10 мин.

Корабли и самолеты. Почему у российского бизнесмена не идут дела в «Венеции»?

Весной 2011 года в итальянском футболе объявился богатый русский. Бывший мэр Химок и известный бизнесмен Юрий Кораблин привез в Венецию настоящее громадье планов, мечт, проектов и громких заявлений. Однако постепенно подходит к концу 2012 год, а успехов в копилке президента «лагунари» не так уж и много, зато проблемы множатся с каждым месяцем.

***

Фото: fbcunionevenezia.com

В феврале прошлого года побитые судьбой тифози «Венеции» приготовились ликовать – приезд настоящего российского богача фактически стал реальностью. Фанаты, измученные клубным безденежьем, начали мысленно тратить миллионы евро, прикидывая, как скоро команда превратится в гранда итальянского футбола. Те, кто не очень вникал в суть, ставили знак равенства между Кораблиным и Абрамовичем.

Правда, тот факт, что русский бизнесмен выбрал именно «Венецию», с самого начала насторожил самых скептичных и дотошных журналистов и специалистов. Сколько они ни приставали, Кораблин так и не раскрыл истинных мотивов – лишь улыбался и бросал в воздух дежурные фразочки, которые в елей для итальянских ушей конвертировала переводчица, чем-то внешне напоминающая Ольгу Смородскую. Многих сделка удивила, ведь куда проще было бы вложить средства, скажем, в клуб серии B – там и условия лучше, и до серии А подать рукой. Но выбор Кораблина едва ли был обусловлен спортивными амбициями.

Разумеется, в самом начале не обошлось без громких заявлений. В соглашении Кораблина с бывшим владельцем клуба Энрико Ригони и регионом установлен срок, за который «Венеция» должна добраться до серии А, – на этот подвиг было отведено всего-то пять лет. Милый Ригони, который не смог продолжать активную работу из-за неважного здоровья, «познакомился с потенциальными покупателями из России и оценил их человеческие качества». Но из любительской лиги в сильнейший итальянский дивизион – за пять лет?.. При постановке таких задач нужно с самого начала настраиваться на круглосуточную работу и иметь в арсенале не только человеческие, но и блестящие профессиональные качества.

Сначала Кораблин предпринял несколько вялых попыток обогатить структуру «Венеции» россиянами, но ничего не вышло. Менеджер Балашов не знал итальянского языка и быстро скис, состоявшиеся футболисты не могли перейти в клуб из-за турнирного регламента, а идеи с организацией детских стажировок из «Химок» и других российских клубов заглохли сами собой.

Вскоре место генменеджера занял опытный Оресте Чинквини (пожалуй, единственный действительно сильный и удавшийся ход Кораблина), известный по работе с «Фиорентиной», «Лацио», «Болоньей», «Пармой» и «Удинезе». С насущной задачей он справился уверенно: с первого же захода «Венеция» добилась повышения из серии D в серию С. Правда, все произошло, скорее, на старых дрожжах: в команде остались неплохие ветераны и грамотный тренер. Однако перед началом нового сезона закончил карьеру 38-летний капитан Маттиа Коллауто, ушел харизматичный 34-летний форвард Эмиль Зубин. В конце концов, покинул Венецию и сам Чинквини – Оресте стал помощником Фабио Капелло в сборной России.

Тем не менее, успех Чинквини успокоил тифози и дал им уверенность в том, что русский все делает правильно. Но теперь Чинквини нет, и в серии С «Венеция» играет посредственно – пока без особых перспектив варится в середине таблицы. За спортивного директора – Андреа Гаццоли, за главного тренера – Диего Дзанин. Главные лица самой команды – французский голкипер Матье Моро, 36-летний форвард Денис Годеас и несколько арендованных молодых ребят. Речи о серьезных покупках не шло – все сплошь аренды да свободные агенты. И негодование здесь ни к чему – Кораблин и не обещал мощных вливаний в команду. В здания, индустрию – да, но не в раздевалку, комнату для теоретических занятий, или, там, в треквартисту.

В каком-то смысле такая политика разумна и имеет право на жизнь, но только не тогда, когда на тебе висит обязательство продвижения в серию А, а до дедлайна осталось три года. Некоторые болельщики уже рассуждают о том, что при Ригони они жили небогато, зато с чувством собственного достоинства – а сейчас творится черт знает что. Все проблемы лежат на поверхности, и положение дел не устраивает ячейку активных тифози «Венеции». Непостижимым образом они не сразу сообразили, что миллионных приобретений не будет (по крайней мере в ближайшее время), а ведь Кораблин еще на одной из первых пресс-конференций назвал футбольный рынок «перегретым». Глупо было бы думать, что он просто так примется выкидывать миллионы на игроков. Более того, летом на новых футболистов не было потрачено ни единого евро – и это в преддверии старта в куда более серьезной лиге, чем любительская серия D. Вот и все о футболе, собственно говоря.

