Футбольная академия Андрея Журавлева
Российский футбольный мир многообразен. И в своих проявлениях с каждым годом он становится все калейдоскопичнее. А как же иначе – предстоящий в не самом отдаленном будущем 2018 год обязывает… Особенно обязывает в плане подготовки кадров, воспитания (модное словечко) доморощенных футболистов.
И вот есть уже у нас не только запрограммированные в мозгах родителей-болельщиков бренды типа ЦСКА, «Локо» или «Зенита». Укрепила имидж тольяттинская «Коноплевка», движутся вперед детские версии «Томи» и «Рубина», бурно развивается академия ФК «Краснодар»… Но дискуссии о том, как правильно взращивать таланты в стране - хозяйке будущего Кубка мира, не утихают. Говорят о создании региональных футбольных центров, об оптимизации процесса селекции… Посмотреть на все это с другой стороны заставил недавний случай с моим приятелем – в прошлом футболистом. Его весьма способный, как утверждали специалисты, сын после нескольких лет пребывания в составах двух московских топ-школ предпочел по собственной инициативе уйти совсем не в элитную команду. На логичный вопрос, чем не угодили юнцу столичные «монстры футбольного образования», его отец разочарованно заметил: «Там ничему не учат».
Абсурдная, на первый взгляд, формулировка вскоре начала находить подтверждение в высказываниях как отечественных, так и столь набивших нам оскомину голландских футбольных гуру. По всему выходило, что для многих детских тренеров пресловутая селекция - своего рода камуфляж нежелания, а еще чаще - неспособность заниматься обучением. А ведь именно обучение (а вовсе не отбор) ставят во главу угла в футбольных школах ведущих европейских стран. Логично встал вопрос: а что такое – обучение юного игрока? А следом за ним и другой: где же все-таки учат футболу?
Новый РФСовский «завуч» Берт ван Линген в последнее время зачастил с семинарами для тренеров. Особенностью их является незатейливость содержания и в то же время удивительная точность формулировок. На один из поставленных абзацем выше вопросов седовласый голландец в ходе одного из своих выступлений дал вполне конкретный ответ: «Обучение юного футболиста – это прежде всего обучение контролю мяча. Все прочие навыки – приложение».
…Два десятка мальчишек разного возраста на синтетическом газоне московского стадиона «Луч» с азартом обводят стойки и конусы. У кого-то получается лучше, у кого-то - хуже. Долговязый тренер в красной футболке зычно покрикивает. Пацаны двигаются все быстрее. В какой-то момент кажется, что темп становится запредельным, особенно для тех игроков, которым на вид лет десять, не больше. Коварные мячи так и норовят вырваться на свободу – укатиться куда-нибудь за бровку, поближе к забору, за которым дядька в черной бейсболке украдкой фиксирует происходящее на видеокамеру. Но нет – мелькающие разномастные гетры ни на мгновение не сбиваются с ритма: мячик у каждого игрока под ногой, под контролем… И это кажется уже удивительным.
Тренер хлопает в ладоши и мигом собирает всех футбольных школяров в кучу. После короткой установки инвентарь на поле меняет конфигурацию: высокие стойки-маячки, конусы до колена и фишки-таблетки являют собой подобие хаоса. Однако хаос, как выясняется, организованный, и в каждом из слаломных действий игрока внутри этого пластикового леса есть смысл. «Жонглирование!» - кричит краснокостюмный наставник, и здесь я вижу нечто совершенно необычное. Вместо стандартного тренировочного элемента футбола игроки выполняют неожиданные трюки – переступая боком, перекидывают мяч с ноги на ногу внутри вереницы оранжевых конусов. «Жонглировать без сопротивления сейчас умеют все. Только для футбола такая «чеканка» - вещь почти бесполезная. Попробуй через конус – почувствуешь разницу», - улыбается тренер. Он подходит ко мне и протягивает руку. Так я знакомлюсь с Андреем Викторовичем Журавлевым – создателем академии футбольного мастерства методом индивидуально-группового обучения.
