Леверкузен. "Байер".
Только двум клубам бундеслиги позволено иметь статус дочерних предприятий крупных концернов. Один из них - "Вольфсбург", другой - "Байер" Леверкузен. Исключение для данных клубов сделано по причинам исторического характера: поскольку они с самого начала были тесно связаны с "Фольксвагеном" и "Байером" соответственно.
Неофициальное прозвище леверкузенцев - "Werkself" (можно перевести как "работяги"), - и в это слово фанаты конкурирующих команд всегда вкладывали известную долю презрения. Но в "Байере" своим пролетарским происхождением решили гордиться и даже выпустили в этом сезоне футболки с соответствуюещей надписью.
Леверкузен - город, в принципе, небольшой. Стадион "Байера" вмещает всего 22 тысячи болельщиков; лож (как уже можно было понять из предыдущих сообщений, VIP-ложи являются важным источником дохода любого немецкого клуба) - всего несколько штук. В общем, без поддержки фармакологического концерна леверкузенцам вряд ли удалось бы надолго задержаться в бундеслиге. И уж тем более хвастаться тем, что по набранным очкам за последние двадцать сезонов "Байер" уступает только "Баварии".
Свои главные минусы леверкузенцы пытаются превратить в плюсы, создав имидж уютного и даже "семейного" клуба. Расширять стадион, может, и будут, но когда и как - неизвестно. Деньги в "БайАрену" вкладываются постоянно, но в первую очередь для того, чтобы сделать арену как можно более комфортабельной для болельщиков (и, конечно, сотрудников: генеральный менеджер клуба Хольцхойзер похвастался, что кофейный автомат, стоящий в офисе клуба, стоит две с половиной тысячи евро).
"Мы пытаемся быть противоположностью таких клубов как "Бавария" или "Шальке", - объяснял философию антигигантизма один из сотрудников клуба. - "Пытаемся создать на стадионе расслабленную и даже интимную атмосферу".
Хотели бы, наверное, играть при свечах.
Если с финансовой точки зрения "Байер" - в полном порядке (бюджет около 70 миллионов), то со спортивной - все несколько печальнее. В последние несколько лет Хольцхойзеру пришлось серьезно урезать расходы на зарплаты (стремились к тому, чтобы они составляли менее 50 процентов общего бюджета), что естественно не могло не сказаться на результатах.
В общем и целом, поразить гостей Хольцхойзеру не удалось (даже кофеварка не помогла). Наоборот, генеральный менеджер "Байера" с удивлением послушал представителей "Локомотива", рассказавших ему о том, что российские клубы вынуждены передавать РФПЛ не только права на телетрансляции, но и около 80 процентов всех рекламных прав (наружная реклама на стадионе, табло и т.д.), получая за все долю из общего котла. А это для московских клубов и того же "Зенита" - крайне невыгодно.
В бундеслиге, конечно, такого быть не может по определению. Но кроме того, Хольцхойзер - известный борец за самостоятельность клубов, потому что "клубы сами несут все финансовые риски, а значит, и рекламную, и маркетинговую компанию вправе организовывать самостоятельно, и заработанные деньги распределять так, как захочется".
Хольцхойзер заявил о том, что G-14 должно и будет расширяться на восток: несколько ведущих украинских и российских клубов с точки зрения уровня развития уже готовы к тому, чтобы вступить в эту организацию.
Личное дело футболиста "Байера" Шустера Б. Характер нордический стойкий... Футболки прошлых лет. Всем очень понравилась та, которая справа вверху. Жаль, в фан-шопе не продается.