Вилли Ландграф - вечный пролетарий второй Бундеслиги
Есть такая немецкая футбольная мудрость - "Dumm kickt gut". Дословно ее можно перевести как "Тупой играет хорошо", хотя, конечно, "тупой" - это не критическая оценка ума футболиста, а, скорее, отсылка к былым временам, когда немецкая машина выходила на поле и давила всеми своими четырьмя колесами любых соперников, случайно попавших на ее колею. В 90-ых, после того, как "Дело Босмана" открыло африканским французам дверь в тугие бюджеты немецких клубов, машина начала ржаветь. Как раз на это время и приходится карьера Вилли Ландграфа - настоящего футбольного борца, которого тогда Германии и не хватало.
Если вы начали следить за Бундеслигой только в ближайшие пару сезонов, то наверняка ничего не знаете о Вилли Ландграфе. Более того, многие из тех, кто увлекается ей давно, тоже с ним не знакомы. Да, Вилли Ландграф не сыграл в первой Бундеслиге ни минуты. Зато в дивизионе лестничной площадкой ниже он провел аж 508 матчей - больше, чем кто-либо другой. Кстати, Вилли владеет вместе с Рюдигером Ремом и другим рекордом: каждый из них заработал по 9 удалений.
Однако не только личные достижения интересуют нас в Ландграфе. В век, когда футбол все больше и больше превращался в еще один источник прибыли, а всю Германию заполонили молоденькие капризные «таланты», Вилли как никто другой воплощал в себе тот незабываемый дух «синих воротничков» - дух, ушедший куда-то вместе со старшим поколением. Он играл, нет, не ради кредитного чека, а ради болельщиков, убеждая их, что настоящий футбол никуда не исчез. Поэтому даже сейчас, после того, как Вилли закончил карьеру, его имя остается на устах фанатов по всей Германии.
Как и любой другой мальчуган, Ландграф увлекся футболом в детстве. А детство у него было тяжелым, родители едва сводили концы с концами. Чтобы удержаться на плаву, отцу приходилось работать в три смены - то, с каким трудом приходилось зарабатывать гроши, не могло не сказаться на юном Вилли. «Тогда я понял, как сложно достаются нам деньги. Я пообещал сам себе упорно работать и быть с ними бережным. Если бы я не сдержал это обещание, то никогда не стал бы тем, кем стал».
Хотя у родителей Вилли и не было времени, чтобы увидеть, как играет их сын, малыш из Мюльхейма прошел все уровни молодежной команды местного клуба, и наконец получил шанс в эссенском Рот-Вайссе у Хорста Хрубеша, также известного за свои пролетарские взгляды. Однако всё это время родители настаивали, чтобы Ландграф получил профессиональное образование - они не верили, что их отпрыск станет профессиональным футболистом. Поэтому Вилли совмещал свои занятия футболом и учебу на механика. (Нет профессии более пролетарской, чем эта). Тогда еще никто не мог предположить, что и в сорок лет Вилли будет продолжать играть в футбол, зато его родители могли спокойно спать, зная: если у Вилли ничего не получится в спорте, то он найдет себя в другом деле.
А Ландграф и не думал бросать футбол. В 18 лет (это был 1986 год) он впервые выступил за основную команду «Рот-Вайсса», и до 1991 года провел за неё еще 118 игр, это неплохой показатель для защитника ростом в 166 сантиметров. К слову, Вилли никогда не комплексовал из-за своего маленького роста, благодаря чему и стал любимцем болельщиков. Они разглядели в нем простого работягу из Рура, на которого всегда можно положиться. «Я не хотел казаться лучше, чем был, я просто оставался самим собой, и болельщики сразу оценили, что я выкладываюсь на поле полностью. Мои родители работали точно так же».
Следующие три года Вилли провел, выступая за клуб «Хомбург 08”. Затем он вернулся в родной «Рот-Вайсс», немного поиграл за «Гютерслох» и в 1999 году наконец обосновался в «Алемании» из Ахена. С Ландграфом в составе этот клуб добрался до финала Кубка Германии, вышел в Кубок УЕФА и добился права играть в первой Бундеслиге. В 2006 году Вилли покидал «Алеманию» уже в статусе культового героя. Он стал знаменитым за всепоглощающую страсть к футболу и то отношение к нему, которое заложено в принципе «никогда не говори никогда». Как раз эта страсть и эта решимость и символизировали тот короткий взлет, тот неожиданный успех «Алемании». И успех маленького бедного мальчика из Рура, точно такой же по сути. В самом деле, страсти ему было не занимать. В свой первый сезон в Ахене он получил 11 желтых и 2 красных карточки, однако это только сблизило Вилли с болельщиками.
Ландграф прославился как «Willi das Kampfschein”, Вилли - Борец. Он стал визитной карточкой второй Бундеслиги и, хотя не искал славы, принял такое прозвище с гордостью. «Меня уважают. Это значит, что я никогда не сдаюсь, усердно работаю и всегда сражаюсь до конца. Получить прозвище - большая честь, выходит, я сделал что-то важное».