Проекту, претенциозно названному «Футбольная академия Андрея Журавлева», нет еще трех лет. Но людская молва уже приписывает ему самые разные достоинства, впрочем, и недостатки тоже. У новаторов друзей обычно меньше, чем недругов. В случае с Андреем Журавлевым расклад сил примерно равный: восторженных поклонников его тренировок хватает, но и скептиков достаточно – как же без них?
- Новаторства в моей методике на самом деле не много. То, что мы делаем, давно применяется в ведущих футбольных академиях в Европе – в частности, в Испании и Голландии. Просто в российских футбольных школах так практически никто не занимается: тренеры постоянно готовятся к соревнованиям, настраиваются на какой-то результат. В итоге им просто некогда уделить должное внимание технике работы с мячом. Однако многие тренеры не спешат признавать этот факт – отсюда и колкости в адрес «иноверцев» вроде меня, - говорит Журавлев.
Тренерская история основателя академии весьма примечательна. Будучи выпускником спартаковской школы, Андрей Журавлев успел поработать и в «Спартаке-2», и в ДЮСШ-80 «Бибирево» (с воспитанниками последней он взял «бронзу» на турнире «Локобол»). Но главной страницей его биографии является пятилетняя стажировка в академии испанской «Барселоны» - именно в Каталонии он получил тренерский диплом категории Pro и знания, успешно применяемые ныне на практике.
- Техника владения мячом – базовый элемент футбола. Именно поэтому в той же «Барселоне» максимум внимания уделяется техническому оснащению. Причем не просто отработке конкретных упражнений – прием, передача, дриблинг, – а именно контролю мяча. Суть в том, что футболист и мяч должны быть единым целым, многие вещи игрок должен выполнять автоматически, на уровне ощущений. Для этого необходимо работать с мячом значительно дольше и интенсивнее, чем в наших ДЮСШ. Например, Месси, которого считают гением футбола, возился с мячом под руководством отца несколько часов в день, даже уже будучи воспитанником барселонской академии. Месси – не самородок, а хорошо обученный футболист.
- То есть при желании каждый может стать Месси?
- Нет. Месси нужно родиться, бессмысленно отрицать его большой талант. Но этот факт не означает, что невозможно стать лучше Месси. Ведь талантов много, в том числе и в России. Юных игроков нужно обучать, а не просто эксплуатировать их первичные данные, как зачастую происходит. Во многих наших школах отрабатываются в основном командные взаимодействия. Потом добавляются функциональная подготовка и элементы тактики. Если подбор ребят изначально неплохой, для призового места команды этого достаточно. Но каждый из футболистов в отдельности – недоучка.
Посмотрите на наш взрослый футбол: ни один игрок не идет в обыгрыш даже на одного соперника, не говоря уже о двух или трех. Малейший элемент прессинга – сразу «отдай пас». Встретился с двумя защитниками – «развернись, отдай пас». И так далее. Даже тот, кто в детстве владел навыками обводки, утерял свои способности в ходе «обучения» в ДЮСШ. Исправить эти вещи можно при помощи индивидуальных тренировок, однако такие факультативы часто игнорируются (прежде всего родителями воспитанников) по причине пересечения по времени с клубными занятиями. Тренеры в клубах редко приветствуют пропуски своих тренировок, даже если понимают, что игроку это необходимо. Поэтому здесь важно правильно расставить приоритеты. Профессионалами в футболе становятся единицы, и надо понимать, что без качественной «индивидуалки» шансы достичь вершин невысоки. К счастью, мы находим общий язык с адекватными тренерами клубов.
- В чем же особенности ваших тренировок?
- Мы интенсивно работаем с мячом. При этом можем позволить себе вообще не тренировать передачи, например. Я не против игры в пас, это все-таки футбол. Но в пас нужно играть, уже умея контролировать мяч. Уже умея без проблем обвести при необходимости одного-двух оппонентов.
Именно так играют «Барселона», сборная Испании, ряд французских и португальских клубов, тот же английский «Арсенал». Суть занятий в академии Журавлева в том, что каждый мальчик за одну тренировку касается мяча более пяти тысяч раз. Это в десять раз (!) больше, чем в ходе тренировки в клубе. При этом в ДЮСШ мои воспитанники параллельно все равно занимаются. Прежде всего для игровой практики. Кстати, многие ребята, изначально не проходившие в состав своих клубов, стали основными игроками после нескольких месяцев занятий по нашей методе.
