Хороший, плохой, безумный
Он сошел с ума! – разносилось по римским улочкам. – Старик точно спятил, я вам говорю, это какой-то маразм! – вторили друг другу голоса. – Он сумасшедший, просто псих, сумасшедший… Во что он вообще играет? Это чистое безумие!
Кажется, что Зденек Земан, вернулся не только в Рим, кажется, что он вернулся в прошлое, а вернее безнадежно в нем застрял. Его футбол архаичен, он невозможен в реальном времени, это программная ошибка, сбой, баг, такого просто не бывает. Команда отказывается слушаться старика, лидеры открыто конфликтуют, пытаясь вернуть наставника в реальность, пытаясь не впасть вслед за ним в непроницаемую бездну безумия. Но все тщетно, Земан гнет свою линию, он невозмутим и уверен в собственной правоте, ему плевать на всеобщее мнение, плевать, что говорят вокруг, плевать, что его считают сумасшедшим. Такой уверенности, такой убежденности, можно только позавидовать, даже если она безумна.
А по началу сезона возникало именно такое ощущение. Казалось, что это самоубийство, не иначе. Кем он собрался играть в обороне? Кто такой Кастан? Почему рядом с ним начал выходить какой-то бразильский тинэйджер, толком и на родине-то не игравший? Да что там центр, когда справа играет Пирис, хуже которого на этой позиции сыграют только максимум два человека в мире. Даже моя бабушка закроет позицию правого защитника надежнее. Да, она уступит Ивану в атакующих действиях, но в оборонительном плане даст фору, серьезно. И это оборона команды, за которую в свое время играли Кафу, Канделя, Алдаир и Загу? Бросьте, это просто фарс! Стивен Хокинг будет подвижнее в центре римской защиты, нежели любой из нынешней обоймы.
Впрочем, можно играть и без обороны, есть и такой пример, только один, но есть – «Барселона». Когда травмированы Пике и Пуйоль, то каталонцы обходятся вообще без защитников, но все дело в том, что они защищаются иначе, не конкретной линией, а всей своей сущностью. Проблема в том, что так может только «Барса». А «Рома», как легко догадаться из названия, вовсе не «Барселона» и вряд ли ей когда-нибудь станет. Самое смешное, что не так давно пыталась, но проект катастрофически провалился.
«Желто-красные» не просто разбалансированы, у них вообще нет баланса, никакого. Нет противовеса атаке, им просто некем защищаться. Такое ощущение, что Земан специально выстраивал именно такую оборонительную линию, точно показывая полузащите с нападением: ребята, вы оглянитесь, посмотрите, кто прикрывает ваши тылы. Посмотрите-посмотрите, не воротите нос, Франческо Тоттьевич, и вы, Даниэле де Россиевич, тоже не брезгуйте, взгляните. Вам просто не на кого надеяться, у вас есть только один выход – атаковать, еще раз атаковать и снова атаковать.
Но «Рома» все еще выходит на игру чуть расслабленно, точно ее до сих пор мучит фантомными болями призрак Луиса Энрике на скамейке запасных. Покатать мяч, подержать его, войти в игру не спеша и размеренно. Вместо этого следуют потери и неизменные голы, причем пачками, причем сразу. В Турине «Юве» отгрузил «волкам» тройку за восемнадцать минут. «Аталанта» в дебютную четверть часа на Олимпико обязана была забивать не меньше, а «Дженоа» забила дважды. За стартовые пятнадцать минут трех последних матчей римляне пропустили пять (!) мячей, а должны были едва ли не десятку.
Под таким давление сломается любой, усомнится в себе, в выборе способа игры. Но не Земан. Этот странный чешский старик не ведет и бровью, продолжая настаивать на своем видении футбола. Он сажает на скамейку де Росси, Освальдо и Бурдиссо. Он открыто критикует Тотти. Он не боится ничего, он верит в свой выбор, он и правда сумасшедший.
Все, что требует этот безумный тренер – играть в атаку. Каждую секунду каждого матча быть нацеленным на ворота соперника, если мяч у тебя или же на моментальный отбор, если мяч в ногах противника. Идея Земана примитивна и проста как апельсин – мы должны забить «Х+1», где «Х» – количество пропущенных голов. Ему плевать, сколько будет пропущено, плевать на ошибки в обороне и в центральной зоне. Главное – атака и ничего больше. Он буквально заставляет игроков выстраиваться в линию при розыгрыше мяча с центра поля – восемь человек на центральной линии, один к одному, сзади только два центральных защитника. Разыгрывается мяч, и вся эта линия мгновенно срывается вперед, несется на ворота соперника, это больше похоже на американский футбол или регби. Такого не увидишь больше нигде. Это психологическая атака, это основа его футбола, закладывающаяся в головы игроков.
