5 мин.

The Telegraph: «Зенит» нужен Кремлю, чтобы демонстрировать мощь России

Заметка о футбольных гигантах в "The Telegraph".

Финансовый кризис в Евросоюзе в самом разгаре – люди выходят на улицы, и теперь протесты можно увидеть не только в Афинах или Мадриде, но и в Париже. В городе, где по крайней мере в одной из областей бизнес процветает.

Речь идёт об элите европейского футбола.

Этот бум нигде так не очевиден, как в «Пари-Сен-Жермен» и санкт-петербургском «Зените», – в клубах из городов, удалённых друг от друга более чем на 1700 миль, но имеющих куда больше общего, чем кто-либо мог подумать. И те, и другие ошеломили футбольный мир своей деятельностью на трансферном рынке.

ПСЖ летом выложил 50 миллионов фунтов стерлингов за игроков «Милана» Златана Ибрагимовича и Тиаго Силву, а «Зенит» зимой раскошелился на 64 миллиона фунтов стерлингов, чтобы выудить Халка и Витцеля из «Порту» и «Бенфики», соответственно. И у тех, и у других – одни и те же мотивы.

Лорен Перрьен знает ПСЖ лучше, чем кто-либо, ведь он шеф-корреспондент «Ле Паризьен», занимающийся непосредственно клубной тематикой. У него есть простое объяснение тому, почему «Катар Спортс Инвестмент», могущественный фонд, контролируемый коронованным принцем Катара, шейхом Тамимом бин Хамадом бин Халифа Аль-Тани, вкладывает столько средств в клуб на «Парк-де-Пренс». «Прежде всего, это необходимо для того, чтобы создать образ Катара», – объясняет он. «Они высчитывают каждое своё вложение и при этом знают, что зарабатывать деньги на футболе абсолютно нереально. Но они знают и то, что футбол – это лучший способ создать себе имидж. Они скорее вложили деньги в имидж, созданный Парижем, выдающимся городом, чем в сам «Пари-Сен-Жермен». Это люди, которые ничего не делают в полсилы».  Всё это ясно.

Новые хозяева начали с полной перестройки команды, но в планах есть также строительство базы и стадиона – обновлённый «Парк де Пренс» должен открыться в 2022-м году во время Чемпионата мира в Катаре.

Интерес Катара к французскому футболу строится вокруг ПСЖ. Национальный телеканал «Аль-Джазира» приобрёл права на показ чемпионата, Лиги Чемпионов и Лиги Европы через дочерний канал «Be in Sports», вещающий во Франции.

Похоже, что экс-президент Николя Саркози сыграл немалую роль во всём этом.  «Существует тесная связь между Аль-Тани и Саркози», – говорит Перрьен. «В конце концов, он болеет за ПСЖ. В субботу он был с сыном на игре против «Сошо» – впервые после того, как сложил с себя полномочия президента».

Успех «Зенита» также во многом продиктован тем, что он находится под покровительством политиков. После того как  «Анжи» неожиданными покупками Самуэля Это'О из «Интера» и Лассана Диарра из «Реала» добавил на футбольную карту Кавказ, «Зенит» ответил своими вложениями.

 

Деньги приходят в клуб из «Газпрома», жемчужины в узком кругу компаний, распоряжающихся природными ресурсами «русского медведя».

«Газпром» одновременно является и титульным спонсором, и владельцем 100 процентов акций «Зенита». Кремль удерживает в своих руках контрольный пакет акций «Газпрома», и, пожалуй, не случайно то, что наиболее эффективно государственные средства направляются в Санкт-Петербург – ведь Кремль контролируется людьми с Северо-Запада.

По всей видимости, делается это для того, чтобы на примере отдельно взятого футбольного клуба показать финансовую и спортивную мощь России. Вспомните, чем были Олимпийские игры для Советского Союза. Но не все россияне в восторге от этой идеи, и на прошлой неделе президенту России Владимиру Путину, уроженцу Санкт-Петербурга, пришлось защищать клуб и его траты. «Хочу отметить, что игроков покупают компании, а не правительство», – сказал он. «С другой стороны, любители спорта тоже хотят видеть мировые звезды, но причем не те, которые закатываются, а те, что находятся на самом своем пике, на подъеме. Здесь тоже есть определенные плюсы, это касается миллионов людей, любителей спорта».

Халк, безусловно, своей игрой доставляет удовольствие фанатам «Зенита». Халку удался хороший старт, и он забил классный гол в кубковом матче против «Балтики» (клуб первого дивизиона)», – считает Дэвид Новак, шеф-редактор спортивного отдела агентства РИА «Новости» в Англии.  «Это был несильный удар с угла штрафной площади, а кроме того,  Халк отличился голевой передачей. Но, как и все остальные, он был абсолютно незаметен в игре против «Малаги» (в стартовом матче «Зенита» в Лиге Чемпионов две недели тому назад) – хоть и пальнул в перекладину. Вся команда выглядела несколько запуганной», – заметил он.

Впрочем, след, оставленный «Малагой» в истории европейских футбольных нуворишей, не ограничивается их победой над напичканным деньгами российским клубом.

Летом 2011-го в «Малаге» запустили амбициозную программу, в рамках которой в клуб из Марбельи перебрался Рууд ван Нистелрой, возглавив список новичков с ценником в 52,4 млн евро. И снова, по слухам, приоритетом для нового владельца из Катара, шейха Абдуллы Аль-Тани (кузена эмира), было создание не столько футбольного, сколько крупного экономического проекта по вложению капитала в развитие пристани в Марбелье. Эти слухи стали оправдываться, когда тендер на 400-миллионный проект порта был выигран, игрокам перестали выплачивать зарплату,  спортивный директор Фернандо Йерро покинул клуб, а вслед за этим началась распродажа игроков.

Потери «Малаги» помогли, в частности, «Арсеналу», когда Санти Касорлаперебрался на «Эмирейтс».

Казалось бы, эта история должна была стать поучительной для болельщиков клубов, искусственно приводящихся в движение из-за рубежа. Но Моайат Шатат, представитель Аль-Тани в Малаге, подтвердил, что его босс-миллиардер «не намерен продавать клуб и будет продолжать вкладывать в него деньги». «Подготовка была сорвана из-за проблем с денежными потоками и сообщений о том, что шейх хочет продать клуб уже после двух сезонов, что он возглавляет его».

Насколько шатко положение дел с финансированием «Малаги» шейхом и что ждёт  «Зенит» с «Газпромом», а Париж с Qatar Sport Investment, – время покажет.