6 мин.

20 к 1. Василий Уткин

Рубрика «20 к 1», в которой ведущие спортивные журналисты России отвечали на два десятка вопросов различной актуальности, появилась на Sports.ru около 10 лет назад – почти одновременно с самим сайтом. Накануне круглой даты Sports.ru возвращается к популярному формату, начиная с анкетирования все того же автора – Василия Уткина. И для сравнения приводит ответы 10-летней давности.

Октябрь 2008 года

Ваш возраст?

Мне 36 лет.

Семейное положение?

Холост.

Считаете ли вы себя состоятельным человеком?

Нет, не считаю. Если выискивать определение, я, пожалуй, зажиточный человек.

Ваш любимый напиток?

Красное сухое вино. Испанское или чилийское.

Ваши вредные привычки?

Обжорство.

Какое блюдо вы готовы есть 7 раз в неделю?

Стейк.

Ваше любимое времяпровождение?

Сочинительство во всех возможных формах. Наряду с чтением.

Расскажите о вашем дебюте в спортивной журналистике.

Когда-то очень давно я написал заметку о матче Венгрия – Россия (даже год точно не вспомню, кажется, 93-й) для «Новой газеты». Я тогда работал во «Взгляде», и у нашей программы был какой-то совместный проект с «Новой», и так вышло, что мы сидели у них в редакции, а заметку было написать некому. Ну, я вызвался и написал. В результате это едва ли не единственная заметка в моей жизни, которую я опубликовал под псевдонимом (спроси сейчас – зачем я это сделал, не отвечу)). «Николаем Красоткиным» подписался. А кто такой Николай Красоткин, не скажу :))

Являетесь ли вы болельщиком и за кого болеете?

За наших против ненаших, как и всегда. А вообще симпатии у меня бывают, но болельщиком я не являюсь. Мне может нравиться в конкретный момент времени конкретная команда. А вообще на протяжении многих лет я симпатизирую только одной команде – мадридскому «Реалу», и то только потому, что чувствую себя обязанным – мы родились в один день.

Ваш кумир отрочества в спортивной журналистике?

Да не было, пожалуй. Мне и Маслаченко очень нравился, и Майоров. Помню первые репортажи с Уимблдона Дмитриевой… Но кумира в полном смысле слова у меня никогда не было.

Ваша любимая книга о спорте?

Их сейчас столько новых появилось, вполне достойных! Так что сейчас это понятие в самой что ни на есть динамике. Из последнего прочитанного всем рекомендую книгу канадского хоккейного тренера Дэйва Кинга о годе работы в Магнитогорске. Написано добрым, умным человеком, который оказался в совершенно новой для себя жизненной ситуации и все внимательно фиксировал и старался понять.

Слова-паразиты, которые поселились в вашем творчестве?

Слово «вот». Но мне с ним комфортно.

Слова-паразиты, вызывающие у вас наиболее яростную реакцию?

Нет таких. Cтал с годами терпимее.

С кем из людей спорта вам работалось легко?

Через наш канал много прошло бывших спортсменов, и сейчас многие работают. Мне всегда очень интересно было с Денисом Панкратовым (жалею, что сейчас он ушел с телевидения), с Иоландой Чен, с Лизой Кожевниковой. Очень много интересного узнал от Бориса Александровича Майорова.

Считаете ли вы необходимым для себя поддерживать с людьми спорта приятельские отношения, либо считаете, что они вредят работе?

Необходимым – нет. Но я вообще никакие приятельские отношения не считаю необходимыми. Они либо есть, либо нет. Когда они есть – это хорошо :)

Часто ли вы жалеете, что занимаетесь спортивной журналистикой?

Нет. Сейчас я просто-таки рад, что я именно ею занялся. Навыки, которые я здесь получил и продолжаю получать, достаточно универсальны, чтобы попробовать себя почти во всем, что любопытно. И время для этого тоже остается.

Какое СМИ (газета, журнал, телеканал, радиостанция, сайт) вы считаете близкими к образцу?

Не хотел бы отвечать на этот вопрос. В общем, я стараюсь сотрудничать с теми, кто мне кажется более профессиональным. Но близость к образцу – это другой вопрос.

Насколько высок, на ваш взгляд, уровень спортивных СМИ в России – по сравнению с западными?

