Ульф Шотт: «У нас два миллиона юных футболистов»
После того как Германия неудачно выступила на чемпионате мира 1998 года, а спустя два года заняла последнее место в своей группе на Евро-2000, специалисты Германского футбольного союза (DFB) занялись поиском причин провала сборной. Пришлось признать, что недостаточно внимания уделяется работе с молодыми игроками, клубы профессиональных лиг не до конца используют свои возможности при подготовке новых кадров, существуют недостатки в системе просмотра и отбора одаренных футболистов 11-14 лет. На основании этих выводов была разработана «Программа поддержки талантов» – так называется система подготовки одаренных молодых футболистов, о которой НФПМ.ру рассказал Ульф Шотт, руководитель отдела Германского футбольного союза, отвечающего за детско-юношеский футбол.
– Господин Шотт, расскажите, пожалуйста, в общих чертах о новой системе подготовки футболистов, сформированной в Германии за последнее десятилетие.
– Программа поддержки талантов состоит из двух ступеней. Первая ступень – это «опорные пункты» (Stützpunkte), их 366 по всей Германии. Тысяча тренеров занимается комплексным просмотром (по выходным) и отбором детей во всех футбольных школах. Через этих тренеров за год проходят около 600 000 юных игроков. Лучших их них приглашают на один из опорных пунктов. Там они могут тренироваться раз в неделю – дополнительно к регулярным тренировкам в команде, где они занимаются. Эта часть программы рассчитана на детей от 11 до 14 лет, общее их количество в программе составляет примерно 14 000.
Следующий уровень – «профессиональные центры» (Leistungszentren), их у нас сейчас 46. 36 из них созданы при профессиональных клубах, для которых наличие такого центра является обязательным условием сертификации. И ещё 10 центров оборудовано в командах третьей лиги, которые самостоятельно выразили желание заняться этой работой. К профессиональным центрам футбольным союзом предъявляются определенные технические требования, ведь туда попадают самые одаренные футболисты из тех, кто посещает опорные пункты.
Еще есть так называемые «элитные школы» (Eliteschulen). Этим термином обозначаются общеобразовательные школы, сотрудничающие с профессиональными футбольными центрами. Элитные школы проводят занятия до обеда, один-два раза в неделю. Для талантливых футболистов там гибкая программа, им позволяется отлучаться на сборы, писать контрольные позже остальных, с ними занимаются дополнительно… Если школа может обеспечить такую гибкость обучения, ей присваивается наименование «элитная школа».
– Как связаны между собой эти ступени? Чтобы попасть в профессиональный центр подготовки при команде – надо сначала обязательно пройти обучение в опорном пункте?
– У большинства игроков карьера начинается с того, что в 6-8 лет они приходят в любительскую команду и начинают там играть в футбол. Если к 9-10 годам становится ясно, что ребенок обладает хорошими данными, его переводят в команду Бундеслиги.
С 11 лет они уже могут попасть на занятия в опорный пункт. Но прежде их должны заметить на просмотрах. Как я и говорил, есть тысяча тренеров, каждый из них отвечает за 20-30 команд, за игроками которых он наблюдает. Самые талантливые, по мнению тренера (примерно 3-5% детей одного года рождения), могут посещать опорные пункты, но остаются и в своей команде.
В профессиональных центрах младшие группы (11-14 лет) тренируются 4-6 раз в неделю, а старшие (15-18 лет) 6-8 раз под руководством примерно 700 тренеров, 271 из которых являются штатными тренерами, а остальные работают не на полной ставке.
– Как выбирались места для расположения опорных пунктов?
– Мы исходили из того, что тренировка там должна проводиться максимум для 40 игроков. И нам хотелось, чтобы на эту тренировку детям приходилось добираться не больше чем за 25 километров. Учитывали при этом и инфраструктуру, и расположение населенных пунктов. Так появилась цифра 360-380 пунктов, распределенных по всей Германии.
– Участвуют ли муниципалитеты в финансировании?
– Нет, опорные пункты финансируются исключительно футбольным союзом.
– Как комбинируются занятия в опорном пункте и в команде?
– Тренировки в опорном пункте проводятся один раз в неделю, и два или три раза дети тренируются в своей команде. В опорном пункте практикуется индивидуальный подход к каждому игроку: работают с его конкретными сильными и слабыми сторонами, наблюдают во время матчей, проводят тесты на физическую подготовку и моторику, из которых видно, на что надо обратить особое внимание. Одним словом, сопровождают развитие таланта ребенка.
