Форца Кальчо. Путешествие по аренам Серии А
Когда будет писаться история итальянского футбола первого двадцатилетия XXI, интересно, какие же будут подобраны синонимы - жалкий, неопределенный, пустая трата денег, скандальный? Кризис поглощает всё и вся на своем пути. В его пучину попал и итальянский Кальчо. Клубы, которые раньше тратили баснословные деньги, вынуждены экономить, чтобы фундамент, на котором построено ставшее в той или иной мере легендарным строение, не дал трещину. Футбол в Италии перестал быть привлекательным для зрителя, телевизионных каналов и медиахолдингов. Он стал вещью в себе. Виртуальным спектаклем.
Немного статистики. С 1999 по 2011 год посещаемость снизилась на 21%, в то время прирост в английской Премьер-лиге составил 15% и 48% в Бундеслиге. Для последних показатель просто немыслим. Для немца футбол стал религией. Доходы от "матч-туров" составляют мизер для Италии - всего 197 млн. К примеру, в Англии этот показатель равен 610 млн, в Испании 428 млн., а в Германии 411 млн. долларов.
О чем говорить, если лишь туринский "Ювентус" имеет свой собственный дом - красавец "Ювентус Стэдиум", распахнувший свои двери в сентябре прошлого года и стоивший клубу 150 млн евро. Клуб не стал тянуть резину и взял в аренду сроком в 50 лет территорию Континасса.
В первых 23 матчах стадион 21 раз собирал аншлаг, что принесло в бюджет 33 млн. Также около 40 тысяч посещений официального музея Бьянконери было зафиксировано за первые 3 месяца.
Вслед за "Юве" свои права на стадион - "Фриули" - получил "Удинезе". И сразу же был сверстан план по реконструкции "памятника футболу", который возвели в далеком 1971 году. Цена вопроса - 25 млн евро. Дата окончания работ: сентябрь 2014 года. Планируется сократить вместимость до 25 тысяч человек, сделать трибуны в десяти метрах от поля, создать 10 скай-боксов, рестораны и торговые зоны. "Зебрам" удалось приручить монстра бюрократии, и теперь в Удине ждут лишь решение Сената. В проекте не будут задействованы бюджетные государственные средства, расходы собираются покрыть за счёт спонсорской и другой поддержки. Также возможна постройка многофункционального комплекса с жилыми помещениями, управлением, возможностью туристического досуга и торговли "или любое другое здание при условии, что оно позволит получить финансовое и экономическое равновесие".
"Компенсация затрат через недвижимость, - рассказывает руководитель центра исследований и разработок FIGC Микеле Ува, - существует и за рубежом. "Арсенал" при постройке "Эмирейтс" приобрёл 711 квартир в Хейбери. Тем не менее, проекты стоимостью в 400-500 млн евро идут вразрез с нашей экономической ситуацией".
Ни для кого не секрет, что миланский "Интер" уже давно выражал намерение съехать с "Джузеппе Меацца" на свой личный стадион. Однако, как и в случаях с другими клубами, острому желанию мешал недостаток возможностей. Бюрократия и отсутствие финансов. Но теперь, найдя мощный финансовый поток в лице китайской фирмы China Railway (номер №2 в Китае по постройке ж/д дорог), неразурри могут рассчитывать на новый дом. Бюджет сверстан и составляет 250-300 млн евро. Взамен китайские железнодорожники получили акции клуба. В сентябре прошла инспекция возможной местности, а в промежутке между 2015-2017 гг. ожидается открытие.
Неразурри желают опередить джалоросси, которые находятся в поисках инвестора и направляют свой взор на Запад.
"Мы не только хотим увеличить доходы, но и желаем сблизить команду с нашими болельщиками", - говорит Клаудио Фенуччи, финансовый директор "Ромы".
Итальянским тифози остается только верить, ждать и надеятся на исправление и улучшение ситуации со стадионами в Италии.
На сайте Gazzetta.it прошло голосование по определению лучшего (на взгляд посетителей) стадиона Италии.
Результаты голосования:
"Атлети Адзурри д’Италия" ("Аталанта") - 4,5
"Ренато ДаллАре" ("Болонья") - 5,5
"Аренас" ("Кальяри") - 6+
"Стадио Анджело Массимино" ("Катания") - 5,5
"Стадио Маркантонио Бентегоди" ("Кьево") - 6
"Артемио Франки" ("Фиорентина") - 5,5
"Луиджи Феррарис" ("Дженоа", "Сампдория") - 7,5
"Джузеппе Меацца" ("Интер", "Милан") - 8
"Ювентус Стэдиум" ("Ювентус") - 9,5
"Стадио Олимпико" ("Рома", "Лацио") - 7
"Сан Паоло" ("Наполи") - 6
"Ренцо Барбера" ("Палермо") - 6,5
"Эннио Тардини" ("Парма") - 6,5
"Стадио Адриатико" ("Пескара") - 5,5
"Франки Сиена" ("Сиена") - 3
"Олимпико" ("Торино") - 6,5
"Фриули" ("Удинезе") - 5,5
В тексте использованы данные журнала SportWeek от La Gazzetta Dello Sport.
Практически все стадионы в Италии - муниципальные, а это значит неповоротливое управление, безынциативность, несоответствие вызовам времени, и опущенные решетки 6 дней в неделю.
Итальянским тифози остается не только верить, но и понимать, что «исправление и улучшение ситуации со стадионами» будет означать торжество тезиса «футбол - это бизнес» (то есть не спорт, а зрелище) и ... неизбежное увеличение стоимости билетов.
Тогда автор будет искренне рад, я думаю ))) и ситуация в графе чужих миллионов кардинально исправится.
-------------------------
Ваще копейки ))
Немцы выросли за счет инфраструктуры, которую с присущей им тщательностью подтянули к ЧМ-2006. Как показывает последний опыт - стадионы - это многое, если не все, для того, чтобы люди ходили на футбол.
Англичане же пошли другим путем - мощно работают на продвижение продукта, медиаэкспорт прав на Восточном и Азиатском рынках.
У Италии же пока не было ни одного, ни другого.
а что касается импульсивонсти, то это тоже не правда, северные итальянцы очень спокойны и педантичны, ну а южные - настоящие «цыгане»!)
В Италии давно не было ни того, ни другого, так что имхо все дело в желании. Похоже властям там за своими делами это было просто не нужно. В то время, как все предпосылки получить право на подобный турнир хотя бы в будущем есть.