Футбольная академия мадридского «Реала»
Гуманистические убеждения, заставляющие забывать о собственной выгоде. Качество игры, как критерий более важный, чем результат. Незацикленность на жестких тактических схемах. И больше сотни игроков, воспитанных, увы, не для себя. Рассказ об основных принципах работы футбольной Академии мадридского «Реала».
Иньяки Бене — сильный парень. Не каждый бы, пожалуй, оправился после такого несчастья. Вот только представьте себе: десять лет готовиться к тому, чтобы стать профессиональным футболистом и вдруг, в восемнадцать, все в один момент потерять. Травма, и — game is over. Тяжело? Да не то слово. Но он справился, и вернулся-таки в футбол, пусть и не игроком. Сначала получил диплом учителя физкультуры, потом выучился на тренера. Сейчас ему тридцать и он работает с 11-летними детьми в Академии «Реала», в которой сам когда-то занимался. Собственно, он нам и рассказал, как у них там дело поставлено. Интересно, думаю, было бы сравнить эту кантеру с барселонской.
— Иньяки, можно обрисовать примерную структуру Академии, ее штат?
— Пожалуйста. Прежде всего Академия — это 13 команд разных возрастных категорий — от 7-8 лет до 17-18, сейчас младшие дети у нас 2002 года рождения, старшие — 1992-го. Это 37 тренеров. По два на каждую команду, плюс еще несколько человек, работающих индивидуально. Скажем, на все тринадцать команд у нас есть трое тренеров вратарей. И еще несколько человек, которые ставят технику и занимаются с футболистами, восстанавливающимися после травм. Да, кстати: все тренеры, работающие с детско-юношескими командами «Реала», имеют лицензию Nivel 3 — такая лицензия в принципе дает ее обладателю право возглавлять команду Примеры.
«Спортивный городок», а по-нашему говоря, база футбольного клуба «Реал» (Мадрид), был построен шесть лет назад, в 2004-м. Во что обошлось строительство доподлинно неизвестно: местные функционеры называют цифру 100 миллионов евро, но сами же уточняют, что некая часть этой суммы была потрачена на очередную модернизацию «Сантяго Бернабеу». Сейчас в «городке» тренируются все команды «Реала», начиная с первой и заканчивая той, за которую выступают 8-летние дети. Здесь же находится небольшой стадион имени Альфредо ди Стефано, где проводит свои игры второй состав. Всего к услугам футболистов — 9 полноразмерных полей (пять натуральных и четыре искусственных) , минифутбольная и волейбольная площадки и отдельная зона, приспособленная для тренировок вратарей. Тут же находится медицинский и восстановительный центры. И тут же, в здании кантеры (на верхнем фото), постоянно живут воспитанники Академии «Реала», приехавшие в Мадрид из-за границы или отдаленных испанских провинций. Что же касается основной команды, то ее игроки на ночь здесь не остаются практически никогда. В нынешнем сезоне накануне домашних игр они собираются в мадридском отеле Mira Sierra.
Что еще? Административный департамент, занимающийся общими вопросами. Специальный консультант, который проводит уроки по изучению правил игры; этот же человек прививает игрокам правильное, корректное отношение к судьям и их решениям, разъясняет механизмы принятия этих решений. Само собой, врачи, массажисты. Плюс департамент интеграции; там работают педагоги — воспитатели, отвечающие за максимально комфортную адаптацию новых игроков. Прежде всего, разумеется, это относится к иностранцам и футболистам, хотя и испанским, но родившимся вдалеке от Мадрида и постоянно проживающим в Академии в отрыве от семьи. Таких у нас сейчас 40 человек, самым маленьким — 14 лет, детей младше этого возраста мы сюда не привозим. То есть, найдя перспективного мальчика, мы можем наблюдать за ним, следить за его прогрессом. Но перевозить его до 14 лет в Мадрид — нет, этого мы не делаем никогда.
— Почему? Это же, наверное, дает преимущества вашим конкурентам? Взять, условно говоря, Месси. Он, насколько известно, в Академии «Барселоны» с 13 лет. Допустим, вы нашли его первыми. Но у вас правило — не забирать из дому детей до 14 лет. А «Барса», у которой такого правила нет, взяла и увела его у вас, договорившись с родителями...
— Слушайте, у вас у самого-то дети есть?
— Есть.
