«Спартак» — по-прежнему народная команда
За 6 лет "Спартак" потерял 25% болельщиков, но остаётся самым популярным клубом страны. У "Зенита" прирост на 34%, у "Анжи" — на 82%.
В чемпионате России по футболу в сезоне-2012/2013 участвуют 104 клуба. Общая аудитория (число тех, кто периодически, но с разной частотой будет следить за текущим первенством и тем или иным способом наблюдать матчи или обзоры одной или нескольких лиг), равняется почти 9,5 млн жителей страны (из них 45% относительно активных и 55% умеренных). Трибуны стадионов во всех трёх лигах хотя бы время от времени будут посещать более 6% от всей аудитории, а остальные находиться в статусе ТВ или Интернет-болельщиков.
ТОП-25
В этом сезоне клубные предпочтения аудитории первенства России имеют следующее распределение.
Примечание
• Общая сумма по всем 104 клубам превышает 100% – часть граждан болеет как за клуб из Премьер-Лиги, так и за свой региональный клуб из более низших дивизионов.
• Учитывались только реальные поклонники клубов, которые относительно регулярно следят за ходом турнира в одной или нескольких лигах ЧР и периодически, но с разной частотой, любым из доступных способов наблюдают игры первенства или их обзоры (21% из интересующихся футболом в РФ).
• Без учёта болельщиков, которые переживают за российские клубы лишь в Еврокубках. Кроме 9,5 млн активных и умеренных болельщик в России ещё есть 12,5 млн пассивных болельщиков, часть из которых хоть специально и не следит за национальным первенством, всё же симпатизирует какому-либо клубу и реально болеет за него, если он выступает в Еврокубках. Но предпочтения этой группы отечественных любителей футбола выходят за рамки настоящего материала. Замечу лишь, что наши ведущие клубы имеют в их лице существенное число своих потенциальных почитателей и в играх чемпионата страны.
Важной характеристикой популярности футбольных клубов является и то, насколько они интересны для поклонников других команд и нейтральных любителей спорта номер один. В частности, максимальный интерес к ТВ-трансляциям такие болельщики сейчас проявляют к играм питерского "Зенита" и столичных "Спартака" и ЦСКА.
Рекордная незаинтересованная аудитория внутреннего футбола собралась у телеэкранов во время поединка за Суперкубок РФ-2006 "Спартак" – ЦСКА. Тогда более 10 млн наших сограждан, болеющие за другие клубы или сохраняющие клубный нейтралитет, наблюдали эту встречу. Что составило более 70% всей её аудитории. К сожалению, в последние два сезона показатели существенно меньше – максимум 3–3,5 млн поклонников других клубов смотрят матчи между этими тремя топ-клубами.
А, например, по итогам 30 туров РФПЛ прошлого сезона наибольшая средняя посещаемость стадионов отмечена во время приезда ЦСКА (20 500 чел.), "Спартака" (20 250 чел.), "Зенита" (17 250 чел.), "Анжи" (16 000) и "Локомотива" (14 500 чел.).
ДИНАМИКА В ТОП-10
За шесть лет количество поклонников у нынешних самых востребованных клубов претерпело следующие изменения.
Важно учитывать, что за период с 2006 г. общее число реальных болельщиков уменьшилось почти на треть, что отрицательно сказалось и на числе поклонников большинства команд. При этом максимальное сокращение аудитории произошло в сегменте нейтральных почитателей национального чемпионата – количество следящих за чемпионатом России, но постоянно не симпатизирующих ни одному из его клубов, недобирает порядка 80%.
В ПЛЮСЕ – "АНЖИ", "ЗЕНИТ", "КУБАНЬ"
Сегодня "Зенит" делит со "Спартаком" лавры самых популярных клубов среди российских болельщиков. А восемь лет назад, в 2004 г., он вместе с "Локомотивом" делил 3-е место – оба клуба имели практические одинаковые показатели (1,1 млн чел.). Но за этот период питерцы увеличили свою аудиторию более чем на 50%, в то время как ряды поклонников железнодорожного клуба зеркально поредели наполовину.
Такая картина вряд ли для многих стала неожиданной. Уже несколько лет подряд Санкт-Петербург и его окрестности являются единственным местом в стране, где можно наблюдать прямые трансляции всех матчей своей команды по общедоступному ТВ. Что, в сочетании с успехами на внутренней и международной арене, стабильным и немалым финансированием, и определило результат. По популярности национального футбола город на Неве сопоставим с европейским стандартом, а местные телевизионные рейтинги игр "Зенита" стали самыми высокими в рамках чемпионата страны и, в отличие от других регионов, соизмеримы с шоу-программами и сериалами.