Сам Кораблин как-то незаметно отстранился от команды и сейчас тонет в венецианских нечистотах – сначала у него случился ряд конфликтов со спонсорами «Венеции», а вслед за этим обнажился и главный подводный камень. Им стал экстравагантный мэр Венеции Джорджо Орсони, с которым Кораблину предстояло согласовывать планы постройки нового стадиона и прилегающего к нему инфраструктурного комплекса – главной и истинной венецианской цели бизнесмена. 17-й мэр Венеции продолжил традиции предшественников и начал создавать Кораблину проблемы. Когда итальянцы впервые поинтересовались у бизнесмена, был ли он на стадионе, понравился ли он ему, россиянин саркастически улыбнулся и сразу завел речь о стадионе новом – о том, который только планируется построить. «Нынешний стадион – это история. Нам предстоит написать новую. Документацию в муниципалитет подадим в течение ближайших месяцев». Ах, как он был наивен.

Фото: fbcunionevenezia.com

Когда-то непробиваемая венецианская администрация укротила самого Маурицио Дзампарини, перекрыв тому кислород целой лавиной бюрократических нюансов, формальностей, препонов. В свое время Дзамп представил мэрии симпатичный план строительства нового стадиона недалеко от аэропорта Марко Поло и поставил единственное условие: он оплачивает все расходы, а город позволяет ему разместить в окрестностях большой торговый центр (что важно – разговор с мэрией Маурицио завел только тогда, когда «Венеция» уже стучалась в двери серии А, то есть в то время, когда необходимость строительства объективно назрела). Дзамп долго бился с бюрократией, но потом плюнул на Венецию и уехал на Сицилию, в «Палермо».

Похоже, что сейчас Джорджо Орсони готовится к новому противостоянию. (Кстати, именно этот человек завесил всю Венецию рекламными баннерами, именно из-за него Мост Вздохов стали называть Мостом Брэндов). Команда Кораблина уже давно представила все планы, расчеты, схемы и графики предстоящего строительства в распоряжение мэрии, но Орсони вновь и вновь оттягивает его начало – изучает возможный экологический вред, пытается найти какие-то пути экономии (или наоборот – максимального извлечения выгоды) и наиболее рационального использования территории. Но основная загвоздка даже не в Орсони – при всех странностях он, в принципе, уже обязался поддержать Кораблина.

Главная проблема – компания Save, управляющая венецианским аэропортом Марко Поло. В лице председателя совета директоров Энрико Марки она выступает категорически против освоения близлежащих территорий, потому что в ее планах значится создание новой взлетно-посадочной полосы (и эта идея пользуется поддержкой главы области Венето Луки Дзайи, считающего модернизацию аэропорта приоритетным инфраструктурным проектом). На согласование деталей, удовлетворение интересов каждой стороны и разрешение всех споров может уйти от года до доброго десятка лет, и терпение Кораблина уже иссякает, хотя в Венеции он пробыл не так уж и долго. Итальянцы говорят: «Мы можем прийти к соглашению, но не в том бешеном темпе, который навязывают русские. Это не так уж просто».

Все, что в данной ситуации может сделать Орсони – регулярно давать добро на всяческий мелкий ремонт и модернизацию «Пьерлуиджи Пенцо». Хотя, по сути, этим давно должен был заняться сам муниципалитет. А если говорить начистоту, аварийного монстра было бы правильнее и вовсе отдать на растерзание бульдозерам.

А тут еще и природа стала ставить палки в колеса Кораблину. Работы по подготовке «Пенцо» к дебютному сезону в серии С шли полным ходом – устанавливались новые кресла, заменялись системы освещения, создавались условия для организации видеотрансляций и качественного доступа в интернет. Однако в июне на город обрушился торнадо – стихия серьезно повредила и без того ветхий стадион (пострадала стена, оказалась повреждена электрика, вырваны кресла и заграждения). Все это привело к тому, что «Венеция» едва не провалила лицензирование стадиона, необходимое для участия в турнире серии С – пришлось даже в срочном порядке изучать возможность брони стадиона в Портогруаро. К счастью, практически за несколько дней до старта чемпионата строение все же удалось кое-как подлатать.

«С этого момента все усилия будут направлены на строительство стадиона. Время проектов и обсуждений закончилось, нам необходимо незамедлительно действовать. Я успокоюсь только тогда, когда разобью об стену нового стадиона бутылку шампанского», – заявил раздраженный Юрий Кораблин. От его прошлогодней улыбки не осталось и следа. Тогда он рассуждал о том, что «Венеция» – это долгосрочный проект и, соответственно, долгосрочные инвестиции, но вряд ли предполагал, сколько в действительности на это потребуется времени.

