Предматчевая программка
Пока команда тренируется в Италии, клуб готовится к предстоящему сезону. Ведь до первого официального матча осталось меньше месяца. Каких-то три недели и все – снова в бой. А чтобы в новый сезон войти, необходимо заключить множество соглашений с партнерами. Признаться, я не люблю всю эту бумажную волокиту (подготовку договоров и прочих бумаг), но без нее никуда. Договора с информационными партнерами, типографией, сетью спорт-баров, кафе, хостинговой компанией…
Так как сейчас занимаюсь составлением договора именно с типографией, хотелось бы изложить свой взгляд на предматчевую программку.
В нашем клубе ее готовят 3 человека: я, мой помощник и дизайнер-верстальщик. Сейчас к каждому матчу мы готовим 48-страничный буклет. Но пришли к этому не сразу.
В 2003 году, признаться, было вообще не до программки. Остаться бы в премьер-лиге. Выпускали 16-страничную брошюрку, в которой 8 полос занимала реклама. На тот момент в клубе не было даже штатного дизайнера. А ровняться тогда следовало на «Сатурн», они делали в тот год лучшие буклеты.
В 2004, после английской стажировки, было решено развивать это направление. К тому моменту хорошие предматчевые буклеты появились и у «Локо». Мы сменили формат. Перешли на так называемый А5+. Решили, что в официальной программке «Москвы» никогда не будем писать что-либо негативное о сопернике. Никаких домыслов, только официальные данные. Просмотрели множество программок английских клубов, итальянских, французских. Копировали некоторые рубрики, некоторые адаптировали под наш менталитет (Лэмпард, отвечая на вопрос «С кем бы вы хотели принять душ?», мог легко назвать каку-нибудь поп-диву, зная, что это развеселит фанатов. Наши же игроки не хотели отвечать на этот вопрос, ссылаясь на возлюбленную, мол, не поймет).
Президент Клуба болельщиков «Москвы» Василий Петраков рассказывал о взаимоотношениях между фанатами играющих команд, интересные истории из жизни фан-клуба. Просвещал, так сказать, молодежь.
В 2004 году к матчу со «Спартаком» мы подготовили 48-страничный буклет. Ничего подобного на тот момент никто не делал. В конце года РФС проводил конкурс на лучшую программку чемпионата России. Решил поучаствовать. Итоги конкурса мне понравились. Комиссия (кто в нее входил, так и осталось загадкой, на которую мне ответит не смог никто) отметила программку «Зенита» к матчу Кубка УЕФА (при чем здесь наш чемпионат?) и наш буклет к игре со «Спартаком». Со словами, что это лучшие предматчевые журналы 2004 года. При этом лучшей в конкурсе в итоге была названа программка ЦСКА. На следующий год я решил не тратить время на это конкурс.
2005 год ушел на становление, ввели несколько новых рубрик, поменяли дизайн обложки.
В 2006 году мы вновь поменяли формат. Теперь наши программки квадратные. Благодаря этому верстать их стало проще, текст в три колонки читается легче, фотографии можно размещать более крупные. Опрос среди болельщиков показал, что им такой формат по душе. Буклет подобной формы, кстати, я увидел клуба «Манчестер Юнайтед».
Еще одна рубрика, которой я очень доволен – это авторская колонка Леонида Слуцкого. Где главный тренер рассказывает, как его команда готовилась к сегодняшнему матчу, анализирует игру соперника, сильные и слабые стороны, рассказывает о состоянии команды, как оно изменилось после последнего матча и так далее. Я ничего подобного в России не видел. Схожую колонку я подсмотрел в программке «Манчестер Сити»
Тем не менее, в прошлом году, как мне кажется, лучшие предматчевые буклеты были у «Локомотива».
На самом деле, жаль, что в нашей стране пока лишь малая часть болельщиков приобретают ее перед матчем. У молодых любителей футбола нет пока такой привычки. Что касается коллекционеров, то и их в стране немного. В основном это болельщики со стажем, кто начал коллекционировать программки еще с союзных времен. Очень много коллекционеров в Санкт-Петербурге. Во всяком случае, когда мы играем с «Зенитом», программок продаем столько же, как и на матчах с ЦСКА или «Спартаком».