— Ну, и что вы предпочтете: чтобы ваш ребенок как можно дольше находился с вами или чтобы его в восемь лет или в десять забрали бы от вас и увезли за тысячи километров? Как вы думаете, что лучше для самого ребенка? Что гуманнее? Вот вам и ответ на ваш вопрос.
Внутри здание кантеры разделено на зоны. Понять, какая из них кому принадлежит, легко по цветам, в которых выдержаны интерьеры раздевалок и прочих помещений. Желтый цвет — совсем юные футболисты, от 8 до 13 лет. От 13 до 18 — синий.
— А как обстоит дело с общим образованием футболистов, живущих в Академии? В «Барселоне», например, ему уделяется первостепенное внимание.
— Не волнуйтесь, в этом смысле мы очень похожи на «Барселону». Все сорок детей и подростков, которые живут здесь постоянно, ходят в очень хорошую частную школу. И очень, замечу вам, не дешевую. За каждого своего воспитанника «Реал» платит по 30 тысяч евро в год. Только за обучение. Я не говорю уже о том, что и во всем остальном они тоже находятся на полном обеспечении. Ну, и, конечно, точно также, как «Барселона», мы стараемся привить нашим детям представление о ценностях, присущих клубу, частью которого они становятся. К примеру, каждому вновь принятому в Академию мы дарим книгу по истории «Реала». А другую книгу вручаем родителям — там есть разные советы: по питанию, по воспитанию…
— И какие советы по воспитанию вы даете?
— Главный совет: с ребенком нужно быть ласковым...
База мадридского «Реала». Кабинет тренеров одной из юношеских команд.
— Какие-то стипендии воспитанникам, которые живут в Академии, выплачиваются?
— Нет, такого, чтобы ежемесячно им платили какую-то фиксированную сумму, такого нет. Но если им нужны какие-то карманные деньги, они их получают. Нужно просто обратиться к воспитателю и объяснить, для чего тебе деньги. Если это будет разумное, естественное объяснение и разумная трата, деньги мальчику будут выданы.
База мадридского «Реала». Здание кантеры. Тренажерный зал в «синей зоне». В «желтой» ничего подобного и в помине нет. Уделять серьезное внимание атлетической подготовке воспитанников здесь начинают только после того, как им исполняется пятнадцать. А до того? А до того, как объяснил нам Иньяки, «дети просто играют в футбол».
— На что в первую очередь обращают внимание скауты и тренеры «Реала», просматривая юных футболистов?
— Основных критериев три. Первый — техническая оснащенность игрока. Второй — способность мыслить, принимать решения на поле. Третий — наличие характера, способность к упорному труду, умение переломить неблагоприятно складывающиеся ситуации и обстоятельства. Причем с возрастом очередность этих критериев меняется. Если в 10-летнем возрасте для нас на первом месте находится именно то, насколько парень техничен, то при изучении возможностей более взрослых игроков значительное внимание уделяется уже двум другим качествам.
Один из методов воспитания характера — апелляция к авторитетам. Вот, например, цитата знаменитого мексиканского судьи Бенито Армандо Арчундиа, вывешенная на доске объявлений в фойе кантеры вместе с расписанием тренировок и инструкциями по подбору бутс для разных покрытий. «Мой отец отлично знал, сколь остро бывает соперничество в мире спорта. Он говорил: «Если ты избрал это своим занятием, то приготовься к борьбе за то, чтобы называться лучшим. Ведь не захочешь же ты быть просто одним из многих».
— Какие силы задействованы в поиске потенциальных воспитанников?
— В системе Академии работают 12 скаутов, которые высматривают перспективных детей в Мадриде. Подчеркиваю, 12 человек — только здесь. Еще 19 скаутов занимаются этой же работой в других провинциях Испании. И, наконец, есть еще 11 специалистов, ответственных за поиск талантов в остальном мире. Благодаря этим людям в Академии оказываются большинство в ней занимающихся. Но мы не исключаем и других путей. Скажем, любой человек, который считает, что у его сына, внука, племянника имеются задатки хорошего футболиста, может сообщить нам об этом через наш официальный сайт. Наши люди с ним свяжутся.
— С любым, кто оставил такое сообщение?
— Уверяю вас, с любым. Даже если таких сообщений будет тысяча.
База мадридского «Реала». Тренировочные поля.
— Вы говорили о ценностях «Реала», которые клуб старается донести до каждого мальчика, занимающегося в его Академии. А в чем они? Ну, помимо, конечно, великой истории.