Дело в том, что сами итальянцы считают Венецию едва ли не безнадежным местом в плане создания футбольной инфраструктуры – об упертости местных чиновников ходят легенды. Уже упомянутый проект Дзампарини, кстати, не был первым – до этого муниципалитет блокировал и другие амбициозные бизнес-планы. Итальянцы советуют Кораблину забыть о новом стадионе и задуматься о масштабной реконструкции «Пьерлуиджи Пенцо», но эти разговоры просто несерьезны (да и не за тем бывший мэр Химок приезжал в Италию).

На острове Святой Елены просто нет места для расширения стадиона. 101-летняя обглоданная временем конура не может принять даже 10 тысяч фанатов, и это идет вразрез с любыми смелыми планами по созданию конкурентоспособного клуба. Все действительно крутится вокруг новой арены с рабочим названием «Venice Green Arena». Которая, кстати, уже сменила как минимум два проектных обличья усилиями иранского архитектора Масуда Эсмаиллу – пройден путь от оригинальной «змееподобной» конструкции до проекта, во многом копирующего туринский «Ювентус Стэдиум».

Кораблина действительно больше всего интересует земля Тессеры (пригорода Венеции), которую он мог бы застроить прибыльной инфраструктурой – в его планах возведение на материке спортивной клиники, гостиниц, аквапарка, автостоянок, кинотеатров, пабов и еще бог знает чего (места там красивые, но совершенно неосвоенные – туристу в Тессере толком даже негде перекусить). И все происходящее пресса уже окрестила «войной за Тессеру» (Guerra per Tessera).

Более чем вероятно, что для Кораблина покупка «Венеции» – простой промежуточный шаг к получению драгоценной земли. Вот и получается замкнутый круг – Кораблин хочет запустить бизнес; Орсони, видимо, хочет денег; Save хочет модернизировать аэропорт. Видеть прогресс команды хотят только фанаты.

Удивление происходящим высказал и все тот же Маурицио Дзампарини: «Я нахожу очень странным то, что русские вкладывают деньги в венецианский футбол. Те же 150 миллионов евро стоила «Рома» – и она-то уж точно во всех смыслах перспективнее. В Венеции невозможно играть в футбол на высоком уровне. И я думаю, что построить стадион в Тессере русским тоже не удастся». Специалисты ему вторят: «Еще одна смелая идея, которой не суждено увидеть свет».

Болельщики, разумеется, за всем этим следят. И сейчас они ставят Кораблину в вину то, что он практически не бывает в Венеции, не наладил с ними обратную связь и не интересуется командой, а только и делает, что выбивает из муниципалитета эту проклятую землю под стадион и свои проекты. В конце концов, фанаты постепенно начинают демонстрировать недовольство самым доступным способом – игнорированием матчей. Когда на первую игру в серии С пришло всего 1190 фанатов, Кораблин (тоже на ней присутствовавший) удивился: «А где болельщики?» Вскоре они ответили: «А мы спрашиваем себя, где был президент все эти месяцы?..» Фанатам нужна ясность. Богатый владелец у клуба то ли есть, то ли нет. Кораблин очень далек от образа типичного итальянского президента – он не рвет за команду последнюю рубаху, не громит СМИ ударными интервью. Он все время в тени и занимается какими-то своими делами, отдельными от «Венеции».

Дошло до того, что на матч 10-го тура против «Милаццо» на трибуны «Пьерлуиджи Пенцо» поднялось всего 368 болельщиков – это исторический минимум, позорный антирекорд и протест как против вялой и непонятной деятельности Кораблина, так и против твердолобого муниципалитета. Людям не нравится ни игра «Венеции», ни античная развалюха «Пенцо». Один стыд.

Можно спорить о том, что ждет «Венецию» дальше, но на сто процентов ясно, что если в ближайшее время возле аэропорта «Марко Поло» не начнут стучать отбойные молотки, Кораблин уедет «играть в футбол» в другое место.

***

Разговоры о строительстве новой спортивной арены гуляют по Венеции уже около пятидесяти лет – начало работ анонсировало еще предыдущее поколение чиновников. Но кажется, что «Пьерлуиджи Пенцо» действительно проклят: «Венеция» обречена вечно играть под присмотром майора-авиатора, давшего имя футбольной арене. Мрачная ирония – для того, чтобы попасть на стадион, каждому болельщику или футболисту необходимо преодолеть часть пути по воде. То есть сделать то, что погубило прославленного летчика Пьерлуиджи Пенцо – 29 сентября 1928 года его самолет налетел на электрические провода и рухнул в реку.