Не так много клубов в России уделяют программкам должное внимание. Другое дело в Англии. Там это экономически выгодно. «Челси» к каждому матчу печатают минимум 10 000 экземпляров. Причем у них это буклет – более 100 страниц. Спонсоры размещают рекламные модули, платят за это. И стоимость программки в Англии сравнительно небольшая: от 5 до 8 долларов.
В России ситуация иная. Естественно, у меня нет точной статистики по всем клубам. Но, думаю, более 2 000 экземпляров не продается даже на самых рейтинговых матчах.
Что касается нашего клуба, то в среднем тираж наших программок составляет 1000 штук. Из них половина раздается бесплатно командам, судьям, журналистам, ВИП-гостям.
Вряд ли сейчас стоит всерьез говорить о коммерческой составляющей. Стремиться к этому, конечно, нужно. Но зарабатывать на программках станет возможным только в отдаленной перспективе. Пока же важно приучить болельщиков приобретать их, коллекционировать. Тем более в нашем случае.
Многие из вас, думаю, удивятся. Но самой редкой программкой «Москвы» стал буклет к матчу с «МТЗ-Рипо» в Кубке Интертото. Отпечатано было 700 экземпляров, и все 400 программок, пущенных в продажу, раскупили еще за сутки до матча. Кто? Преимущественно коллекционеры.
Важный момент. У программок есть и другая составляющая. Официальная программка – это лицо клуба. Футболисты, заходя в раздевалку, первым делом читают (как минимум просматривают) именно ее. Болельщики, благодаря программке, могут ознакомиться с последними и самыми правдивыми новостями из команды, прочитать интервью с футболистами, узнать максимально полную информацию о сопернике, с кем предстоит сыграть любимой команде через несколько минут. Я уже не говорю о различных конкурсах, статистике, плакатах и так далее. В этом году, например, мы хотим ввести новую рубрику – «10 вопросов». Где футболист будет задавать вопросы известному актеру или музыканту, и, соответственно, сам отвечать на вопросы этого человека. Первая пара – Дмитрий Кириченко и лидер группы «Звери» Роман Билык. Есть и другие задумки.
Практически во всех командах ПЛ есть игроки, ранее выступавшие в нашей команде. Безусловно, стараемся делать с ними интервью к предстоящим матчам. Тем более, что их помнят болельщики, положительно к ним относятся.
Не секрет, что у «Москвы» - самые молодые болельщики в России. Поэтому для нас программка – это дополнительная возможность рассказать им о нашем клубе.
При этом важно, чтобы программка была доступна. Другими словами, стоила дешево. На «Стадионе им. Стрельцова» на лотках программка «Москвы» (48 страниц) стоит всего 40 рублей.
Такая низкая цена возможна благодаря нашим отличным отношениям с типографией БДЦ, с которой клуб сотрудничает уже 5 лет. Причем коммерческий директор типографии Руслан Байгушев – болельщик «Москвы», ранее болел за «Торпедо», а в детстве занимался футболом в СДЮШОР имени Валерия Воронина. Забавный случай. В 2003 году в первом туре тогда еще команда «Торпедо-Металлург» встречалась со «Спартаком». Один из рекламных щитов мы отдали типографии, взамен они отпечатали нам тираж предматчевых программок с большой скидкой. Руслан смотрел ту встречу в спорт-баре, при этом (бывают же такие совпадения) выбирал себе новое место работы из двух типографий. По его словам, когда он увидел рекламный щит на матче любимой команды, вопросов «Куда идти?» у него не осталось.
В моей работе с типографией контактировать приходится каждый день. Печать программок, буклетов, плакатов, календарей, визиток, конвертов, бланков и так далее – все это лежит на пресс-службе. И за 5 лет работы не было ни одной накладки. При этом благодаря взаимовыгодному сотрудничеству клуб экономит деньги на печати, а типография получает дополнительные рекламные и имиджевые возможности.
Так что, пока я работаю в клубе, программки «Москвы» будут красивыми, информативными и доступными для болельщиков.