Как я за Англию болел
Я узнала, что буду пойду на четвертьфинал с участием сборной Англии, когда поезд «Москва – Хмельницкий» был на границе России. У меня уже был билет на матч в Киеве, но узнать, кто же составит компанию итальянцем, я могла только из новостей. Хотелось увидеть на «Олимпийском» англичан, поэтому смс с результатами матчей меня очень обрадовала и настроила на хороший сон. Только на следующий день я узнала подробности их матча с украинцами. Имя Виктора Кашшаи было у всех на устах. Жизнерадостная девушка говорила по радио о своей «горячей любви» к арбитру, ведущая новостей пошутила, что если венгра убьют в Украине, то убийство не засчитают. Все, с кем я общалась в день после матча национальной сборной, обязательно говорили мне об этой несправедливости.
До моего четвертьфинала было 3 матча, и я смотрела их на украинских каналах. Комментаторы мне понравились, если не брать во внимание, что один перепутал цвета формы чехов и португальцев, а другой упорно называл Фабрегаса автором первого гола в ворота французов. «Великий футбол» вообще отличное шоу (до этого я была не высокого мнения об украинской спортивной журналистике), живое, интересное, Ирина Блохина порадовала своим отличным знанием английского. В одной из программ обсуждали отношение иностранцев к организации чемпионата: претензий у гостей из других стран не было. Более того, украинские журналисты гордо заявили, что поля в Украине лучше (судя по телевизионной картинке, это правда), да и вообще в их стране уютнее, чем в Польше.
Я каждый год бываю на Украине, но только позавчера первый раз погуляла по Киеву. С утра пораньше я попрощалась с уютной деревенской хатой и отправилась в столицу.Жара была единственным минус моего путешествия. Я закинула вещи в хостел и пошла изображать из себя туриста.
Не буду писать, какой замечательный город Киев: если вы там были, то знаете, если не были, то лучше посмотреть все своими глазами. Думаю, иностранцам было не так уж трудно разобраться, куда ехать или идти: в метро станции объявляют на украинском и английском языках, везде дежурят волонтеры, которые сами очень рады поговорить с гостем из другой страны. В тот день я очень внимательно прислушивалась к прохожим: не все англичане и итальянцы ходили в футболках своих сборных. Представителей туманного Альбиона было явно больше, они пили пиво в барах, пробовали украинские блюда, фотографировались у достопримечательностей. Поляков тоже было очень много, поэтому я не очень удивилась, когда узнала, что они заняли 5 из 8 кроватей в моей комнате в хостеле. Не знаю, пьяные они были или нет, но пришли они тихо и никого не разбудили, за что большое им спасибо.
Тем временем до матча оставалось 2 часа, а я знала только, что к стадиону можно дойти от метро Театральная. Волноваться долго не пришлось: я слилась с толпами англичан, украинцев, русских.
Многие скупали шарфики за 200 грн, рисовали флаги на лицах (15 грн за флаг) и фотографировались. Незаметно передо мной возник стадион. Все еще встречались люди, продающие билеты, но желающих было все меньше, видимо, раньше купили. В палатках возле стадиона образовались небольшие очереди. За кого будет болеть большинство стало понятно сразу: итальянские шарфики разошлись быстрее английских. Меня это не очень расстроило, ведь мне нужна была атрибутика номинальных хозяев поля. Себе я взяла футболку, шарф и футболку для папы. Ему уже много лет нравится сборная Англии, и я в тот вечер переживала за англичан еще и из-за него. До моей трибуны добираться было долго, но даже просто идти по стадиону, смотреть на фанатов, слышать голос итальянца, что-то кричащего в микрофон, было просто божественно. Еще месяц назад я с грустью думала, что Чемпионат Европы будет так близко, но пройдет мимо меня, а сегодня я здесь, совсем рядом, я увижу игроков, которых до этого видела только на экране моего ноутбука.
Безоблачное небо Киева, узорчатая крыша стадиона, флаги, музыка, разминка игроков перед матчем… Приятным сюрпризом стала португальская бригада арбитров на поле. Их имена очень забавно звучали по-английски. Эх, я бы вам прочитала их, как надо! Единственное, с чем мне очень не повезло – это русскоязычное окружение. Я бы даже пережила эмоциональных итальянцев вокруг моей английской футболки, но украинские женщины, пришедшие на футбол… За мной сидел мужчина, который весь матч объяснял своей подруге тонкости игры. То ли он очень ее любит, то ли он уж лишком терпеливый, но мужчину эти разъяснения совсем не раздражали. На моем ряду еще было несколько болельщиков сборной Англии, но мы были окружены плотным кольцом фанатов Италии. Ну как фанатов, я думаю, многие пришедшие знают Италию только по горячим путевкам турфирм, о сборной этой страны им было известно немного. Я с завистью поглядывала на противоположную трибуну: там были развешены красно-белые флаги, и четко выделялось белое пятно. «Италия» кричали, как мне показалось, чаще и громче всего, несколько раз начинали скандировать «Украина», но настоящим удовольствием было слышать “England” от болельщиков с английского островка трибун. Я очень жалею, что не перебежала к ним во втором тайме, надо было хоть попробовать. Но мысленно я была с ними, сжимала рукой шарфик (на удачу), шептала «нет, нет, нет», когда итальянцы организовывали опасные атаки. Незаметно подобралось дополнительное время (на стадионе для меня игра всегда идет быстрее), что обрадовало многих моих соседей. Мужчина за мной объяснил своей спутнице, что будет, если и через полчаса счет будет ничейным, и она тут же захотела увидеть пенальти. «У нас же Буффон», - уверенно сказала украинка. «Да, у вас Буффон», - подумала я и серию пенальти смотреть расхотела. В 2006 мы с папой смотрели матч Англия-Португалия. Тогда меня не могла не обрадовать победа португальцев по пенальти, но спустя 6 лет это воспоминание стало тревожить. Итак, оставалось всего несколько минут до конца матча, пенальти назначили в ближайшие ко мне ворота, что стало последним радостным моментом этого матча. Даже когда англичане повели, я чувствовала, что закончится все в пользу итальянцев. Наверное, чувствовала весь матч, но мне нравилось верить.
Итальянцы выбегают на поле, Италия счастлива. Англичане замерли на своих местах, кто возле центрального круга, кто возле противоположных ворот. Но мне почему-то не хочется уходить. Это был самый долгий четвертьфинал Евро-2012, и я счастлива, что я видела и чувствовала его.