6 мин.

Легион Блюза (Часть II)

 

Итак, продолжаем…

По просьбе камрадов pachem xenon и Kommunarsk в этой части появятся ссылки на звуковой материал для знакомства. Только не рассчитывайте, что их будет очень много (в конце концов, лень – это не только свойственное вам качество).

4. Четвертым номером в легионе идет Robben Ford. Почти убежден, что большинству слушателей этот человек незнаком, в то время как именно благодаря таким исполнителям как Роббен Форд блюз с полным правом можно назвать искусством. Да-да, ничем иным как искусством в интеллектуальном смысле слова, сложным для понимания и заключенным в емкие математические и одновременно метафизические формы.

Хотел бы для затравки сообщить, что Роббен — самый известный из музыкального клана, начало которому положил его отец Чарльз Форд, профессиональный исполнитель кантри, гитарист. Его братья — гармонист Марк и ударник Патрик — также известные артисты, ведущие сольную деятельность, время от времени объединяются с ним для записи и выступлений. Кстати, совсем неплохую запись братья Форда (Ford Blues Band) сделали на Rockpalast (была такая передача на WDR – немецкий канал, люблю на DVD смотреть), но, сейчас, не об этом…

Так вот, вдаваться в детальный биографический экскурс не буду и сразу начну с 1992 года… Просто до этой поры были и работа с его первой группой The Charles Ford Band (по имени отца), и аккомпанирование на гастролях легендарному блюзовому певцу Джимми Видерспуну (Jimmy Witherspoon), и работа в качестве гастрольного и сессионного музыканта с Joni Mitchell, George Harrison, Michael McDonald, David Sanborn, Randy Crawford… И даже гастрольный тур в группе одного из гениев джаза и своего кумира Майлза Дэвиса!..

Но именно в 1992 году Роббен организовывает свой (опять же на мой скромный взгляд) самый успешный проект – группу The Blue Line и выходит в свет с одноименным релизом. Одна из самых мощных пластинок.Prison Of Love, You Cut Me To The Bone, Start It Up (эта вещь шла саундтреком к фильму Фирма с Томом Крузом) – произведения, которые нужно включать во все хрестоматии этого жанра, просто потому, что более емкого определения, что такое блюз, пожалуй, никто не давал. Последовавшие за ним «Mistic Mile» (1993), с супер-хитом (моего личного чарта) Worried Life Blues и альбом «Handful of Blues» (1994) исчерпали острый интерес музыканта к блюзу, несмотря на то, что он вновь дважды номинировался на «Грэмми». Спустя некоторое время следуют инструментальный «Tiger Walk» (1997) и «Supernatural» (1999), на которых Форд смешивает стили, и где по его собственным словам, «поклонники (блюза) получают, наверное, всё, что угодно, кроме того, что они ожидали услышать».

В начале нового тысячелетия Форд переживает новый прилив интереса к блюзу, его новые диски «Blue Moon», «Keep On Running» и другие, легкие и виртуозные, без сомнения, представляют его на пике творческой формы. Особого интереса заслуживают джазовые эксперименты Робена Форда с Kenny Garret, Joe Diario и особенно с выдающимся сессионным гитаристом Larry Carlton (концерт North Sea Jazz (2007), концерт на джазовом фестивале в Токио).

Рекомендовать что-то еще из перечисленного не буду, поскольку джаз, очевидно, выходит за рамки этого топика, однако не сдержусь и все же подытожу, что для Роббена Форда именно эволюция к джазовым формам является, наиболее органичной и закономерной, в контексте всего его творчества.

5. Пятым номером пойдет Walter Trout. Сразу хочу оговориться, что писать о Уолтере совершенно невозможно. Такой длинный и насыщенный событиями путь – скорее находка для биографов, чем для творческого обзора. Да, и зачем нужны слова, когда за таких как Траут людей говорит их музыка. Попробую очень тезисно отобразить творческий путь этого музыканта, с одной только целью – показать о каком гиганте идет речь!

