«Великий План, или Почему «Ренн» непременно будет чемпионом Франции»
Евгений Лешкович рассказывает, как работа на перспективу превратила типичного аутсайдера Лиги 1 в один из самых мощных коммерческих проектов французского футбола, и рассуждает о том, почему Фредерик Антонетти запросто может отправить в запас игрока уровня Янна М’Вила.
Бретонский лифт
1970-е годы стали для «Ренна» своеобразными «темными веками». Казалось, еще недавно команда блистала на внутренней арене, дважды завоевав Кубок страны, как наступил печальный 1975-й, который «красно-черные» встретили в Лиге 2. Началась затяжная, как «Одиссея», сага о возвращении в высший свет. «Ренну», в отличие от хитроумного Улисса, на все про все хватило восьми лет, однако пережили бретонцы за это время явно не меньше, чем легендарный правитель затерянной в море Итаки.
Прозябание во втором по статусу дивизионе привело к ряду позитивных изменений в структуре клуба. Плоды главного из них «Ренн» продолжает пожинать до сих пор. В 1978 году открыла двери клубная футбольная школа — одна из первых во Франции. Поначалу она не представляла из себя ничего сверхъестественного: небольшая группа пацанов несколько раз в неделю постигала азы футбольной мудрости под руководством бывших игроков «Ренна», согласившихся делиться опытом за довольно скромную плату. Главу школы Мишеля Болье куда больше интересовала своевременность родительских взносов, чем реальные успехи юнцов. Никому еще и в голову не приходила мысль, что через каких-то 30 лет «Ренн» будет жить за счет школы. И жить припеваючи.
Как в доброй сказке, все изменилось в один миг. В 1987 году школу возглавил Патрик Рампильон — человек, отыгравший за «Ренн» большую часть карьеры и успевший даже некоторое время потренировать «красно-черных». Тогда же школа получила новое здание — роскошный, ультрасовременный (по тем, естественно, временам) «Техникум Одорико». Спонсором строительства новой базы, расположившейся на расстоянии пешей прогулки от стадиона «Рут де Лорьян», стал крупный холдинг FTE Odorico. Финансовые вливания позволили улучшить не только материальную базу, но и уровень преподавательского состава. Теперь стать тренером клубной академии мог далеко не каждый специалист, и уж совершенно точно занять эту должность не мог человек, не имевший определенного опыта работы с подрастающим поколением. Те же, кто обладал особо острым нюхом на талантливых исполнителей, оказались задействованы в созданной Рампильоном скаутской сети, отыскивавшей подающих надежды игроков по всей Франции.
Патрик Рампильон
Школа «Ренна» быстро стала знаменитой, но клубу это особой пользы пока не принесло. 1990-е стали временем, когда во французский футбол пришли большие деньги. Скромным бретонцам даже с учетом выгодного партнерского соглашения с FTE Odorico трудновато было соперничать с титанами калибра «Марселя» и «ПСЖ». В сезоне-1990/91 «красно-черные» спаслись от вылета только благодаря расширению Лиги 1, но в следующем году уже ничто не смогло уберечь «Ренн» от «очищения пердивом».
Доктрина Пино
В Восточной Европе вылет команды в низший дивизион часто завершается так же, как ранение для больного гемофилией. Клуб вроде как продолжает влачить существование, но прекращение финансовой поддержки и падение интереса со стороны болельщиков понемногу сводят его в могилу. История «Ренна» оказалась прямо противоположной. Тот вылет позволил «красно-черным» перезагрузиться и начать осуществление Великого Плана, сделавшего клуб одним из богатейших во Франции.
Что же это за Великий План? Его черты начали складываться с конца 1980-х. Еще до катастрофы 1991 года градоначальник Ренна Эдмон Эвре, очень неравнодушный к футболу, поставил школе амбициозную задачу: к 1998 году укомплектовать выпускниками половину основного состава команды. В отличие от российских чиновников, любящих раздавать задания направо и налево, но никак не способствующих их выполнению, Эвре помог увеличить бюджет академии на 25 процентов. Это позволило Рампильону провести шумную рекламную кампанию, после которой в подсознании любого мало-мальски талантливого французского парня залегла мысль о том, что лучшего футбольного образования, чем в Ренне, ему не дадут нигде. Да и не только футбольного — Рампильон уделял пристальное внимание и общекультурной подготовке юношей, которые должны были понимать, что, даже если произойдет какой-нибудь несчастный случай вроде тяжелой травмы, они не останутся на обочине жизни и смогут претендовать на поступление в университет.
«Техникум Одорико»
В 1993 году «Ренн» вернулся в Лигу 1, а в 1996-м трое его воспитанников — Сильвен Вильтор, Людовик Руа и Йоанн Бинь — стали победителями юношеского чемпионата Европы. Школа начала демонстрировать первые реальные успехи. Очень вовремя — в 1998 году ― «Ренн» был приобретен известным во Франции бизнесменом Франсуа Пино. Мультимиллионер не пошел по пути арабских шейхов и чукотских губернаторов. Предприниматель до мозга костей, он начал работу на перспективу, увеличив финансирование академии (теперь ее бюджет составлял 10 процентов всех активов «Ренна») и скаутской службы, за несколько лет до Флорентино Переса сформулировав свой вариант «Доктрины Зиданов и Павонов». По мысли нового хозяина клуба, главная команда наполовину должна комплектоваться выпускниками академии и наполовину — дешевыми молодыми легионерами, для которых «Ренн» должен стать перевалочным пунктом перед перепродажей в более статусный и желательно иностранный коллектив — зачем же усиливать прямых конкурентов?
Схема Пино оказалась рабочей. Школа окончательно закрепилась в роли одной из сильнейших в стране, доказательством чему — две победы в Кубке Гамбарделлы, представляющем собой молодежный чемпионат Франции. Не за красивые глаза получают гонорары и скауты, отметившиеся целым рядом находок, принесших клубу сверхприбыли. Самый удачный пример — голкипер пражской «Спарты» Петр Чех, за время пребывания в «Ренне» подорожавший на 5,3 млн евро.
Юношеская команда «Ренна»
Президенты приходят и уходят, а Великий План продолжает работать. Согласно данным France Football, «Ренн» сейчас обладает пятым бюджетом в Лиге 1. Клуб довольно регулярно принимает участие в еврокубках, что также способствует пополнению копилки. Тенденция перегрева мирового футбольного рынка играет бретонцам только на руку, потому как клубная академия выпускает квалифицированных исполнителей на любую позицию в количествах, позволяющих безбедно жить только за счет продажи футболистов. Никакой финансовый кризис, судя по всему, не способен сломать бретонский механизм. С каждым днем система становится все совершеннее, приближая тот миг, когда «красно-черные» завоюют чемпионский щит…
Символическая сборная игроков, воспитанных либо раскрывшихся в «Ренне»
Фото: tvrennes35bretagne.fr, efdeportes.com, fr.wikipedia.org