- Прямо идиллия. Вы придумали что-то эксклюзивное?
- В том-то и дело, что нет. Просто систематизировал в виде программы то, что было уже давно известно. Известно в том числе в советское время, кстати.
- В СССР занимались по методу «Барселоны»?
- Дело не в этом. В Советском Союзе подготовка игроков во многом была построена на фундаменте, заложенном дворовым футболом. В спортшколы приходили со двора априори техничные ребята. Вспомните Шенгелию, Кипиани, Черенкова, Заварова, Андреева… Сейчас дворовый футбол умер, поэтому приходится его моделировать. Обучение у меня, равно как и обучение, простите, в академии «Барсы», - не что иное, как имитация игры во дворе. С дополнениями, разумеется (смеется).
- Ну и каким будет продукт на выходе?
- Если игрок хочет привлечь к себе внимание и рассчитывает на успешную карьеру, он должен лучше многих работать с мячом. Для второго дивизиона это не строго обязательно, но на высоком уровне обычные «бегунки» не котируются. Что касается продукта, вспомните Данни в «Зените»: человек может «на носовом платке» обойти пару-тройку соперников, не снижая скорости. Или свежая история: второй гол Месси в ворота «Реала» в полуфинале Лиги чемпионов. Это ярчайший пример тех навыков, которым я стараюсь обучить детей.
- Я смотрю, у вас народу много. И все разные – от 10 до 17 лет…
- Я не занимаюсь индивидуально в привычном понимании. Этот метод называется индивидуально-групповым: вроде все вместе, но в то же время нагрузку получают похлеще, чем в процессе чистой «индивидуалки». Здесь есть особый смысл. Во-первых, часть упражнений выполняется в парах и тройках. Во-вторых, взаимное мотивирование: младшие берут пример со старших, а старшие, в свою очередь, стараются быть образцом для подражания. Получается эффективная тренировка.
- Тренировка временами уж больно необычная. Обводка стоек – это понятно. А вот жонглирование ваше какое-то странное…
- Понимаете, есть масса стандартных тренингов, эффекта от которых – ноль. Возьмите, скажем, футбольный фристайл. Это круто смотрится, но все элементы там выполняются без сопротивления со стороны соперника. В игре это не применишь. У меня каждое упражнение – моделирование конкретной игровой ситуации. Стойки, конусы – это «соперники». Расстановка их все время разнится. И тренировочные задания варьируют - их в нашем арсенале несколько сотен. В итоге у игрока вырабатывается навык не терять мяч даже в самой неожиданной ситуации. Вот это и есть контроль мяча.
- Так у вас, пожалуй, за каждым воспитанником очередь должна стоять. Из скаутов топ-клубов…
- Очереди пока нет, но интересуются. Есть пара-тройка ребят, которых очень активно обхаживают. Но мы не торопим события. В принципе, большинство ребят и без того играют за приличные команды в первенстве Москвы. Ведь моя задача – доводка игрока. Готовый футболист из способного парня должен получиться годам к 19--20. У нас же как считается: тренер подготовил 15-летнего вундеркинда для юношеской сборной, значит, тренер – красавец. А что будет дальше с этим мальчишкой, никому дела нет. Вот и пропадают…
А контролем мяча надо продолжать заниматься в любом возрасте. Зидан, уже будучи мировой звездой, ежедневно общался с мячом. Потому что голеностопный и тазобедренный суставы требуют постоянной тренировки – только тогда ты будешь мастером.
- То есть технику можно улучшать, даже будучи взрослым?
- Совершенно верно. Абсолютным заблуждением является мнение, что в 14--15 лет игрок должен технически все уметь. В России оно почему-то распространено, особенно в элитных школах. Прибавлять в работе с мячом можно бесконечно, в любом возрасте - это еще Бесков говорил. У меня два года занимается мальчик, который пришел в 14 лет со двора и нигде до этого не тренировался. Сейчас за ним гоняются три профессиональные мини-футбольные команды. Но из него еще может получиться игрок для большого футбола – надо продолжать работать.