Итак, в 1979г Уолтер затевает проект The Trout Brothers (вместе со старшим братом), но эта группа просуществовала недолго и особого интереса ни у кого не вызвала. В итоге - Траут становится "гитаристом по вызову", ездит в туры и играет в клубах с блюзовыми легендами: Louisiana Red, Big Mama Thornton, John Lee Hooker, Lowell Fulson, Pee Wee Crayton, Joe Tex, Percy Mayfield, George Harmonica Smith, O.B.Wright, а так же с бывшим участником знаменитых Righteous Brothers - Бобби Хетфилдом. Для тех, кто знаком с историей блюза эти имена скажут о многом и нетрудно представить - какую школу прошёл парень из Нью Джерси, работая на одной сцене с ними. А на одном из совместных концертов Джона Ли Хукера и Canned Heat, Траут получает приглашение стать участником легенды американского блюз-рока.

1981-1984 Canned Heat В этой, знаменитой, некогда, группе Уолтер выступает в качестве соло-гитариста и харпера, заменив умершего Боба Хайта (Bob Hite). Приход в группу Уолтера Траута дал ей второе дыхание, а Трауту - возможность работать в рамках тяжёлого буги, который они играли. В целом, Траут отзывается об этом этапе своей дистанции так: "Я называю это - Потерянные Годы". (В целом, я согласен с подобной оценкой).

На одном из концертов Canned Heat выступали совместно с недавно возрождёнными John Mayall′s Bluesbreakers. Уолтер получает предложение от Джона Мейолла и с радостью присоединится к его легендарным Блюзбрейкерам. Начинается следующий, один из самых важных этапов карьеры... Причин того, что пятилетка в составе John Mayall′s Bluesbreakers стала самым важным этапом в его карьере несколько, но первая из них - личность самого Джона Мейолла, который был основателем стиля и подлинным его новатором, умевшим находить новые пути. Главное, чему мог научиться Траут у Джона - навыкам бэндлидера, в этом Мейоллу, наверное, нет равных в блюз-роке. Так, что после прохождения этой «стажировки» перед нами предстал уже не кто-нибудь, а сольный артист и лидер Walter Trout Band!

1988-настоящее время - Walter Trout Band / Walter Trout and the Free Radicals Об этом периоде и поговорим, камрады… Начну с самой любимой моей пластинки – Relentless (2003). Странная история, но и выделить ничего не получается. Ни одной проходной вещи! 14 треков и почти все – исключительно добротный блюз-рок! I’m Tired, The Life I choose, Chatroom Girl, Work No More, Mercy… Вот, уж, что называется, накипело у чувака! Еще один потрясающий продукт творчества Уолтера Траута – пластинка 2001 года Go To Distance. Здесь я бы точно выделил бы Lookin’ for the Promised Land, Down To You, Message On The Doorway, Love So Deep, Ride Till I’m Satisfied. Советую, еще купить Hardcore (2007). Более "тяжелая" работа (на название альбома смотрите), временами в духе Робина Трауэра.

В качестве резюме, считаю, что знакомство с блюз-роком без Уолтера Траута, - это пустая трата времени, это все равно, что иметь интернет, интересоваться спортом и не заходить время от времени на sports.ru! Примерно, такое же ощущение от незаконченности впечатлений…

И еще, напоследок, если вдруг после первых прослушиваний решите, что Уолтер Траут – ваш музыкант, не поленитесь купить DVD с живым концертом! Для примера сойдет тот же Relentless записанный в Амстердамском клубе Paradiso. Особенно интересно будет музыкантам проследить за техникой игры на гитаре и той легкости, с которой Уолтеру дается исполнение довольно сложных, технически, партий. Но, это, уже детали, которые, вряд ли заинтересуют начинающих «блюз-рокеров»…

Продолжение следует