4 мин.
0

forza, calcio...

«Кьево» опять победило. Хочется сказать: победил – у малыша, сенсации итальянского футбольного первенства (а значит, и всей Европы), характер точно мужской. После двух поражений, да еще пропустив гол в начале игры с «Лацио» и чудом избежав еще пары, «Кьево» во втором тайме забивает три. До лидера — семь очков. Четвертое место - это в лигочемпионской зоне. Вверх, до «Ювентуса», четыре очка; вниз, до «Милана», – столько же. Комфортно!

Василий Уткин. «forza, calcio...» // газета Газета, 1 февраля 2002

И в этот момент в феномене «Кьево» разобраться, кажется, в самый раз. Потому что восторженная истерика (ах ты, мой маленький!) схлынула, а звук имени приелся, стал привычным. Стоп, наркотикс – «Кьево» не станет чемпионом. Даже в смелых мечтах.

Глядите-ка, и персональных открытий в команде этой не содержится. Игроков потом раскупят, но это станет уже фактом личной жизни Мараццины и его товарищей. Уж что-что, а серия А, в которой тот самый Мараццина лет провел в перманентной борьбе за выживание разных команд порядком, возможности игрока высвечивает достаточно четко.

Пригласят на новую работу и тренера, Луиджи дель Нери. Даже уже пригласила «Парма». У этой команды традиция такая: в ней практиковал молодой и никому тогда не известный Арриго Сакки, потом здесь совершенствовался Скала, потом Малезани... И ни с кем из них никогда «Парма» не стала чемпионом.

Получится у дель Нери или нет? Когда у тренера что-то выходит, это всегда счастливое стечение обстоятельств, уж слишком много факторов у такой удачи. Да и хуже, чем нынче, «Парма» сыграет вряд ли... Как сложится судьба итальянца средних лет, небогатого и некрасивого? Неважно. Бог ему в помощь. Нас интересует «Кьево».

Феномен это сугубо командный. Нету у веронцев ни революционной тактики (вот тоже противное слово!), ни открытий ярких персональных. «Кьево» – это история, которая приключилась не с командой и не с городом. «Кьево» – это ситуация, в которую влип итальянский чемпионат.

А ситуация кризисная. На этом сходятся все. Даже итальянские журналисты перестали считать вылет своих команд из еврокубков несчастной случайностью. Примеров очень много, и все они противоречивы. Примерами мы ничего не докажем и не покажем. Как проигрывал «Ювентус» «Сельте», как «Лацио» увяз в Лиге чемпионов, как «Рома» была показательно бита в прошлом розыгрыше «Ливерпулем», а в этом «Реалом»... Все эти истории в смысле подробностей отдельны; и правильно: каждый клуб – огромное хозяйство со своими взаимоотношениями, спадами и подъемами. Подробности поэтому будут только мешать выводам. Здесь нужен общий огляд и нужна версия.

Случился с футбольной Италией кризис этакого сознания. Футбольная культура не заметила, как замкнулась в себе. Уверила в свою непогрешимость. И немножко забыла, зачем, собственно, играют в футбол. Теперь в Италии думают, что для прессинга. У кого лучше, интенсивней, живей да жестче, тот и победит. Матчи давно напоминают какое-нибудь реал-тиви-шоу: бодаются; отвернулся попить чаю – бодаются; поболтал по телефону – бодаются.... На отменной скорости, в плотнейшей борьбе, которая, само собой, заставляет игроков работать с мячом очень быстро, а это требует мастерства. Но!

Вот пальцы Евгения Кисина. Гибкие, шустрые... Он - пианист. А наверное, смог бы с такими быть и карманником! Ког

да смотришь на такой вот нескончаемый итальянский матч, подкат в подкат через подкат, как раз и удивляя отличные игроки, но занимаются они чем-то не тем. Вот и уезжают те, кто поярче: Верон, Зидан... В Италии не осталось, после травмы Руя Кошты, ни одного диспетчера мирового класса. Доморощенные Тотти и дель Пьеро – игроки все-таки другого плана. И царствует теперь Вьери: получил – боднул – пробил. Гол. Король – гол.

Все это – не футбол. Это упражнение. Это такая своеобразная тренировка. Те, кто ее про-ходят, и впрямь потом успешно играют в других странах, но это еще не делает тренировку футболом. В футбол играют, чтобы забивать, потому что это способ победить соперника. А если бы в прессинге была суть, то вдоль поля сидели судьи и выставляли бы командам оценки, как в фигурном катании. Так и варится Италия в собственном соку. Одна. Ни идей не воспринимает снаружи, ни сама не импортирует. Итальянцы за рубежом, конечно, работают; но разве, скажем, Раньери в Италии – ее апологет? Нет. Работает себе и работает, и никто не скажет, что «Челси» его в Англии играет как-то по-итальянски.

Часто говорят, что в Италии трудней всего предсказать исход матча аутсайдера с лидером. Но при этом упускается из виду, что на матчи в Италии тем не менее все меньше и меньше собирается зрителей. Неинтересно, значит! Тогда – как объяснить плотность борьбы? А просто все команды играют более или менее схожим образом. А противостоять самому себе, по той же самой теории взращенному, хоть и менее классному, крайне сложно.

Получилось болото. В котором, по общему признанию, есть три более или менее ярких явления. Это «Рома» Капелло – потому что Капелло, при том что итальянец до мозга костей, открыт для европейского футбольного мейнстрима. Он несравненный и лучший тренер, в Италии-то точно.

Это «Интер» с тренером Купером, иностранцем (других иностранцев Италия отторгала). Взгляд у него свежий, да и мотивация – выиграть что-то пора. И – «Кьево». Потому что его знамя – азарт. Тот, который потеряли остальные, уверовав в теорию, которая и вообще-то сера, а тут – слишком уж широко распространилась. Только в этой ситуации азарт мог стать настолько важным фактором. Forza, Chievo!

Канал Архива Васи Уткина в Телеграм. Подписывайтесь!