Дети, занимающиеся в профессиональных центрах, больше не участвуют в тренировках на опорных пунктах. Они уже практически тренируются в «Айнтрахте», «Боруссии», «Гамбурге» и других клубах.
– То есть в их профессиональных центрах? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Ну, мы их так назвали: профессиональные центры. На самом деле это просто молодежное подразделение команды Бундеслиги. Наличие такого центра обязательно для каждого клуба первой и второй лиги. Клубы таким образом делают определенный вклад в развитие подрастающего поколения футболистов. Все расходы по содержанию центра оплачивает клуб, а мы проверяем качество их работы в этом направлении. Требования предъявляются следующие: минимум три тренера на полной ставке, три игровых поля, налаженное сотрудничество с общеобразовательной школой, своя концепция подготовки молодых футболистов, максимум 20 игроков одного года рождения – большее количество нежелательно, клубы должны концентрироваться на лучших из лучших. Дети до 11 лет тренируются там 3-5 раз в неделю, затем 5-6 раз, а у тех, кто постарше, бывает 6-8 тренировок в неделю.
У этого молодежного подразделения должен быть заключен договор о сотрудничестве со школой, чтобы детей отпускали на тренировки по утрам. И если это сотрудничество развивается хорошо – здесь у нас тоже есть определенные критерии оценки, – то такая школа может называться «элитной». То есть элитные школы – это не какое-то новое образование последних лет, а обычные государственные школы, успешно сотрудничающие с футбольными клубами.
– Как там организовано обучение футболистов? Для них есть отдельные классы?
– Да, сейчас там, как правило, есть специальные классы для молодых спортсменов. Там учатся не только футболисты, особенно в больших городах, где есть много спортивных секций с интенсивными тренировками. В итоге и складывается класс из десяти футболистов, трех баскетболистов, четырех легкоатлетов и трех пловцов. И, например, по вторникам утром у них два урока физкультуры, но для каждого из них предусмотрена своя тренировка: пловцы идут в бассейн, а футболисты – в свой клуб. И так же, например, в четверг. После физкультуры они приходят опять в школу и все вместе идут на математику, французский и пр.
– Вернемся к опорным пунктам. Что они представляют из себя с точки зрения инфраструктуры? Их все специально построили за эти десять лет?
– Нет, это спортивные сооружения, которые мы арендуем на один день в неделю. Но все эти стадионы очень хорошие. У детей должно быть чувство, что это здорово, что их пригласили тренироваться на современном классном поле. Возможно, на командных тренировках у них газон похуже или они делят один стадион с другими секциями. А здесь всегда отличное профессиональное поле, принадлежащее городу или муниципалитету.
– Как строятся занятия, ведь туда приезжают дети разного возраста?
– Как правило, занятия мы проводим по вечерам каждый понедельник. Мы делим детей на две группы: сначала тренируются 11-12-летние, а после них 13-14-летние. Все это время на поле присутствуют три тренера, они не меняются.
– Какие возможности для занятия футболом есть у детей до 11 лет?
– В Германии сейчас 27 тысяч футбольных клубов, где играют два миллиона ребят до 18 лет, по 100-150 тысяч одного года рождения. У них по 2-3 тренировки в неделю, они играют в своих любительских командах. Некоторые из них дополнительно, например, по желанию родителей, посещают футбольную школу, едут в футбольный лагерь на каникулах. Но основную часть работы по подготовке футболистов берут на себя любительские команды.
– Как проходит просмотр, на что тренеры обращают особое внимание?
– Итак, у нас есть тысяча тренеров, по три на каждый опорный пункт. И есть 27 000 любительских команд, примерно по 60-70 вокруг каждого опорного пункта, за них отвечают три тренера данного опорного пункта. Тренеры разрабатывают график, где указывают, какие игры они планируют посетить на выходных. В соответствии с графиком они приезжают на стадион и наблюдают за игроками. Оценка производится по определенным критериям: скорость, техничность, прием и контроль мяча, дриблинг, финты, физическая подготовка, тактическая грамотность, а также личные черты характера. Если тренер считает игрока достойным, он приглашает его участвовать в программе.
Кроме того, раз в год на каждом опорном пункте проводится большой просмотр, это называется «День талантов». Команды могут заявить на этот просмотр своих игроков, и тренеры познакомятся с ними там. Также тренеры посещают любительские турниры. В итоге, в год они просматривают примерно 600 000 игроков.