— Главная ценность — сама игра. Мы думаем об игре больше, чем о результате. То есть вернее будет сказать, что мы уверены, что при хорошей игре и результат рано или поздно придет. А при плохой нужный результат может случится ну раз, ну — два, а потом все рухнет, и это будет вполне закономерно. И эту мысль мы стараемся внушить нашим детям. Нам не нужна победа любой ценой. Нам нужна победа, добытая хорошей, качественной, зрелищной игрой. Вот пример: не так давно наша команда, в которой играют дети 12-13 лет, вышла в финал одного турнира и встретилась там со сверстниками из «Барселоны». Играли отлично, но — уступили, по пенальти. И вот после этого Перес и Вальдано пришли к нашим в раздевалку и поздравили их так, как если бы они победили. Пообщались с игроками, и смысл сказанного ими был таков, что все было бы гораздо хуже, если бы дело обстояло наоборот: играли бы ни шатко ни валко, а выиграли бы.
— В «Барселоне» нам рассказывали, что футболисты, занимающиеся в их Академии, с ранних детских лет наигрываются под тактические схемы, используемые основной командой. Поэтому потом те из них, кто дорастает до основы, легко в нее встраиваются.
— Ну да, я понял, о чем вы... Но это не наша история. На уровне детских команд мы не делаем жесткого упора на схемы. Мы думаем не о схемах. Мы думаем об игре. Мы работаем над тем, чтобы футболисты знали и понимали не только свой маневр, но и всю игру в целом. 4-3-3 или 3-5-2 — для нас это не так важно. И в этом, вы верно подметили, наше отличие от «Барселоны». Спору нет, игрок, воспитанный в их Академии, условно говоря, правым полузащитником, может уверенно исполнять эту функцию в рамках привычной схемы. Но ведь очень немногие из них затем заиграют именно в «Барселоне». А у тех, кто уйдет играть в другие клубы, скорее всего, возникнут большие проблемы, перестроиться им будет трудно. В то время как игрок, воспитанный «Реалом», воспитанный в гораздо более универсальном ключе, таких проблем иметь не будет.
— Но вы согласны с тем, что в сравнении с Академией «Барселоны» ваша проигрывает? Как по-вашему, в чем причина?
— Это почему же мы проигрываем?
— Ну, потому, что там восемь собственных воспитанников сейчас в основе играют, а у вас...
— А у нас... Хорошо, давайте считать. Касильяс — раз. Гранеро — два. Адан, Арбелоа, Матеос — три, четыре, пять. Тоже, согласитесь, совсем неплохо. Говорили бы мы с вами год назад, я бы еще в этот список Рауля добавил, да что там добавил, я бы с него этот список и начал... Будь моя воля, я бы его ни за что не отпустил. Но меня, конечно, никто не спрашивал. Кто я такой? Всего навсего тренер детской команды.
Икер Касильяс Фернандес (выпуск 1998 года)
Рауль Гонсалес Бланко (выпуск 1994 года)
— И все-таки... Те футболисты, которых вы перечислили, за исключением Касильяса, не являются игроками стартового состава. Очевидно, что не они делают погоду в «Реале».
— А давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Давайте не будем зацикливаться на том, сколько в «Реале» играет собственных воспитанников. И посмотрим, сколько этих воспитанников играет просто на высшем уровне. Вообще, в разных клубах. И тогда вы поймете, что наша Академия работает очень даже эффективно. Смотрите: в Примере 43 футболиста отсюда выступают, в Сегунде А — еще столько же. В Европе — 19 человек. Итого — сто пять.
Сесар Гонсалес Навас (на фото — крайний справа, выпуск 1997 года)
И, кстати, большинство этих футболистов в своих нынешних командах — ведущие игроки. Это’О, про Рауля я уже говорил. Гути — в «Бешикташе». Навас — в «Рубине». Домингес, Филипе Луис — в мадридском «Атлетико». Сольдадо — в «Валенсии». Шесть человек только в «Хетафе». Негредо, основной нападающий «Севильи». Он некоторое время назад вместе с «Реалом» провел предсезонку. Но проиграл конкуренцию Бензема.
— Вот видите, проиграл...
— Послушайте, кто, кому и что проиграл — это ведь не я решаю. А главный тренер. Его фамилия вам известна. Думаю, лучше него на этот вопрос никто не ответит. А что касается Академии, то да, конечно, наверное лучше было бы, если бы в первой команде играло еще больше ее воспитанников, чем теперь. Ну, так ведь мы над этим и работаем.утб
как мне это сделать