- Подождите. Вас послушаешь – медведя можно научить играть в футбол…
- Профессионалом может стать только способный парень, которого необходимо правильно обучить. А прибавить в игре относительно своего уровня действительно может любой. У меня занимаются разные ребята. Часть из них, надеюсь, станут футболистами. Прочие будут просто хорошо играть в футбол, на любительском уровне. Я однажды несколько месяцев тренировал парня, которому разве что сумо заниматься – толстый, неуклюжий… Папа его уж больно просил. Конечно, в спортшколу мальчик не попал. Зато во дворе сейчас играет – просто загляденье, почти Марадона. А теперь представьте, если приходит реально талантливый мальчишка…
- Да, интересно. Ну а какие перспективы у ваших питомцев? Назвались-то вы громко - футбольной академией…
- Потому и назвались громко, что планов - громадье. Я хочу развивать этот проект. Он принесет большую пользу нашему футболу, я уверен. У меня сейчас уже три действующих филиала в Москве – на севере, северо-западе и юго-западе, всего около 70 человек. Недавно с моим партнером - заслуженным тренером России Виктором Вязовским зарегистрировали отделение академии в Праге – там шикарные условия. Скорее всего, сделаем в Чехии головной офис. Этим летом проведем там сборы, затем постепенно будем вывозить старших воспитанников для просмотра в чешские клубы, формировать сборные команды для выездов на турниры. Главная задача, повторюсь, – доводка игрока. В 17--18 лет почти никто из ребят не готов для взрослого футбола. Но если продолжать с ними работать над техникой, физическими кондициями и тактикой, результат будет.
- А что же российские клубы? Или акцент все-таки - на Европу?
- В России мы тоже ведем переговоры. Но скажу честно: в Чехии пока все более конструктивно. Отличные поля, базы, развитая система молодежных соревнований плюс гибкость политики в отношении юных игроков. Там после заключения профессионального контракта можно продолжать работать со своим воспитанником индивидуально. А в нашей стране тебя не подпустят к подписанному футболисту на расстояние пистолетного выстрела. К тому же уехать в сильный европейский чемпионат из Чехии намного проще, чем из России. Кстати, начали сотрудничество в этом направлении с одним известным футбольным агентством.
- Все-таки вернемся на землю нашу грешную. В родных-то пенатах какие планы?
- Обучать. Пока то, что я делаю, – это дополнительное футбольное образование. Мне важно не бросить воспитанника на произвол судьбы. Если я вижу заинтересованность игрока и его родителей в дальнейшем росте, я буду с ним работать до тех пор, пока он не устроится в команду своего уровня. Так что лучшие ребята без внимания не останутся. Но со временем я хотел бы преобразовать этот проект в образовательное учреждение полного цикла – с командами всех возрастов. Самое важное на данном этапе – решить вопросы по тренерским кадрам и материально-технической базе. Сейчас со мной работает тренером вратарей известный в прошлом голкипер «Динамо» и «Асмарала» Алексей Шиянов. Чуть ранее эту позицию занимал нынешний начальник команды «Локомотива» Вячеслав Чекмарев. Есть пара молодых перспективных тренеров. Если в ближайшее время найдется инвестор для постройки манежа в Москве, дело вообще пойдет семимильными шагами. Пока работаем на арендуемых площадях. Но движение есть. Академия вообще открыта для сотрудничества. Как известно, один в поле не воин. Чем больше заинтересованных единомышленников – тем лучше. В конечном счете, лучше для российского футбола.
…Тренировка в академии Журавлева заканчивается. Фонтанирующий энергией амбициозный наставник вместе с ребятишками убирает инвентарь. Родители младших футболистов роятся вокруг тренера с вопросами. Обращаю внимание, что один из пацанов остается на поле и продолжает исполнять какие-то телодвижения с мячом.
- Неужели не устал? Ведь два часа носился, как угорелый? - обращаюсь к мальчишке.
- Это я в клубе устаю, - улыбается парень. – А здесь даже времени не замечаю.
Захотелось, подобно президенту РФС, подумать о чем-то светлом и высоком. Например, о 2018 годе. Ведь это только счастливые юнцы не замечают течения времени. А время неумолимо отсчитывает дни и часы до момента, когда России надо будет кого-то явить футбольному миру.