Футбольный «Яндекс-Индекс»
«Яндекс» знает все – даже степень интереса к российским футбольным клубам
Как многие знают – аудитория болельщиков футбольных клубов является ключевым активом клуба, главным образом определяющим уровень его коммерческой привлекательности для потенциальных спонсоров и инвесторов.
В настоящее время в нашем футболе складывается парадоксальная ситуация – объем средств, вкладываемых в футбол, растет, но ни один футбольный клуб так и не может четко определить и заявить о размере аудитории. Периодически же проскакиваемые заявления отдельных клубов о многомиллионных армиях болельщиков, как правило, являются субъективными оценками «на глаз» аудитории со стороны менеджмента клуба.
В данном посте я, в силу своих возможностей, попытаюсь провести сравнительный анализ интернет-аудиторий клубов премьер-лиги и первого дивизиона. В качестве базы для анализа использованы данные статистики запросов названий клубов в нашем с вами любимом «Яндексе» за последние 12 месяцев. (К примеру – если вы хоть раз в течение 12 месяцев набирали в «Яндексе» текст – «ФК Шинник», то ваш голос учтен).
Важно отметить, что по моему разумению – корректнее интерпретировать полученные цифры, как показатель степени увеличения интереса к искомой команде, нежели как показатель абсолютного уровня интереса. Данное утверждение основано на той предпосылке, что наиболее преданные болельщики отдельно взятого клуба помнят наизусть все страницы в интернете об их любимом клубе, поиском же в «Яндексе» пользуется относительно новые болельщики клуба.
Итак! С помощью полученных данных я определил следующие показатели:
Рост степени интереса к каждому из 38 клубов
Вклад отдельного клуба в рост интереса к лиге в целом
Группировка клубов по степени интереса
Система координат – спорт VS рост популярности
Распределение интереса интернет-аудитории между первой и премьер-лигой
Рост степени интереса к клубам первой лиги – отношение всех запросов о клубах первой лиги к запросам о клубах премьер-лиги (с учетом перемещений между лигами, без учета вылетевших команд из первой лиги)
Как видим – практически 1/3 от всех запросов наименований клубов приходится на запросы о клубах первого дивизиона, в то время как год назад данный показатель составлял чуть более 1/4. Вывод – рост интереса к клубам первого дивизиона опережает рост интереса к клубам премьер-лиги.
За предыдущие 12 месяцев самой популярной российском командой является московский «Спартак» – в среднем в месяц о нем интересуются у «Яндекса» – 21.845 раз, на втором месте – «Зенит», на третьем ….. (барабанная дробь) – ФК «Москва» (!!!!!!!!):
1. «Спартак» (Москва) – 21.845 запросов/месяц
2. «Зенит» – 20.545
3. «Москва» – 18.582
Если рассматривать интерес интернет-аудитории только за последние три месяца, то первое место уже безоговорочно занимает победитель Кубка УЕФА:
1. «Зенит» – 30.881 запросов/месяц
2. «Спартак» – 25.545
3. «Москва» – 22.329
Очень любопытная картина получается при анализе степени прироста интереса к клубу – сопоставлении средних данных за последние 3 месяца, к данным за прошедшие 12 месяцев.
В среднем по двум лигам российского футбола интерес вырос на 36%. При этом 2 из 3 лидеров по абсолютным показателям, оказались в самом конце рейтинга по относительному приросту аудитории:
Рост степени интереса к клубу:
В целом можно говорить о тенденции распределения симпатий болельщиков к российским клубам, что, несомненно, является позитивной тенденцией. Людям становится интересны не только лидеры футбола, но и рядовые команды.
Также должно насторожить г-на Федуна предпоследнее место московского «Спартака» в рейтинге прироста аудитории. Не смотря на то, что клуб имеет одну из максимальных интернет-аудиторий, темпы ее увеличения более чем в 2 раза ниже, скажем так, отраслевого показателя.
А вот какая картинка получается при сопоставлении данных о запросах по тройке лидеров прошлого сезона за последние 12 месяцев:
«Зенит», да и «Спартак» полностью подтвердили тезис о том, что аудитория болельщиков зарабатывается за счет успехов на футбольном поле.
