4 мин.

Футбольный «Яндекс-Индекс»

«Яндекс» знает все – даже степень интереса к российским футбольным клубам

Как многие знают – аудитория болельщиков футбольных клубов является ключевым активом клуба, главным образом определяющим уровень его коммерческой привлекательности для потенциальных спонсоров и инвесторов.

В настоящее время в нашем футболе складывается парадоксальная ситуация – объем средств, вкладываемых в футбол, растет, но ни один футбольный клуб так и не может четко определить и заявить о размере аудитории. Периодически же проскакиваемые заявления отдельных клубов о многомиллионных армиях болельщиков, как правило, являются субъективными оценками «на глаз» аудитории со стороны менеджмента клуба.

В данном посте я, в силу своих возможностей, попытаюсь провести сравнительный анализ интернет-аудиторий клубов премьер-лиги и первого дивизиона. В качестве базы для анализа использованы данные статистики запросов названий клубов в нашем с вами любимом «Яндексе» за последние 12 месяцев. (К примеру – если вы хоть раз в течение 12 месяцев набирали в «Яндексе» текст – «ФК Шинник», то ваш голос учтен).

Важно отметить, что по моему разумению – корректнее интерпретировать полученные цифры, как показатель степени увеличения интереса к искомой команде, нежели как показатель абсолютного уровня интереса. Данное утверждение основано на той предпосылке, что наиболее преданные болельщики отдельно взятого клуба помнят наизусть все страницы в интернете об их любимом клубе, поиском же в «Яндексе» пользуется относительно новые болельщики клуба.

Итак! С помощью полученных данных я определил следующие показатели:

  • Рост степени интереса к каждому из 38 клубов

  • Вклад отдельного клуба в рост интереса к лиге в целом

  • Группировка клубов по степени интереса

  • Система координат – спорт VS рост популярности

  • Распределение интереса интернет-аудитории между первой и премьер-лигой

Рост степени интереса к клубам первой лиги – отношение всех запросов о клубах первой лиги к запросам о клубах премьер-лиги (с учетом перемещений между лигами, без учета вылетевших команд из первой лиги)

Как видим – практически 1/3 от всех запросов наименований клубов приходится на запросы о клубах первого дивизиона, в то время как год назад данный показатель составлял чуть более 1/4. Вывод – рост интереса к клубам первого дивизиона опережает рост интереса к клубам премьер-лиги.

За предыдущие 12 месяцев самой популярной российском командой является московский «Спартак» – в среднем в месяц о нем интересуются у «Яндекса» – 21.845 раз, на втором месте – «Зенит», на третьем ….. (барабанная дробь) – ФК «Москва» (!!!!!!!!):

1. «Спартак» (Москва) – 21.845 запросов/месяц

2. «Зенит» – 20.545

3. «Москва» – 18.582

Если рассматривать интерес интернет-аудитории только за последние три месяца, то первое место уже безоговорочно занимает победитель Кубка УЕФА:

1. «Зенит» – 30.881 запросов/месяц

2. «Спартак» – 25.545

3. «Москва» – 22.329

Очень любопытная картина получается при анализе степени прироста интереса к клубу – сопоставлении средних данных за последние 3 месяца, к данным за прошедшие 12 месяцев.

В среднем по двум лигам российского футбола интерес вырос на 36%. При этом 2 из 3 лидеров по абсолютным показателям, оказались в самом конце рейтинга по относительному приросту аудитории:

Рост степени интереса к клубу:

В целом можно говорить о тенденции распределения симпатий болельщиков к российским клубам, что, несомненно, является позитивной тенденцией. Людям становится интересны не только лидеры футбола, но и рядовые команды.

Также должно насторожить г-на Федуна предпоследнее место московского «Спартака» в рейтинге прироста аудитории. Не смотря на то, что клуб имеет одну из максимальных интернет-аудиторий, темпы ее увеличения более чем в 2 раза ниже, скажем так, отраслевого показателя.

А вот какая картинка получается при сопоставлении данных о запросах по тройке лидеров прошлого сезона за последние 12 месяцев:

«Зенит», да и «Спартак» полностью подтвердили тезис о том, что аудитория болельщиков зарабатывается за счет успехов на футбольном поле.

В целом же по степени роста интереса интернет-аудитории клубы можно разбить на следующие категории:

Ну и напоследок – общее расположение 33 клубов премьер-лиги и первого дивизиона в системе координат – место в турнирной таблице (ось Х), среднемесячное количество запросов в Яндексе (ось Y) по состоянию на ноябрь-2007г.:

Как видим – принцип «the winner takes it all» для нашего футбола не чужд – большинство лидеров своих дивизионов по степени интереса интернет-аудитории находятся значительно выше общего тренда.

На сим пока заканчиваю, но продолжение будет.

Кому какие показатели интересны – пишите в каментах.