Что-то похожее в идеологическом плане мы уже видели, это делали бразильцы, но там впереди играли Роналдо/Ривалдо/Роналдиньо, которые могли забивать в любом состоянии и настроении. Собственно, у бразильцев были и другие примеры, более ранние. А здесь, в сегодняшней «Роме», кто должен забивать здесь? Ламела? Ну да, талантливый, яркий парень, но инфантильный, точно снежинка на зимнем ветру – никогда не знаешь, куда ее понесет в следующую секунду. Дестро? Молод и агрессивен – не поспоришь, но Маттиа умудрился не забить ничего за четыре игры, хотя моментов был вагон и делал вроде бы все правильно – через раз не везло, через раз излишне спешил. Есть Освальдо, но и он умудрился войти в конфликт с единственным тренером на планете, у которого во всех командах раскрывались и блистали именно центральные нападающие.
Вроде бы все против него, вроде бы плохо даже то, что должно быть хорошо, но и это не повод отступать. Это какой-то парадокс, какое-то извращение, даже самоистязание: либо мир сломает тебя, либо ты сломаешь мир.
Возможно, решающий сдвиг в головах игроков случился в Генуе. Там вновь были быстро пропущенные голы, вновь были привычные грабли, но «волки» их не заметили, как и учил тренер – рано или поздно грабли начнут ломаться от удара о ваши головы. «Рома» довела ту игру до абсурда, «Дженоа» буквально не знала, куда ей деваться. Пробовала защищаться – пропускала, пробовала отвечать атаками – снова пропускала. Земан похоже сломал неприступную стену в сознании своих игроков. Именно в этом матче можно было увидеть частично ту самую команду, что строит этот безумный старик. Атака, атака, атака. Мяч к воротам соперника тащил даже Кастан, приводя Гранквиста, своего визави по игре в обороне, в исступление. Швед буквально не понимал, что происходит, какого черта ему приходится защищаться от атак центрального защитника?
Ближе к концу той игры старое морщинистое лицо римского полководца сияло легкой улыбкой на крупных планах трансляции. Ему определенно нравилось то, что происходило на поле.
Таким футболом не выигрываются титулы, так просто не бывает, но, черт возьми, титулы здесь ни при чем. Если «Рома» пойдет дальше, если команда заразится безумием своего тренера, то это будет что-то невозможное, это будет чистое футбольное веселье, когда игра идет ради игры, когда атаки ради атак. Это будет самая веселая команда в Европе, а, быть может, и в Мире. И я буду первым, кто согласится, чтобы ему отпилили руку, ногу, или еще что-то не менее важное, лишь бы старик Земан остался, лишь бы он безумствовал дальше.
Возможно, его футбол непригоден для коллекционирования трофеев, возможно, он устарел, возможно, он просто плод больного сознания, измученного временем и окружающим неверием. Но без него совершенно точно будет скучно, без него мир покажется чуть более серым и безразличным.
Если команда не сломается, если руководство вытерпит, то в самое ближайшее время матчи «волков» можно будет смотреть, будто спектакли, точно художественное кино, их можно будет выпускать на DVD. Это искусство ради искусства. Ни хорошее и ни плохое – безумное, настоящее. Недаром безумие так тесно граничит с гениальностью, являясь всего-навсего разными гранями одной и той же сущности.
Если вам станет скучно, если вы решите, что мир футбола насквозь проржавел прагматизмом – включайте матч «Ромы», любой, и просто получайте удовольствие.
А разговоры? Они так и будут расползаться по улочкам «вечного города». Они будут шептать: он безумен… – они будут вопить. – Старик спятил! – ведь это уличные сплетни, авторам которых вряд ли суждено стать их причиной, ведь для этого нужно сойти с ума…
«До того как я познакомился с ним, я играл в мяч, с ним я начал играть в футбол. Зденек Земан был основой, потому что он дал мне осознание моих способностей. Он стал моим первым настоящим тренером: до того момента меня тренировали хорошие специалисты, люди, которые взрастили меня, позволили мне набраться опыта, но встреча с Земаном изменила мою жизнь и карьеру. Могу сказать, что он стал моим наставником. Он видел футбол, как я. Земан – это философия игры, развлечения, спектакля, который покоряет. Потому что приносит тебе радость. Быть нападающим у него – это балдеж. И если случалось, что несколько раз за матч я помогал моим товарищам-защитникам, вынужденным получить много голов в наши ворота, думаю все же, что, когда мы побеждали 5-4, это развлекало также и их, счастливых быть спасенными от кошмара и причастными к вовлечению всей публики в центрифугу тех событий.»
Например, Земан – сумасшедший, потому что романтик, оторванный от реальности, причем осознанно, что особенно забавно. А настоящие романтики – психи, причем поголовно)
Бьелса – псих скорее по житейским моментам, ну там отсутствие мобильного, верность своему слову, не смотря на миллионные контракты, которые можно заполучить, нарушив всего-навсего данное обещание… В футбольном же плане он - сумасшедший профессор, высчитывающий в недрах секретной лаборатории формулу гениальности, в данном случае футбольной.
Футбол одного – свобода, раскрепощение, идущее частенько во вред результату, футбол другого – математика, помноженная на вдохновение.
Но это так… мысли вслух)