Как по учебнику
Теперь, когда расплавленные черепные коробки остыли и вновь затвердели, когда вентиляция мозга начала функционировать, а сердце успокоилось, можно порассуждать. И матч пересмотреть можно. Спокойно и хладнокровно, зная, что Топуз в итоге шандарахнул в перекладину, а Соу вместо того, чтобы расстрелять Диканя, как мужественного партизана, из выгодной позиции отдал невыгодный пас. Теперь можно все. Даже известный со школьных времен математический метод решения задачи от противного переиначить под себя, решая задачу от приятного.
Условия задачи. «Фенербахче» в решающем матче квалификации Лиги Чемпионов принимал «Спартак». Встреча завершилась со счетом 1-1. Вопрос: почему 10 миллионов евро УЕФА переведет на банковский счет российского клуба?
Решая задачу от приятного, возможно, кому-то даже покажется, что путем подгонки уже известного ответа под вопрос, возьмем за абсолютную категорию успешности абстрактной команды в абстрактном матче ее способность доставить мяч в штрафную площадь. Далее создадим формулу, по которой стандартное положение приравнивается к голевому моменту, а сам гол при этом имеет высокий коэффициент случайности. То есть, после розыгрыша стандарта ключевое единоборство может быть выиграно как атакующим игроком, так и оборонительным с одинаковой вероятностью. И это результат, прежде всего, игры исполнителей в конкретном эпизоде, а не долгих и утомительных тренировок. Конечно, любое стандартное положение наигрывается, но угловых ведь за матч вообще может не быть, как и штрафных ударов, а значит, это не та область командных взаимодействий, которой уделяется повышенное внимание. А повышенное внимание уделяется доставлению мяча в штрафную площадь. И, наконец, сделаем допущение, - точно мы знать этого не можем, так как в ВШТ не обучены- что удар из-за пределов штрафной площади это сумма командных действий, направленных на освобождение свободного пространства путем постоянного движения игроков без мяча, и индивидуального мастерства футболиста, обладающего физическим и техническими способностями уйти от опекуна и нанести точный дальний удар из высвобожденной зоны. Да только число командных действий в этой сумме меньше числа индивидуального мастерства бьющего, поскольку, как мне видится, техничный и скоростной футболист способен самостоятельно получить время и пространство для нанесения такого удара и без помощи партнеров.
Учитывая вышеупомянутые псевдонаучные методы постараемся ответить на вопросы: за счет чего «Фенербахче» старался одержать победу? Каким образом турки доставляли мяч в штрафную площадь? В результате каких действий им удавалось создавать голевые моменты?
Ответ на последний из перечисленных вопросов приходит сразу – дальние удары и стандартные положения. И это соприкасается с тем, что «Фенербахче» имел сложности при проникновении в штрафную площадь москвичей. Образцово показательным в этом плане выдался первый тайм. «Спартак» путем активного прессинга около центральной линии поля не позволял хозяевам методично за счет коротких и средних передач контролировать мяч в центре. При высокой плотности спартаковской средней линии, где двум опорным полузащитникам помогал оттягивавшийся глубоко назад Ари, «канарейки» уповали на фланговую игру. Если атаки начинались длинными передачами, то мяч часто доставлялся в зону между крайним и центральным защитниками «Спартака» в расчете на скорость Красича, а затем Штоха, слева и Топуза – справа. Но эти передачи не проходили, поскольку вся четверка защитников гостей успешно играла на перехватах. Если же мяч доставлялся на фланг за счет короткого и среднего паса, то инсайды сразу попадали под жесткий прессинг сразу трех футболистов. Слева двум фланговым игрокам обороняться помогал Ромуло, справа – Ари. Бразилец вообще, как мне показалось, в этой игре выполнял важную защитную функцию. Когда Ромуло уходил из опорной зоны на фланг, Ари смещался на его позицию. Таким образом, это затрудняло для «Фенербахче» перевод мяча из фланга в центр – там всегда находилось два спартаковца готовых моментально вступить в отбор. Единственный выход при таком раскладе для турков был в переводе мяча с сильного фланга на слабый. Здесь так же были определенные трудности – визуально казалось, что москвичи выглядели успешнее в верховых единоборствах, а потому это приводило к потерям мяча.
Во втором тайме, когда на поле появился Кариока, «Спартак» сознательно опустился ближе к штрафной площади. С уходом Ари оказывалось меньшее давление на защитников «Фенербахче», все-таки два форварда в прессинге лучше, чем один – дураку понятно. Таким образом, турки получили больше пространства и времени для контроля мяча в середине поля. С другой стороны, укрепилась опорная зона, что позволяло играть плотнее непосредственно перед штрафной, и пресекать попытки приникающих передач – три игрока успешнее перекроют ширину поля, чем два – и об этом дурак знает. Отсюда и выходит, что проходить оборонительные порядки «Спартака» хозяева стремились все теми же передачами на фланг или банальным забросом мяча из центра поля в штрафную площадь. Первый вариант такого развития атаки заканчивался либо единоборствами, либо маневрами крайков и смещением в центр для нанесения удара из-за пределов штрафной площади – фланговых прострелов и подач практически не было. Второй – опять же борьбой, в которой успешно себя проявляли Сухи и Инсауральде. Поэтому, и оставалось «Фенербахче» уповать только на шальной голешник дальним ударом, либо при повышении числа рикошетов после которых мяч уходил за лицевую и увеличении плотности борьбы, что не могло не приводить к фолам, на стандартные положения. Единственное, после удаления Де Зеува и травмы Макеева характер игры немного изменился и турки отдали несколько опасных передач в штрафную. Но отработав не жалея себя весь матча «Спартак» не заслуживал пропустить больше одного мяча.
Москвичи, плотно играя с соперником в середине поля, выполнили план на игру. Заставляя «Фенербахче» ошибаться «Спартак» старался динамично направлять мяч в линию атаки в свободные зоны, появлявшиеся в результате задействованной большого количества игроков у турков в наступлении. Так, после двух удачных единоборств в центре поля, был забит гол, так создавались и иные моменты для взятия ворот, которых было не мало. И ответ, с учетом всех допущений, которые мы сделали, на вопрос задачи прост – «Спартак» сыграл тактически грамотно и заслужил право выступления в Лиге Чемпионов УЕФА.
Так об я и говорил)) Но мы в ЛЧ, так что можно все после этого матча - даже подгонять)
Про Дзюбу согласен. Когда стали играть длинными передачами, он пригодился.
Там еще больше «умностей» понадобится))