5 мин.

Суппортеры и футбольные клубы: практика взаимоотношений (часть 1)

Статья, посвященная обзору практик взаимоотношений суппортеров и их футбольных клубов в России и Англии.

Данный материал был подготовлен специально для Фратрии осенью 2006 года. Предлагаю вашему вниманию обновленную версию, дополненную обзором взаимоотношений Фратрии и ФК «Спартак» Москва.

Введение

Суппортеры – независимые по отношении к менеджменту клубов лица , прямым образом заинтересованные в сохранении и преумножении истории команды. В отличие от футболистов, тренеров, менеджмента и акционеров у них по определению не может быть конфликта интересов, возникающего и усиливающегося на почве коммерциализация футбола, суппортеры по определению не могут поступиться историей и имиджем клуба ради дополнительных заработков.

Актуальность взаимодействия клубов и суппортеров

Ряд негативных высказываний в интервью одному из российских СМИ Генерального директоров ФК «Спартак» Москва Сергея Шавло относительно поведения суппортеров красно-белых на ряде матчей команды лишний раз иллюстрируют актуальную проблему для российского футбола – отсутствии цивилизованного и организованного диалога между суппортерами и руководством поддерживаемой команды. Возможен ли такой диалог, и при каких условиях?

Выгоды от взаимодействия

Суппортеры – необходимый элемент системы любого футбольного клуба. В тех случаях, когда у клуба отсутствуют организованные суппортеры, срок его существования ограничен исключительно сроком жизни интереса акционера к данному клубу, который вряд ли может измеряться десятилетиями. В случае снижения интереса акционера к клубу, либо отсутствия дальнейшей возможности финансировать убыточную деятельность, клуб исчезает за считанные месяцы. Это подтверждают яркие примеры из российской практики – футбольные клубы «Асмарал», «Ротор», «Текстильщик», «Уралан».

Вместе с тем, наличие у клуба значительного количества организованных суппортеров, а также уровень их лояльности, является не достаточным, но необходимым условием существования любого профессионального клуба. Суппортеры являются не только потребителями продукта, производимого футбольным клубом, но и инвесторами, вкладывающими в клуб, как свои эмоции, так и денежные средства. При этом суппортеры не являются инвесторами в классическом понимании этого слова – они не требуют возврата денежных средств и приемлют отдачу на свои инвестиции в форме эмоций – эмоций, получаемых, в том числе от игры своей команды, от самого процесса поддержки (суппорта) любимой команды.

По сути, эмоции, а не деньги являются ключевым драйвером деятельности футбольного клуба. Перефразируя крылатую схему из учебников по экономике получаем простейшую экономико-психологическую модель действия футбольного клуба:

Эмоции → Деньги → Эмоции-штрих

Ключевые элементы системы российского футбольного клуба, а также характер их взаимодействия показаны на рис.1. Данный рисунок отражает, по сути, классическую модель взаимодействия суппортеров, менеджмента и игроков клуба, но с учетом российской специфики, которая заключается в отсутствии системной обратной связи от менеджмента к суппортерам.

Рис. 1. Элементы системы футбольного клуба и их взаимодействие.

Под системной обратной связью подразумевается регулярная, формализованная реакция менеджмента клуба на действия суппортеров, значимость которой сопоставима с вкладом суппортеров в деятельность клуба. Стихийная реакция менеджмента, озвучиваемая СМИ, а также единичные встречи с представителями суппорта, не являются системной обратной связью.

Ярким примеров создания системной связи между менеджментом и суппортерами является вовлечение последних в процесс управления клубом. Исходящие из английского футбола корни практики вовлечения суппортеров в процесс управления клубом находят все большее и большее распространение. Так, принятая в 2005г. стратегия УЕФА под названием «Vision Europe» определяет «идеальный футбольный мир», как мир, в котором все футбольные клубы контролируются и управляются своими участниками (к примеру – суппортерами) в соответствии с демократическими принципами.

Однако, такая практика не всегда сводится к обычной продаже акций клуба болельщикам, хотя такие примеры уже существуют. Степень вовлечения фэнов в процесс управления клубом может значительно варьироваться от предоставления права совещательного голоса при принятии отдельных управленческих решений (например, принятие или изменение политики ценообразования на билеты), до продажи контрольного пакета акций со всеми вытекающими из этого возможностями по управлению клубом.

Конечно, нельзя утверждать, что отсутствие обратной связи от руководства к болельщикам клуба, в том числе отсутствие возможности последних влиять на решения клуба, является именно российской спецификой, хотя во всех клубах мира фанаты играют активную роль в управлении. В качестве примера отметим, что отсутствие системной связи характерно в настоящее время для большинства итальянских клубов.

Итальянская модель

Что сейчас происходит с итальянским футболом?

Коррупционные скандалы: Дело Моджи, отсрочка погашения налоговой задолженности «Лацио» на 23 года (!), одобрение ряда законов, позволяющих «украшать» финансовую отчетность, а также законов позволяющих безболезненно для акционеров банкротить футбольные клубы.

Результатом перечисленных инициатив стало снижение степени честности игры, и, как следствие, рекордно низкая посещаемость матчей Серии А. Начиная с 2001 года, каждый последующий сезон стал побивать антирекорд посещаемости матчей, который до этого момента был установлен еще в сезоне 1966 – 1967 гг. (!). Итог — падение интереса к футболу в Италии, тем более, что за 6 последних сезонов средняя посещаемость матчей снизилась на 27%.

Основа кризиса итальянского футбола — убыточность деятельности клубов и, как следствие, отсутствие возможности финансировать собственную деятельность на постоянной основе. По своей сути, данная проблема не уникальна и характерна практически для всех футбольных клубов любой отдельно взятой страны. Уникальность в случае итальянского футбола заключается в способе решения возникающих финансовых проблем: используя низкую прозрачность бюджетов клубов, а также интегрированность футбольных властей и правительственных кругов, руководство клубов прибегает к финансированию деятельности за счет увеличения поступлений от серых источников, ключевым из которых становится «выручка от договорных игр».

Таким образом, столкнувшись с финансовыми трудностями, которые не являются редкостью в футбольном мире, руководители итальянских клубов приняли решения «повернуться спиной к фанатам» — увеличить доходы за счет снижения честности и зрелищности игры, предавая историю и репутацию своих клубов, чем, по сути, лишили болельщиков всех источников эмоций, получаемых от игры. Руководители приняли решение пожертвовать нематериальными активами клубов, ради получения краткосрочной выгоды. Что будет с итальянским футболом дальше — покажет время.

To be continued...