Вилли не забывал своих корней. Отвечая на вопрос, что сделало его бойцом, он сказал: «Это восходит к тому, как я мыслю, у меня есть такое твердое намерение победить. Оно вживлено в тебя, оно в твоей крови, но ты не можешь его объяснить. Я унаследовал это от моего отца, который тоже работал не покладая рук, до конца». Своей игрой Ландграф возвращает нас в то время, когда игроки выходили на поле и оставляли там самих себя без остатка. «Сейчас такие игроки - все большая и большая редкость», - считает Вилли. «Нет, мы не останемся без хороших футболистов, но таких игроков , как Эрик (Майер), Кан или я - решительных и готовых ради победы на все - уже не будет. Юноши тоже амбициозны, но у них отличный от нас характер. Футбола, в который играли мы, уже просто не существует, он вымер».
Этим летом, после вылета национальной сборной в полуфинале Евро-2012, объектом для дискуссий в Германии стали как раз отсутствие агрессии и чемпионского характера. (Лично переводчик, равно как и некоторые другие авторы из братских стран, корил во всем судьбу). Вне зависимости от того, есть или нет в этой версии рациональное зерно, ясно одно - нынешнее поколение футболистов далеко не ровня предыдущему в плане характера. «Быть нежным и приятным - не всегда здорово. В футболе такому подходу нет места. На поле ты должен быть сосредоточен на порученном тебе задании», - говорит Ландграф, и в его высказывании - вся разница между прошлым и нынешним поколением. Разница в отношении и подходу к футболу.
И вы не можете с ним не согласиться. Сейчас игроки редко переходят в другие клубы только потому, что любят их, еще реже они остаются в своих клубах больше, чем на пару лет. Ландграф не посвятил всю свою карьеру какому-то одному клубу, однако он уважал историю и традиции любой команды, за которую играл, будь то «Рот-Вайсс» или «Алемания» со своим старым «В мое время верность клубу была более распространена, чем сейчас. Никто не сомневался, какой клуб выбрать: с традициями или с деньгами. Но в конце концов, каждый думает только о себе, поэтому я и не возмущаюсь, если кто-нибудь меняет клубы как перчатки только ради денег». Тем не менее Ландграф явно сожалеет о ветреном отношении нынешнего поколения к футболу. «Зачем постоянно целовать клубный значок? В футболе все так быстро меняется, что ты не знаешь, сколько еще будешь выступать за определенный клуб. Вот почему я никогда так не гримасничал. Ну а сейчас вполне естественно поиграть за команду полгода, а потом снова куда-то бежать».
Вы можете назвать Ландграфа старомодным: во многом, так оно и есть, однако Вилли никогда не отступал от своих убеждений. Сейчас невозможно представить себе профессионального футболиста без агента - Вилли оставался без такового до последних дней своей игрецкой карьеры. Он не умел скрывать своих чувств, а достаточной наградой для него было играть перед толпой беснующихся фанатов. Все же, когда в 2006 году «Алемания» вышла в Бундеслигу, у Ландграфа появился шанс исполнить свою мечту - сыграть там, но Вилли не хотел сидеть на скамейке, а с каждым годом его время на поле все сокращалось и сокращалось, поэтому он решил покинуть этот клуб. И тогда Ландграф жаждал играть все 90 минут. «По правде говоря, я не из тех, кто может сидеть на скамейке запасных и говорить, мол, что играет в первом дивизионе. Лучше-ка я сделаю шаг назад, зато буду приходить на утреннюю тренировку с улыбкой на лице». Убеждения остались теми же.
После трех сезонов в возрасте 38 лет за второй состав «Шальке», куда он и перешел из Ахена, да еще с таким опытом за спиной, Ландграф не мог не получить назначение на должность тренера молодежки «кнаппенов». Клуб, который гордится своим «рабочим» прошлым», нашел отличного кандидата для воспитания своего подрастающего поколения.
По выходным Вилли, помимо того, что занимается своим детским тренировочным лагерем, тренирует шалькерскую U-15, которая в предыдущем сезоне дважды победила дортмундскую «Боруссию». Все же нет лучше способа заслужить любовь болельщиков, чем обыграть своих самых принципиальных противников, вне зависимости от уровня соревнования.
Даже после 20 лет профессиональной карьеры Вилли полон соревновательного драйва - с понедельника по пятницу он готов проверить себя в игре везде, где это возможно. В прошлом году Ландграф накануне своего 43-го дня рождения сыграл за команду седьмого дивизиона из местечка Боттроп, где он сейчас и проживает. Кто-то был в восторге от формы и способностей Вилли, но не нынешний тренер «Боттропа» Мевлют Ата, бывший товарищ Ландграфа по «Рот-Вайссу», - он знает своего друга слишком хорошо.
Вилли продолжит играть за этот клуб не только ради поддержания формы - он просто любит соревноваться, а любви, как известно, все возрасты покорны. Теперь Ландграф намеревается получить тренерскую лицензию с тем, чтобы когда-нибудь возглавить клуб первой Бундеслиги, лиги, в которой ему так и не удалось поиграть. «В любом случае, это моя самая главная задача. У каждого должна быть такая». Но Вилли считает, что он должен сначала заслужить это право, и прежде всего зарекомендовать себя на молодежном уровне. Остальное - приложится, нужно всего лишь работать, честно и усердно. Он ориентируется на своего бывшего тренера, Дитера Хекинга, и хочет, чтобы его команды играли в тот напористый футбол, сделавший его знаменитым.
За исключением вступления, вся статья - немного вольный перевод восхитительного рассказа корреспондента goal.com Кристиана Ньяри. Так что все благодарности - ему в твиттер).