– С какими проблемами вы столкнулись в ходе проведения этой футбольной реформы?
– В каждой федеральной земле Германии существует свой футбольный союз, всего их 21 (в крупных землях есть несколько региональных союзов, например, в Баден-Вюртемберге их три). И каждый союз раньше разрабатывал и реализовывал свою программу поддержки талантливых футболистов, организовано это было у всех по-разному. Система была децентрализованной. Мы решили сделать все единообразно и на высоком уровне. Вот в этом и заключалась проблема: убедить земельные союзы, что это правильный путь. Тут играли роль и разные политические факторы, да и любые перемены всегда воспринимаются с сомнением. Поэтому нам понадобилось определенное время, чтобы эта система была всеми принята, но теперь это произошло.
– Можно ли считать реформу завершенной?
– Основная структура уже устоялась. Низший уровень – отбор – профессиональные центры – более узкий отбор. Но постоянно проводятся какие-то улучшения, корректировки – относительно тренировок, например. Или вот сейчас поднимается вопрос – стоит ли тренироваться на опорных пунктах чаще, чем один раз в неделю? Идет постоянная оптимизация, но основная структура не меняется.
– Как обстоят дела в Германии с детским футболом в целом, растет количество занимающихся футболом или падает?
– Количество мальчиков, занимающихся футболом, к сожалению, сокращается. Это обусловлено демографическими причинами – детей в принципе рождается все меньше. Но футбол остается спортом номер один, он вне конкуренции, поэтому нам не приходится как-то специально завлекать детей в футбольные секции.
Что касается детей, занимающихся в опорных пунктах, – тут мы и не хотим, чтобы количество росло. Пусть их лучше будет меньше, но тренировки будут более эффективными.
– Есть ли какие-то программы или предписания касательно футбола на уроках физкультуры в обычных школах?
– Мы проводим курсы повышения квалификации для школьных учителей, предоставляем им материалы, учебники, оборудование – например, мячи. Вообще в школе важно не столько играть в футбол, сколько в принципе заниматься спортом, но количество уроков физкультуры в школах Германии к сожалению сокращается.
– Германский футбольный союз публикует обширные материалы по разным темам, связанным с футболом. Как проводятся эти исследования?
– У нас есть такой координационный центр, объединяющий футбол и научную деятельность. Во-первых, научные знания, выводы научных работ должны быть доступны футбольному союзу, отдельным его подразделениям. Во-вторых, вопросы, возникающие у специалистов этих подразделений, передавались представителям науки.Кроме того, по некоторым вопросам мы даем заказы исследовательским институтам на проведение научных изысканий.
Программа поддержки подрастающих футболистов, о которой мы говорили, тоже анализируется научными сотрудниками: составляются базы данных по результатам тестов, проводится оценка и так далее.
– Но сама программа была разработана собственными силами футбольного союза?
– Да.
– Скажите, как координируется и как оплачивается работа тысячи тренеров, участвующих в программе?
– Все работают не на полной ставке. Они получают 300 евро в месяц, за которые они должны проводить четыре тренировки, просматривать игроков на выходных, заносить результаты работы в компьютер и заниматься повышением квалификации тренеров любительских команд данного региона. Их работой управляют 29 координаторов, они являются штатными сотрудниками футбольного союза. Четыре раза в год координаторы проводят совместное заседание и обсуждают, как повышать квалификацию тренеров, анализируют результаты работы, разговаривают о задачах, стоящих перед футболом. В задачу координаторов входит передать полученные там знания тысяче тренеров на встречах, проводящихся два раза в год.
– Кем являются тренеры программы по основному роду деятельности?
– Это обычные люди, участвующие в развитии детско-юношеского футбола. Некоторые из них работают тренерами любительских команд, некоторые – учителя, полицейские, представители других профессий.
Каждый желающий работать в программе должен иметь лицензию детского тренера. Есть лицензии разных категорий: на уровне федеральной земли, затем лицензии С, В…Чтобы получить лицензию для нашей программы, необходимо иметь лицензии предыдущих уровней, обладать опытом работы с молодежью, опытом тренерской деятельности, уметь играть в футбол, а кроме того, пройти трехнедельный курс обучения. В общем, наши тренеры хорошо подготовлены.
– Что еще входит в ваши обязанности?
– Мы разработали всю эту программу и постоянно думаем над вопросом: как ее улучшить? В этом и заключается моя задача.
P.S. подписываемся на блог!
P.S. оцениваем пост!