Рынок спонсорства
Вышло в свет исследование Driving Business Through Sport, посвященное обзору и анализу спонсорских сделок в спортивной индустрии.
Основные факты:
Объем спонсорских контрактов в европейском футболе вырос за последний год на 40% и составил 1,872 млрд. ЕВРО.
Суммарный рост спонсорских контрактов обеспечивается главным образом за счет увеличения контрактов по топовым сделкам. В частности – Ювентус заключил контракт на 32 млн. ЕВРО с New Holland, что практические вдвое превосходит сумму контракта с Tamoil; годовая стоимость спонсорства Чемпионата мира по футболу теперь составляет 40 млн. долл. (в 2000г. – 12,5 млн. долл.).
Рост размеров топовых спонсорских контрактов усиливает неравенство в распределении спонсорских бюджетов среди футбольных команд. К примеру, если сравнивать 15-миллионый контракт МЮ с AIG и контракты ряда клубов премьер-лиги в 1 миллион фунтов, то есть сильные сомнения относительно того, что спонсорская ценность МЮ в 15 раз выше ряда других клубов. Обозначенный разрыв скорее больше указывает на недостатки в системе продажи брэндов средних клубов.
Крупнейшим футбольным спонсором в Европе является Дойче Телеком – годовой футбольный спонсорский бюджет компании оценивается в 70 млн. ЕВРО. Ключевыми объектами спонсорства Дойче Телеком являются Немецкая и Австрийская Бундеслиги, Бавария, а также Вест Бромвич Альбион.
Другие цифры:
Общий объем спонсорской индустрии в Европе составляет 7,785 млрд. ЕВРО. В т.ч. 6,695 млрд. ЕВРО – спонсирование спортивного сектора.
Футбольный рынок – крупнейший спонсорский рынок из всей спортивной индустрии. Объем спонсорских контрактов в футболе составил 1,872 млрд. ЕВРО.
Наибольший объем спонсорских сделок в спортивной индустрии приходится на Германию – 2,6 млрд. ЕВРО, Англия – 1,395 млрд. ЕВРО.
Крупнейший спонсор в Германии и Европе – Дойче Телеком с суммарным годовым бюджетом на спонсорство около 90 млн. ЕВРО. Крупнейший Английский спонсор – Водафон, расходы которого на спонсорство оцениваются в 45 млн. ЕВРО в год.
Что касается России, то я оцениваю объем спонсорских контрактов в российском футболе в 40-60 млн. ЕВРО или 2,5% от общего спонсорского рынка европейского футбола. Задел для роста есть.
--------------------------------------------------------------------
У нас еще не совсем понятна ситуация Зенит-Газпром, Спартак-Лукойл, Локомотив-РЖД. Можно ли выделить спонсорскую долю из денежных вливаний в данные клуб.
И еще - развиваться нам есть куда. Как поднимется у нас уровень жизни, увеличится сегмент платежеспособного населения, тогда и футбол будет развиваться и спорт. А так какой смысл вкладываться в не(московские клубы+Зенит), если население просто не может купить, воспользоваться, приобрести. По сути все упирается в уровень жизни - и билетная программа сразу развернется и мерчандайзинг, да и вообще всякие околофутбольные блага будут потребляться на уровне...
****
вот это юве отжог!
А вот меня не смущает разница в 15 раз между МЮ и рядовым клубом АПЛ.
Сравним, например, МЮ и Портсмут навскидку. Возьмём такой узкий аспект, как размещение рекламы на футболках. Контактные аудитории такого рекламоносителя, как футболка игрока:
1. Болельщики на стадионе. Не самая большая, но потенциально самая лояльная рекламируемому брэнду аудитория. Вместимость Олд Траффорд в несколько раз выше, чем стадиона Портсмута, да и игр МЮ проводит намного больше.
2. Болельщики клуба вообще, в том числе и за пределами города, страны, континента. Также очень лояльная аудитория. Боюсь даже сравнивать количество болельщиков МЮ и Портсмута. Если последние вполне комфортно располагаются в старом портовом городке, то первые, боюсь, там не поместились бы и в 2 яруса. Короче, разница больше, чем в 15 раз. Речь идёт о сотнях раз.
3. Любые люди, которые видят определённую команду и, соответственно, рекламу на её футболках. Например: те, кто смотрят обзоры ведущих чемпионатов во всём мире (а это очень большая аудитория); те, кто видят мальчишку в нелицензионной майке МЮ (никак не Портсмута) на сетке в Новосибирске или в пустыне Сахара; те, кто видят фото игроков в журнале, газете или Интернете (тут особенно отличаются идолы вроде Бекхема или Криштиану Роналду). Разница опять же в десятки или сотни раз.
К тому же, намного престижнее быть на груди у МЮ, чем у середнячка или аутсайдера.
Эта огромная разница частично нивелируется наличием геотаргетинга, так как не у всех спонсоров есть интересы по всему миру и тем, что Порстмут ведь играет и с МЮ, и с Челси, и с Арсеналом, что увеличивает эффективность рекламы на его футболках.
Кстати, я например, без труда могу назвать 1-2 титульных спонсоров Английской бигфо и ни одного спонсора любой другой английской команды. А Вы, Дмитрий?
P.S. Я понимаю, что реклама на футболках - это лишь часть спонсорского контракта, но часть очень важная.
навскидку Боро с тремя 8 на груди...
но по сути +1
тут нет проблемы. брэнд MU действительно гораздо дороже других брэндов. конечно, там уже нет Бэкхема, но все равно. в 15-не 15, конечно, вопрос. Но рынок решил, что в 15. Значит, 15.