Газет – весьма низок. Газеты у нас в каком-то закостеневшем виде существуют. Онлайн-ресурсы – дело даже не в том, насколько они сопоставимы, сколько в том, что они бурно развиваются. Пока я бы отметил, что онлайн-ресурсы в России сравнительно немного информации производят сами, и в этом плане они зависимы от печатных СМИ. Журнал о спорте, который можно читать, у нас вообще, по-моему, один – PROспорт. Телевидение наше спортивное в содержательном отношении, полагаю, не нуждается в сравнении с западным. Например, уровень комментария в лучших проявлениях. Уровень программ – к сожалению, в данный момент мы только начинаем осваивать многие из технологий, которые на Западе уже будни. А технология здесь очень многое определяет. Вот так пространно получилось.

Чего в российских спортивных СМИ вам не хватает прежде всего?

Настоящего профессионализма – не на уровне отдельных авторов, а в целом.

Ваши творческие планы?

Быть.

Декабрь 1998 года

Ваш возраст?

26 лет.

Семейное положение?

Холост. Что за странные вопросы?

Считаете ли вы себя состоятельным человеком?

Ни в коем случае.

Ваш любимый напиток?

Спиртное – виски, в любых видах: со льдом, без, с колой, с содовой. Безалкогольно всеяден, не пью только остывшее молоко с пенкой.

Ваши вредные привычки?

Получаю удовольствие от работы в выходные.

Какое блюдо вы готовы есть семь раз в неделю?

Устрицы с белым вином. Пристрастился во Франции на чемпионате мира, там это недорого. С тех пор питаюсь ностальгией.

Любимое времяпрепровождение?

Весь спектр увеселений в компании друзей. Как правило, по ночам накануне эфира.

Расскажите о вашем дебюте в спортивной журналистике.

Я работал в программе «Политбюро» – это была взглядовская передача, ее вел Политковский. Я был там самым молодым и искал свою нишу. В газете прочитал о махинациях с деньгами хоккейной федерации и сделал сюжет об этом. Впрочем, еще раньше в «Новой газете», у своих друзей, опубликовал маленькую заметку о матче сборной России, еще садыринской, против венгров. У них не было спортивного корреспондента…

Являетесь ли вы болельщиком и за кого болеете?

Болельщиком не являюсь, болею только за наших, когда они играют с ненашими.

Ваш кумир отрочества в спортивной журналистике?

Боюсь, что не было у меня кумира. Из комментаторов мне всегда нравился Владимир Маслаченко.

Слова-паразиты, которые поселились в вашем творчестве?

Вот нетривиальный: «игра разбилась на эпизоды».

Слова-паразиты, вызывающие у вас наиболее яростную реакцию?

Это не слова-паразиты, а разнообразные штампы и клише. Не потому, что надо словесно выпендриваться, а потому что каждое событие уникально и неповторимо и надо всегда находить одному ему соответствующие слова и образы.

С кем из людей спорта вам работалось легко?

Трудно работать только со «Спартаком». Считаете ли вы необходимым для себя поддерживать с людьми спорта приятельские отношения, либо полагаете, что они вредят работе?

Я ничего не думаю по этому поводу, у меня нет позиции. У меня есть не просто приятели, а друзья среди спортсменов, и я не вижу в этом ничего плохого. Сложись жизнь по-другому, их могло бы и не быть. В выборе друзей нельзя придерживаться принципов, это дело свободное. Считаю, что это не мешает работе; если кто-то думает иначе, пусть попробует догадаться по моей профессиональной деятельности, кто именно – мой друг.

Часто ли вы жалеете, что занимаетесь спортивной журналистикой?

Я жалею, что она отнимает у меня так много времени и фактически заменила мне жизнь.

Обидно ли вам, что большинство наших коллег-журналистов, работающих в другой тематике, считают спорт «низкой сферой»?

Нет, не обидно. Простой пример: только в спорте случаются глобальные события, интересующие весь мир. Например, Олимпиада: там все телекомпании ведущие, все самые последние технические достижения, все ходят и смотрят друг на друга. Политика выше по внутренней конъюнктуре, но любое политическое событие локально.

Считаете ли вы, что уровень спортивной журналистики в России ниже уровня, к примеру, политической журналистики?

Нет, не считаю. Применительно к телевидению могу сказать только, что мы на несколько поколений отстаем технически и по уровню продюсирования спорта. Пока ни один из наших спортивных проектов не стал в полном смысле слова проектом на уровне всей телекомпании.

Ваши творческие планы?

Ну-у-у-у… Кто ж это может знать?