Письмо Усманова в Арсенал
Российский предприниматель Алишер Усманов, который контролирует почти 30% акций лондонского "Арсенала" (контрольный пакет — почти 67% — бумаг принадлежит американцу Стэну Кронке), подверг совет директоров и менеджмент клуба жесткой критике за политику, которая, по его мнению, ведет к утрате клубом позиций, пишет Ъ. Компания Red & White Securities Ltd, управляющая инвестициями господина Усманова и его бизнес-партнера Фархада Мошири в "Арсенал" (в сумме они составили почти £200 млн), опубликовала открытое письмо.
Авторы призывают совет директоров "Арсенала" прекратить лепить из Red & White "врага" и заявлять, что если компания получит представительство в совете директоров, то это может "дестабилизировать" клуб. Red & White также заверяет, что сам Алишер Усманов не претендует на кресло в совете. Среди факторов, вызывающих сомнения в компетенции управленцев "Арсенала", господин Усманов называет обращение гендиректора клуба Ивана Газидиса к российскому сотовому оператору "МегаФон" с предложением обсудить перспективы сотрудничества.
В письме отмечается, что господин Усманов контролирует более 50% акций "МегаФона". "Неужели долгосрочные коммерческие контракты заключаются с таким уровнем профессионализма?" — отмечается в письме. В пресс-службе "МегаФона" подтвердили получение предложения от "Арсенала", но заверили, что спонсировать клуб не намерены. В письме также отмечаются сомнения в правильности бизнес-политики "Арсенала".
В частности, господин Усманов критикует то, что строительство нового стадиона было решено осуществлять на заемные средства. Правильно было бы финансировать клуб, сокращая заимствования и инвестируя в капитал путем эмиссии акций, говорится в письме. Однако, учитывая, что Стэн Кронке не намерен инвестировать личные средства, а также выступает против размытия своей доли, "Арсенал" постоянно повышает цены на билеты и продает ведущих игроков. В результате клуб лишен возможности выигрывать трофеи, а ведущие игроки покидают его, уверены авторы послания. Последний пример — отказ капитана "Арсенала" и лучшего снайпера английской премьер-лиги Робина ван Перси продлевать свой контракт, истекающий через год.
Вот перевод письма от Антона Баштового, адаптированный блогом "Arsenal Today" и немного мной:
Господа,
В последние недели произошли события, которые заставили нас, владельцев около 30% акций клуба, серьезно обеспекоиться работой совета директоров и менеджмента:
Во-первых, прозвучали публичные комментарии Ивана Газидиса, целью которых было сформировать у болельщиков впечатление, будто существует определенное противостояние между RED AND WHITE и нынешним советом директоров "Арсенала", связанное с желанием RED AND WHITE получить в этом совете директоров место; а также, будто бы наша вовлеченность в управление клубом может привести к конфликтам и его дестабилизации.
Во-вторых, российская компания «МегаФон» недавно получила письмо от господина Газидиса, в котором он попросил о встрече с целью обсудить варианты международного партнерства, включающего в себя сделку о рекламе на футболках игроков «Арсенала». МегаФон является одной и трех крупнейших компаний мобильной связи в России, а также более 50% ее акций принадлежат Алишеру Усманову. Это ли является достаточным уровнем профессионализма, применяемым для заключения долгосрочных коммерческих контактов?
Давайте не будем забывать, что мы инвестировали около 200 миллионов фунтов в капитал клуба. Мы являемся частью этого клуба и, разумеется, желаем ему всего наилучшего, но наши инвестиции не так важны на фоне того, что мы являемся верными болельщиками «Арсенала» и никогда не будем делать ничего, что могло бы «привести к конфликту» или дестабилизировать ситуацию
Однако мы верим, что вы, уважаемые члены совета директоров, должны сконцентрировать свою энергию на проведении максимально успешных для клуба операций и абстрагироваться от попыток создать ложного врага в лице Red & White. На наш взгляд, очевидно, что вы пытаетесь отвлечь внимание от реальных проблем, с которыми столкнулся клуб и которые активно обсуждаются болельщиками в различных социальных сетях и форумах, а именно: финансовая модель, а также отсутствие инвестиций и будущего стратегического направления клуба.
Тем не менее, прежде чем перейти к этим проблемам, я бы хотел раз и навсегда определить нашу позицию касательно места в совете директоров. Как вы все знаете, Алишер Усманов никогда не добивался места в совете директоров для себя. На самом деле, Алишер Усманов не имеет места в совете директоров ни в одной из компаний, где он является инвестором. С момента покупки нашей первой акции в клубе мы не только придерживались политики невмешательства в управление, но и активно поддерживали управляющий состав, не давая повода обвинить себя в подрывной деятельности или саботаже. История наших голосований в поддержку совета директоров на ежегодных собраниях является тому подтверждением.
На самом деле, если взглянуть на недавнюю историю клуба, становится понятно, что совету директоров удавалось создавать конфликтные ситуации без всякого стороннего вмешательства – взять хотя бы уходы Дэвида Дина, Кейта Эдельмана, леди Нины Брэйсвэлл-Смит и Ричарда Карра. Вы также организовали соглашение, изначальной целью которого было предотвращение получения контроля Господином Кренке, а впоследствии – и исключение вероятности нашего вмешательства, хотя никаких оснований для этого не было.