Ещё более стремительный взлет по относительному показателю совершил махачкалинский "Анжи". В 2006 году он прозябал в первом дивизионе, а средняя посещаемость его домашних матчей составляла всего 3,5 тысячи человек. Но известные события существенно повысили интерес к команде, как на Кавказе, так и за его пределами. Причём этот прогресс продолжится, если к клубу не ослабнет внимание со стороны владельцев и местной власти и расширится доступность телевизионных трансляций его игр для массовой дагестанской публики.
"Кубань" также в 2006 г. выступала в первом дивизионе, поэтому и имеет положительный баланс по вниманию публики. А ее высокое место в рейтинге во многом обусловлено тем, что Краснодарский край это третий по численности регион страны и в нем относительно высокая популярность футбола и своих клубов. Да и региональное телевидение, пусть и в записи и определенный период, но показывало игры своих команд. При этом оба краснодарских клуба ещё далеко не полностью исчерпали потенциал роста числа своих поклонников среди местных жителей.
Во-первых, какой недоумок придумал такой заголовок к публикации?! Что значит «всё ещё»? «Спартак» был, есть и будет народной командой! И это – не мои слова, болельщика «Спартака» с 20-летним стажем. Это признают все – кто-то прямо, кто-то косвенно, как, например, газпромовские клерки (об этом я скажу чуть позже).
Второе – что это за данные? Четыре раза вдоль и поперёк прочитал статью – так и не понял, что послужило источником подобных выкладок? Откуда они взялись – из посещаемости стадионов? из числа телезрителей? из количества бабок у подъездов, которые лузгают семечки и обсуждают перипетии Чемпионата России по футболу? Или, может быть, это данные опроса общественного мнения? Тогда кто и когда его проводил, какие вопросы задавались, у кого спрашивались и т.д.???
Ну, вот автор публикации утверждает, что «абсолютное количество реальных поклонников» «Спартака» в РФ равняется 1,715 млн. человек. Хорошо. А я скажу – что число поклонников «Спартака» в РФ равняется 17,15 млн. человек. И кто из нас прав? Судя по тому, что автор не приводит источника своих данных, прав я, т.к. он пишет в пост, а я – в коммент. :)
Но самое главное даже не в этом. Что-то там автор проблеял про «рекордные телеаудитории» (на матче «Спартак» – ЦСКА в 2006 году) и про падение интереса телезрителей к ЧР, так вот – если он всё-таки оперирует данными телеаудиторий, то должен признать, что ГАЗПРОМОВСКИЙ ТЕЛЕКАНАЛ НТВ делает всё возможное, чтобы СНИЗИТЬ ИНТЕРЕС РОССИЙСКИХ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ К ФУТБОЛУ. Как? А очень просто – он НЕ ПОКАЗЫВАЕТ в прямом эфире на федеральном НТВ матчи с участием «Спартака» – только на Плюсе! Ну и скажите на милость, как аудитория телевизионных футбольных программ будет расти, если СОЗНАТЕЛЬНО не показывать матчи САМОГО ПОПУЛЯРНОГО клуба? Естественно интерес к этому «продукту» будет падать. Если в эфире программы «Время» перестать показывать Путина и начать показывать мэра города Урюпинска, то и программу «Время» перестанут смотреть, хоть она и выходит в прайм-тайм!
А теперь – ВНИМАНИЕ!!! Газпромовские сявки с НТВ сами признали, что «Спартак» является самым популярным – «народным» – клубом России! Причём настолько, что в подмётки не годится никто (ну, может коняшки где-то рядом, это не суть). Помните, когда вместо ТОПового матча 11-го тура и всего первого круга Чемпионата России «Спартак» – ЦСКА на федеральном НТВ была показана игра «Динамо» – «Анжи», и болелы «заволновались» и начали «писать письма президенту», один из руководителей канала неуклюже так признал – мол, да, «Спартак» показываем только на Плюсе, чтобы увеличить число подписчиков канала и его коммерческую составляющую! Дословную цитату сейчас не приведу, но это без труд можно найти на «Советском спорте» или «Спорт-Экспрессе».
Для кого-то это новость? В продолжение темы – «Спартак» на федеральном НТВ не показывают даже в Лиге Чемпионов – ни с «Селтиком», ни с «Бенфикой». Зато бомжиков – пожалуйста! «Анжи» – да не вопрос! Почему? Да потому, что их «Зенит» или «Анжи» никому ни в хрен не вдулись, а на «Спартаке» можно ЗАРАБОТАТЬ! А заработать можно на ком? Правильно – только на самом популярном клубе!
Всё! Занавес!
P.S. Приношу свои искренние извинения за большое количество буковок. Но, блять, право слово, остописсдело уже, когда всякие лохи начинают проводить типа опросы и типа исследования на футбольную болельщицкую тематику. И при этом не могут ни вопросов грамотно сформулировать, ни полученные циферки интерпретировать…
«Спартак» – навсегда!