Клубы / болельщики (2)
Основная мысль, озвученная в комментариях, понятна и очевидна проблема российских клубов в том Болельщики по-настоящем, как воздух рыбе НЕ НУЖНЫ. Да потому что ФК это не бизнес, а болельщики не актив. Вот и все. До тех пор пока владельцы клубов не будут смотреть на них как на бизнес, все то о чем вы говорите несбыточно. Бессонов (с) Не поспоришь. Но давайте все-таки рассматривать и обратную сторону. Давайте исходить из предположения что несколько наших клубов все-таки хотят зарабатывать на болельщиках, дружить с болельщикам, но их руководство банально не обладает соответствующими технологиями и знаниями что же нужно для этого сделать? Давайте рассматривать такую ситуацию дядя Вася (или Г-н Федун кому как удобней) владелец клуба, встал этим утром не с той ноги и стал смотреть на клуб как на бизнес. Какие должны быть его первые 5-10 шагов по направлению к болельщикам (к активу?) Ваши предложения. Начинаем список: 1. Создать базу данных болельщиков. Марсианка(с) 2. .
А вообще болельщиков еще полезно слушать, чтобы их понимать и им продавать. Для этого есть кол-центры, блоги, почтовые адреса, емейлы и так далее.
А зачем так-то делать? Можно же самим решить, какие болельщики нужны клубу. И действовать в этом направлении. Вербовка «Москвой» школьников, например, сравнительно неплохие результаты дала, хоть там и остановились на полдороги. Нужны кричатели кричалок - ну пускайте на плохие сектора бесплатно членов клуба, например. Сами появятся, если команда не совсем плохая.
Нужны платежеспособные болельщики - наоборот, пытайтесь создать условия для людей, готовых платить. Например, в плане еды наши стадионы вообще в палеолите. Был бы выбор больше, еда вкуснее и купить проще - покупали бы все. Этому у американцев можно поучиться. Про сувенирную продукцию уже молчу, с ней и так все ясно. Семейные сектора можно внедрять, сектора для некурящих. Дополнительные элементы шоу на стадионе до матча. Ну и бороться, соответственно, с маргинальным элементом.
Вообще, мои наблюдения за болельщиками дают следующие результаты:
- 90% процентов болельщиков невменяемы (как минимум, в состоянии активного боления), прислушиваться к ним стоит разве что психиатру или антропологу;
- единственное, что нравится болельщикам - когда команда всех подряд обыгрывает с крупным счетом, а так они всегда недовольны чем-нибудь.
====
Они уже есть и их уже много.
====
и они могут выбрать нужных под свои цели. ага?
Если мало молодежи - проводить акции для молодежи, то, что болельщиков нужно взращивать с детства, в общем, достаточно очевидный и подтвержденный социологически факт. То есть, скидки детям, семейные трибуны, розгрыши для детей и т.п.
Аналогично можно придумать отдельные мероприятия для любого сегмента болельщиков, если клуб считает например, что этот сегмент слишком мал, либо представлен в основном т.н. «случайными болельщиками», либо наоборот если сегмент «силен» и лоялен и можно так сказать продавать ему большее количество продуктов и предложений от клуба.
Соответственно программы развития лояльности необходимы, работа с официальными фан-клубами.
Дальше - наконец нормальные системы бронирования и интернет-магазины сувенирки и атрибутики
Дальше - рассылки по электронной почте
Вообще, конечно, специфика зависит от приоритетов клуба. Все же вряд ли у московских клубов и например Луча-Энергии может быть одинаковая стратегия. Так же как и у Селтика и Барселоны. Поэтому изучение болельщиков и выявление соответствующирх приоритетов- основная задача
И все это вместе с улучшением сервиса.
за все действия должен отвечать один грамотный человек, который имеет какие-то финансовые возможности и его заработок зависит от каких-то понятных критериев и успехов.
2) Увеличение популярности клуба (хотя скорее речь даже о российском чемпионате). Реч вот о чем, многие любят футбол, смотрят сборную, чемпионаты всякие английские, итальянские, но им даже в голову не приходит сходить на команду своего города. Хотя как показывает практика, большенство сходивших, начинают болеть за свой клуб. Во многих случаях мешает стереотип «..да там на стадионе все бухие, орут и дерутся..».
Наверное тут же можно упомянуть о Престижности боления. На человека раскрашенного и с прикольным фанатским прикидом на чемпионате мира скажут «крута!! вот молодец» , а в городе в день матча скажут... «фанат! дурной наверное». Это раз. В кино тоже стало не так давно ходить принято. Тут должна реч идти о уровне обслуживания и отношения к клиенту. К болельщику даже на дорогих местах отношение как к быдлу. а) со стороны милиции б)уже говорилось о питании и напитках, точнее о их отсутствии в) о туалетах вообще молчу (скажу про наш город, дак это пластиковая коробка с дыркой, просто свинство, параша натуральная, хотя это вопрос стадиона, а хорошего стадиона не видать еще... Другое дело на «локомотиве» ..белая зависть.. вот так надо делать)
Суть отношение как к клиенту, а не как к сброду.
3) Абонименты!!!! еще раз абонименты. Постаянаая информация о их удобстве и выгоде. Предложение покупки через базу болельщиков. Удобство покупки, м.б. по телефону, через интернет. Какие-то бонусы. М.б. встречи с командой... подписка на клубный журнал (мечта конечно), человек с абониментом должен чувствовать себя полнеценным членом клуба, а не владельцем бумажки.
4) Шоу и атмосфера. Все то что не почувствуешь перед ТВ. много возможностей, но на все нужны деньги... см п.1.
5) атрибутика. галстук, носки, куртка, шапка, плед, халат, стикер на машину, коляска .. эмблема клуба должна быть видна. Потенциальные болельщики должны ее видеть на улице, в магазине... болельщику приятно видеть » нас много, мы вместе». Все это поднимает престиж.
Информация о играх. Где угодно. «Не забудь.. в субботу игра!!»
Клуб на них зарабатывает так или иначе. Может, и не столько, чтобы компенсировать траты на предложенные выше исследования и т.д., но в перспективе все реально. Чем больше болельщиков (а не только чем лучше результат) - тем выгоднее клуб спонсору.
Что делать?
Выяснить, что нужно болельщикам. Дать им что-то из этого списка.
Выяснить, что клуб хочет, чтобы было нужно болельщикам. Заставить их хотеть.