В целом же по степени роста интереса интернет-аудитории клубы можно разбить на следующие категории:
Ну и напоследок – общее расположение 33 клубов премьер-лиги и первого дивизиона в системе координат – место в турнирной таблице (ось Х), среднемесячное количество запросов в Яндексе (ось Y) по состоянию на ноябрь-2007г.:
Как видим – принцип «the winner takes it all» для нашего футбола не чужд – большинство лидеров своих дивизионов по степени интереса интернет-аудитории находятся значительно выше общего тренда.
На сим пока заканчиваю, но продолжение будет.
Кому какие показатели интересны – пишите в каментах.
А ЦСКА так мало набрало, потому что его ищут как ПФК:)
http://ipicture.ru/uploads/080602/jDlGbTog23.png
Учитовались запросы только с приставкой «ФК» или без нее тоже?
О каком СКА идет речь в иследование?
Можете предоставить динамику показателей запроса за день и/или в день мача и после него?
И, кстати, поиск в Яндексе действительно можно считать не абсолютным показателем интереса к той или иной команде, а ПРИРОСТОМ интереса, т.к. поиском в Яндексе обычно пользуются новички... соответственно, у Зенита и Спартака стабильно высокий прирост интереса И-нет-аудитории...
------------------
Более того, смею утверждать, что поисковиком по команде пользуются как правило не просто неофиты, а лишь те из них, кто вообще слабо связан с болельской средой, где подобная инфа передается по сарафанному радио на раз, причем независимо от возраста, пола и прочих признаков. Об этом же косвенно говорит и сама по себе статистика запросов по Яндексу, как наиболее «на слуху» российскому поисковому ресурсу, а значит наиболее востребованному пеной для всех случаев жизни («спроси у Яндекса» с, ага). Сравнительная и совокупная статистика по Гуглу и Рамблеру была бы не менее интересной в этом смысле.
Иными словами, приведенные показатели более корректно интерпретировать как прирост аудитории за счет глориков, и только. И как раз при такой трактовке результаты автора получаются вполне логичными и, может быть, даже поддающимися дальнейшему анализу по динамике и численности данной подкатегории клубной ЦА. Но уж точно к абсолютным распределениям симпатий все это отношения не имеет.
Что же до искомых абсолютных величин популярности, то, имхо, куда более корректным и точным было бы считать степень популярности клубов по более однозначным и легко интерпретируемым параметрам. Например, впрямую по активности пользователей на основных Инет-ресурсах клубов и по посещаемости оных. Только это, конечно, куда более геморное дело, чем перелопатить Яндекс-Директ. :)
Короче, авантюра (по-другому прилично и не назовешь) не удалась, за попытку спасибо. Идея сама по себе интересная.
конечно есть претензии к методологии, об этом, видимо, уже писали ниже в комментариях, нет времени внимательно все прочитать. Действительно, для наибольшей корректности нужно было бы учитывать разные виды запросов.. и ФК Шинник, и Шинник, и Футбольный клуб Шинник и Шинник Ярославль и т.п. А с ЦСКА наоборот, просто ЦСКА учитывать к футбольному клубу некорректно, а ФК ЦСКА даст явно заниженный показать.
Конечно и так пойдет, как отражение средней температуры по палате, не думаю, что учет всех видов запросов сильно повлияет на общие выводы, но для некоторых команд может повлиять достаточно сильно.
Кстати я согласна с комментарием насчет Блохина и т.п. Что волна интереса может быть вызвана не только спортивными успехами.. Ну например вот решил Нигматуллин поиграть в первом дивизионе, посыпая вратарскую песочком (шутка:)), всем сразу захотелось посмотреть - что же он себе за команду выбрал? Отсюда и посещаемость и т.п.
Вообще и правда здорово было бы проанализировать посещаемости сайтов, а не запросы в одном только Яндексе. Если бы их все найти. Кое-что и правда найти можно в открытом доступе, есть рейтинг спортивных сайтов, где можно что-то найти, можно просто погуглить, я так находила посещаемость сайта Локо, правда за ограниченный и небольшой промежуток времени...
И замутить на этом всем какую-нибудь эконометрику! у меня всегда руки чешутся, но редко доходят:)