненавидимый футбольный клуб в РФ. Если верить официальным пресс релизам, к тому же, обладающий милионной армией фанатов на всех континентах да-да...даже глупый пингвин - и тот не чужд восхищению футбольным мастерством подопечных Спалетти. 

В последнее время болельщики Зенита стали олицетворением всех проблем российского футбола в глазах футбольных и не очень футбольных властей. Прежде всего из-за печального инцидента с Шуниным и петардой, вот теперь они нас порадовали ещё и замечательным в своей наивности текстом о том, как они видят себе традиционный футбол, который, соответственно, будет противопоставлен футболу современному. Традиции против новых веяний, честь против денег, любовь к ромбику стрелке против нового ламборджини, ну и так далее. Я почти уверен, что весь манифест не прочитает почти никто, в силу того, что там во-первых много букв, а во-вторых он чуть более чем полностью состоит из уныния, однако за пассаж про гомосексуалистов и чернокожих опытный натасканный глаз борца против фашизма и гомофобии зацепится 100%. 

Я, пожалуй, выступлю в качестве advocatus diaboli, причем не столько потому, что буду защищать Зенит и его болельщиков, а потому, что буду исполнять изначальную функцию адвоката дьявола - а именно противостоять advocatus Dei в процессе канонизации святого. Святым у нас становится футбол, футбол против расизма, против голода, против наркотиков, против курения, против гомофобии, против пересыхания амазонки, против лиц в пачкающей одежде, против ветра, против тухлой селедки, против несчастной любви, против плохих причесок и за расовое разнообразие, однополые браки, здоровый образ жизни, черничный джэм, вафельный тортик, розовых крылатых пони. Футбол за всё хорошее и против всего плохого. Футбол с некоторым трудом, но всё-таки пережил приход больших денег, но вот приход большой политики его совершенно точно доканает. 

Истории Терри и сб. Англии, Терри и ФА, Суареса, запрещенного на территории футбольной России фрукта, послематчевые обсуждения того кто кому что сказал, кому ухали болельщики, на кого косо посмотрел соперник, а кого держат на лавке потому, что он черный уже затмевают собственно игру. Суд (который собственно и нужен для того, чтобы решать дела об оскорблениях, в том числе и на расовой почве) признает игрока невиновным, но футбольная ассоциация всё равно на всякий случай (чтобы не подумали что мы тут фашисты какие) его дисквалифицирует. Ситуация фантастическая в собственном маразме. 

Я почти уверен, что история с Селекцией-12 будет настолько же высосанной из пальца и преувеличенной, как и история с Терри, как история с бананом, да хоть как история со злосчастной петардой, слава Богу не нанесшей серьезных травм Антону Шунину. Футбол уходит с футбольных полей и перебирается в кабинеты. В Италии уже давным давно судьбу Скудетто решает то кто сможет убедительнее замазать других в прошлых грехах (дружно приветствуем полугодовые дисквалификации за то что не донесли), в Англии после игры разбираются что же и кто сказал судье, игроку, болельщику, пробегавшей мимо собаке, и не был ли кто-то (не дай-то Бог) расистом, в России даже всесильный Зенит пал жертвой охоты на ведьм. Это так разорвало шаблон бедному г-ну Миллеру, что он начал бредить чемпионатом СНГ. 

А между тем ещё недавно футбол органично умещал в себе и Винни Джонса и Фредди Юнгберга (который, кстати, вопреки всеобщему заблуждению геем не был) и всех тех немногих футболистов, которые, в отличие от Юнгберга были геями. Их ориентация никого особенно не интересовала. Мир футбола, на мой взгляд, тем и прекрасен, что в нем может существовать Атлетик Бильбао (вот уж где фашистская команда, правда?) и, например, сборная Франции, которая состоит из негров чуть более, чем полностью. 

Та же ситуация и с болельщиками Зенита. Несмотря на всю корявость их "манифеста", на всю его фантастическую наивность, на то, что он, этот манифест, совершенно никак не вяжется с теми целями, которые себе ставит ФК Зенит в будущем, на то, что он в чем-то противоречит сам себе, что он просто глуп - я считаю, что они имеют полное право на собственное мнение. Они имеют право надеяться на то, что в их команде не будет ни негров, ни геев, а игроки будут плевать на деньги, подавать положительный пример детям и болеть душой за Зенит. В этом их желании нет ничего ужасного, фашистского или противоестественного. Ну по крайней мере более противоестественного чем мое нежелание видеть в составе Спартака игроков ЦСКА, или чем желание жителей Бильбао видеть в Атлетике игроков родившихся в стране Басков. Точно так же болельщики Марселя могут мечтать о команде состоящей только из негров, а болельщики какой-нибудь голландской команды - о клубе, состоящем из одних лишь геев. Всех этих разноориентированных и разноцветных людей в конце концов рассудит футбольное поле. Сильнее будет не тот у кого в составе нет негров, или геев, или наоборот не тот у кого они в составе есть. Сильнее будет тот, кто больше забьет и меньше пропустит.

Не надо идеализировать футбол и нагружать его дополнительными функциями, которые его только уродуют, превращая из спорта высоких достижений в безвкусное телешоу. Иначе скоро нам нужно будет заранее узнавать кто из футболистов с кем спит, кто кого бросил, у кого приемный сын, у кого чернокожая любовница, кто гей, а кто фашист. Потом менять Василия Уткина на Андрея Малахова, ну а в конце концов и просто забыть о том, что за пределами кабинетов седомудрых борцов за нравственность ещё хорошо бы хотя бы 90 минут отгонять мячик по полю, чтобы понять кто же тут первый.