6 мин.

Алина Сомова: «Не понимаю людей, родившихся в Петербурге, но не любящих „Зенит“»

Фото: Роман Киташов

Прима-балерина Мариинского театра Алина Сомова рассказала о том, как полюбила «Зенит», вспомнила самые эмоциональные футбольные события и объяснила, почему Петербургу достаточно одной команды в премьер-лиге.

– Считается, что футбол – контактный вид спорта для настоящих мужчин. Как им увлеклись вы?

– Я начала следить за футболом во время чемпионата мира 2002 года в Японии и Корее. Очень сильно переживала за нашу сборную, но, к сожалению, мы не вышли из группы. До сих пор помню слезы молодого Дмитрия Сычева после третьего матча. С тех пор и пошло. Если «Зенит» проигрывал, я плакала. Мама меня успокаивала, говорила, что это всего лишь игра, но я воспринимала поражения как личную трагедию. Сейчас болею более спокойно, по-взрослому.

– Начало вашего боления за «Зенит» – это тоже 2002 год?

– Да, я вообще смотрела все матчи сборной и сине-бело-голубых в различных турнирах. Как можно родиться и жить в Петербурге и не любить «Зенит»? Я не понимаю таких людей.

– Кого из игроков той сборной, кроме Дмитрия Сычева, вы запомнили?

– Сычев меня очень тогда тронул, конечно. Помню молодого Александра Кержакова, который вышел на замену. Александр Мостовой, по-моему, не играл, зато носился по полю Валерий Карпин, длинноволосый блондин, который мне тогда очень нравился.

– Карпин в настоящее время тренирует московский «Спартак». Теплые чувства к нему сохранились до сих пор?

– Сейчас он у меня уже не вызывает тех чувств, что раньше. Тогда я была молоденькой девушкой, а сейчас уже по-другому смотрю на футбол и на мир вообще. Да и Карпин сильно изменился, прежде всего в поведении.

– Помните ли вы игроков, которые защищали цвета «Зенита» в начале 2000-х?

– Помню «Зенит» Властимила Петржелы, в который тренер привел несколько чехословацких легионеров. Самым любимым из них был Камил Чонтофальски. Тогда же Петржела стал подпускать к основе молодых ребят, среди которых, конечно, выделялись Андрей Аршавин и Александр Кержаков. Вот эти игроки тогда вызывали у меня наибольшие симпатии.

– Как относятся к футболу ваши близкие?

– Они понимают мои увлечения, да и многие сами следят за футболом и за «Зенитом». Поэтому все нормально.

– С вашим рабочим графиком, наверное, сложно постоянно следить за выступлениями команды.

– К счастью, в театральной среде достаточно много болельщиков «Зенита». Многие мои коллеги даже на гастролях смотрят футбол через интернет или спутниковое телевидение. Мы собираемся вместе и активно переживаем за наших ребят.

– Часто ли вы посещаете стадион «Петровский»?

– Если честно, это удается далеко не всегда, потому что у меня плотный гастрольный график с множеством репетиций и выступлений. Но если нахожусь в Петербурге, всегда стараюсь прийти и поболеть за любимую команду. В последний раз, например, была на матче с ЦСКА.

– Вспомните самые яркие эпизоды, связанные с командой.

– Я очень эмоциональный болельщик, и поражения меня расстраивают. Например, было очень неприятно от того, что мы проиграли домашний матч «Спартаку». Этот факт немного смазал радость от чемпионства. Естественно, самые яркие эмоции у меня вызывают наши победы. Особняком стоят чемпионство-2007, когда наша команда стала сильнейшей в стране впервые за 23 года, и триумф в Кубке УЕФА в 2008-м. В тот день мы как раз находились на гастролях в Манчестере, и время нашего выступления совпало с финальным матчем «Зенита». Мы оригинально вышли из этой ситуации, включив большой телевизор сбоку от сцены. Во время партий мы периодически бросали взгляд на экран, следя за ходом игры. Когда моя партия была завершена, партнеры, которые находились на сцене, по выражению моего лица понимали, хорошо или плохо складывается игра. Это действительно яркие и запоминающиеся впечатления.

– Труппа после того выступления не поехала праздновать?

– Нам было строго сказано, чтобы мы не надевали клубные цвета и не выходили из автобуса на улицу. Когда мы ехали из театра в отель, видели множество буйных шотландских фанатов, которые не отличались дружелюбным поведением. Поэтому праздновали мы уже в отеле.

– С тех пор вам так и не удалось побывать на заграничном матче «Зенита»?

– Пока не удалось. Но зато во время наших гастролей в Лондоне я ходила на «Эмирейтс», когда там играли Андрей Аршавин и его «Арсенал».

– За десять лет вашего боления за «Зенит» команду тренировали многие тренеры. Как она менялась за это время?

– Первые воспоминания об авантюрном и романтичном футболе у меня связаны с периодом Петржелы. Однако самый зрелищный футбол, на мой взгляд, был при Дике Адвокаате – быстрый, результативный и захватывающий дух. Конечно, мне нравится футбол, который показывает «Зенит» при Лучано Спаллетти. Наш тренер очень импонирует мне как человек: он умный, вдумчивый, рассудительный. Кроме того, я вообще люблю Италию и все, что с ней связано. Но сейчас команда играет более сбалансированно и ровно, практически не теряя «свои» очки, а при Адвокаате присутствовал элемент непредсказуемости.

– Удалось ли вам побывать в Тоскане, в частности на родине Лучано Спаллетти в Чертальдо?

– К сожалению, до Тосканы пока не доехала, хотя была во многих итальянских городах. В этом году планирую путешествие в Италию, постараюсь побывать и в этом прекрасном месте.

– Кто из игроков, выступавших за десять лет в нашей команде, наиболее вам симпатичен?

– Я не люблю разделять команду на персоналии, мне нравится весь коллектив, в той или иной степени. Но ближе всего моему сердцу Андрей Аршавин, Александр Кержаков, Мартин Шкртел и Камил Чонтофальски. Вячеслав Малафеев – прекрасный вратарь, но словак подкупал своей харизмой. Очень жаль, что он покинул «Зенит».

– В культурной среде нашего города ходит легенда о том, что после возвращения Михайловского театра на высокий уровень постановок, сильно прибавил и Мариинский театр. Нужна ли подобная конкуренция «Зениту», который является единственной командой в пятимиллионном городе?

– Я считаю, что вторая команда в премьер-лиге Санкт-Петербургу не нужна. Город болен «Зенитом», зачем что-то изобретать? Посмотрите на Москву: там больше население, несколько команд, но трибуны на стадионах часто остаются пустыми. Это ненормально. Футболисты играют для болельщиков, а «Петровский» всегда полон. Да и самим игрокам приятнее выходить на поле заполненного стадиона. Быть может, для того, чтобы молодые ребята, не попадающие в основу «Зенита» получали практику, можно иметь команду в первой или второй лиге, но в высшем дивизионе достаточно одной.

– То есть лозунг «Один город – одна команда» вам кажется правильным?

– Да, это правильный лозунг. 

***

Записал: Роман Чиковани

«Наш „Зенит“»: №4

— Разговор Юрия Жевнова и Федора Погорелова— Товарищеский матч «Зенита» — Шанское государство— Щука на 5,5 от Владимира Быстрова— Японские мультики для Кришито и Футурама для его жены— Новые футболки и любовь— Юный талант Александр Закарлюка— Шкаф, упавший на Романа Широкова

В продаже в официальных клубных магазинах