Настоящий же конфликт существует между ожиданиями болельщиков и вашим видением клуба, и в основе этого конфликта лежит так называемое самофинансирование. Модель самофинансирования была призвана служить держателям акций, все из которых с тех пор поочередно свои акции продали. Предыдущее решение совета директоров о финансировании проекта строительства Emirates Stadium при помощи долгосрочного долга, на наш взгляд, идет вразрез с идеей о самофинансировании. Если бы это действительно соответствовало этой идее, строительство стадиона финансировалось бы через смесь долгового и бездивидендного капитала. Вместо этого, ключевые акционеры, в то же время являшиеся членами совета директоров, нагрузили клуб долговыми обязательствами, чтобы извлечь выгоду из будущего потока доходов и увеличения стоимости своих пакетов акций. Совет директоров того времени начал политику растущих цен на билеты, что позволяло покрывать краткосрочный рост издержкек за счет болельщиков до тех пор, пока все члены не продали свои акции и не получили огромные прибыли.
Эта политика едва ли изменилась. Мы просили о встрече с господином Кронке, и нам было отказано, несмотря на то, что мы владеем около 30% акций клуба или, другими словами, почти каждым третьим сиденьем на Emirates Stadium. Очевидно, предлагаемая нами политика по допэмиссии прав на выкуп новых акций текущими акционерами (господинома Кронке и нами) для погашения долга и инвестирования в будущее идет вразрез с интересами совета директоров. Господин Кронке пошел на поводу у Совета директоров, который считает, что клуб может успешно существовать без инвестиций. В результате он преследует похожую политику, избегая размывания своей доли в капитале, значительная часть которой была профинансирована кредитом Дойче Банка. При этом господин Кронке не уточнял, был ли погашен этот кредит.
В результате такой политики наш менеджмент, а не акционеры, вынужден справляться с жесткой финансовой ситуацией, нести бремя оплаты за долги, связанные со строительством стадиона, продавая своих лучших игроков и продолжая экономить. Все это, конечно, негативно влияет на выступления команды.
Это политика приводит к потере наших лучших игроков, зачастую в пользу главных конкурентов, и даже заставляет самих игроков задуматься о своем будущем в клубе и его амбициях. Ситуация, сложившаяся с нашим капитаном Робином ван Перси, который провел выдающийся сезон, яркое тому подтверждение. В итоге мы снова столкнулись с потерей ключевого игрока, потому что не смогли заверить его в будущем развитии клуба и нашей нацеленности на новые трофеи. И где гарантии, что все это не будет повторяться снова и снова? Как топ-клуб, мы должны, как минимум, предлагать своим лучшим футболистам такие же и даже более выгодные условия в сравнении с другими командами, а также доносить до них четкое видение дальнейшего развития клуба. Можно сколько угодно пытаться делать хорошую мину при плохой игре, доказывая преимущества этой модели, однако это не позволит уйти от факта, что она не дает возможности нашему тренеру полностью раскрывать свой потенциал и порадовать фанатов, которые платят за билеты больше всех в Англии. Похоже, попадание в Лигу Чемпионов будет потолком наших амбиций и на следующий сезон. К сожалению, не исключено, что в будущем амбиции станут еще скромнее. Продолжать и дальше думать, что мы стоим на одном уровне с «Реалом», «Челси», «Манчестер Сити» и «Барселоной» уже нельзя. Чтобы иметь шансы на успех, мы должны не уступать им ни в одном аспекте, включая, в первую очередь, финансовый.
Так, как же видим будущее клуба мы, Red & White? Очень просто. Клуб без долгов, с достаточными средствами для приобретения самых талантливых игроков, которые смогут дополнить футболистов, вырощенных в команде. Вместе они могут принести клубу самые престижные трофеи, которые и являются главным достижением для каждого в футбольном клубе. Трофеи также выступают ключом к коммерческому успеху клуба – они увеличивают стоимость игроков, стоимость бренда, привлекают спонсоров и максимизируют стоимость коммерческих контрактов, что будет значить, что клуб больше не будет вынужден выжимать деньги из фанатов. Мы также верим в прозрачность, которую может обеспечить вывод акций «Арсенала» на биржу – это также обеспечит большую вовлеченность фанатов в дела клуба.
Мы желаем успеха главному акционеру господину Кронке в управлении клубом, несмотря на то, что у нас есть глубокие сомнения касательно целесообразности политики, которую преследует его менеджмент и санкционирует совет директоров.
Мы также будем продолжать покупать акции у каждого, кто захочет их продать, что отражает нашу долгосрочную заинтересованность. Чтобы формализировать ее и положить конец всяческим спекуляциям насчет нашей позиции, мы с гордостью объявляем, что будем удерживать наши инвестиции для себя и членов наших семей с прицелом на будущие поколения. Мы желаем клубу всего самого наилучшего и сделаем все, что есть в наших силах, чтобы обеспечить "Арсеналу", который мы все любим, успех.
Искренне ваши,
Алишер Усманов и Фархад Мошири
Оригинал письма "ин инлиш" можно прочитать тут.
Перевод постарался причесать, в тексте было несколько неточностей. То, что бросилось в глаза сразу - это заявление о том, что Усманову и Мошири принадледит более 30% акций клуба. В тексте сказано "almost", насколько я знаю, всего удалось скупить 27,41%.
В переводе этого нет, но письмо за подписью г-на Газидиса было формализованным предложением сотрудничества (cold call letter) - фактически, спамом (такие письма, часто рассылаются «по списку адресов» - по факсу, по e-mail - стоит лишь узнать хоть какую-либо контактную информцию и имя генерального директора).
Как мажоритарному акционеру «Мегафона» (а спонсорство для оператора, скорее всего, была сделкой с заинтересованность), г-ну Усманову такая «неучтивость»и «неэксклюзивность контакта» явно не понравлась, и, таким образом, он ставит под сомнение проффесионализм менеджмента футбольного клуба.
«В письме отмечается, что господин Усманов контролирует более 50% акций «МегаФона». «Неужели долгосрочные коммерческие контракты заключаются с таким уровнем профессионализма?» — отмечается в письме. В пресс-службе «МегаФона» подтвердили получение предложения от «Арсенала», но заверили, что спонсировать клуб не намерены. В письме также отмечаются сомнения в правильности бизнес-политики «Арсенала».»
Почему обращение за поддержкой в Мегафон признается непрофессионализмом?
В общем, имеет право жаловаться, это действительно не слишком красиво.
Я тут скопирую свой комментарий из новостной темы.
Боард Арсенала чего-то плывет, Перси упустили, не в смысле того, что не продлили контракт, а в смысле того, что он в прессе выступил. Нужно было с ним подписывать какой-нибудь NDA. Теперь вот этот контакт с Мегафоном.
Усманов - личность явно сомнительная и очень большой вопрос, хорошо, что он вообще там с Арсеналом в одной лодке. Я тут против такого имхо «глориковского» подхода, мол, «купи нас и вложи в нас кучу денег».
Но прав он в двух вещах. Первое, боард поступил явно не оптимально свалив все финансирование на долг/бонды, даже не рассмотрев толком вопрос о доп эмиссии. Это да. Особенно, учитывая позицию, что, мол, «мы за максимальную эффективность» и «самоокупаемость». И второе, коммерческое подразделение у Арсенала работает с горем пополам. Это тоже да. Коммерческая прибыль Арсенала мала, кажется, меньше, чем у Челси. Притом, что клуб находит в центре бизнеса, в Лондоне, да плюс продал права на название стадиона, что само по себе - крупный актив. Если бы это сделали МЮ, Челси, Ливер, они бы еще на 30% увеличили коммерческую прибыль точно.
Но думаю, что главная причина - постараться «на настроениях» таки добраться до Совета. Вообще ситуация довольно мутная со всех точек зрения. Так, например, известно, что Арсенал в свое время заказал исследование деятельности и истории Усманова, с частными детективами и всеми делами. Чем все кончилось не совсем понятно.
Я думаю, что он как минимум знал о возможности обращения к «Мегафону» (если и сам не посоветовал). Другое дело, как это было сделано. В переводе письма от Red and White была упушена фраза - cold call letter (со слов самого г-на Усманова это было именно таким письмом - чуть ниже я об этом написал).
Почему и зачем это сделано и было ли это сделано намерено (вряд ли г-н Газидис не знает, как вести переговоры по спонсорским соглашениям), чтобы вызвать прямой конфликт - не очень понятно.
«...свалив все финансирование на долг/бонды...»
«Арсеналу» купонные выплаты обходятся дешевле, чем «Юнайтед» - 5,5/6,6% против 8,5%. Или сейчас кредитные ресурсы стали значительно дешевле, чтобы можно было рефинансировать долг?
Если вы посмотрите на баланс главного актива г-на Усманова - НЛМК, то поймете, в чем причина такого не удольствия финансовой политикой лондонского клуба (у НЛМК одно из самых небольших отношений D/E в металлургическом секторе РФ) - oтсутсвие желания/необходимости пользоваться кредтными инструментами, в большей степени ориентируюся на собственные возможности средства (что, является не таким очевидным благом для любого актива, хотя бы с точки зрения WACC).
Говоря в письме о «клубе без долгов... об инвестициях для себя и членов их семей» - г-н Усманов выступает. как собственник, а не как инвестор.
В этом и отличие, например Усманова, Абрамовича, шейха Мансура, от Кронке, семьи Глейзеров и Генри. Для одних - это актив, для других - бизнес.
«...даже не рассмотрев толком вопрос о доп эмиссии»
Все зависит от конкретной ситации.
Пример, не самый положительный, допэмиссии для строительства стадионав АПЛ уже был - «Тоттенхем». Почти всю эммсию выкупул мажоритарий, но новый стадион так и не был постоен (не смотря, на то проходили ли на нем соревнования предстоящей Олимпиады или нет).