Интервью с Яри Литманеном: О долгой борьбе с КОВИД, победе над Ван Галом и своей пожизненной любви к «Ливерпулю»
Когда разнесся слух, что Яри Литманен сидит в баре «Фор», целая толпа болельщиков «Ливерпуля» собралась, чтобы встретиться с ним.
Место действия — отель «Энфилд», расположенный в нескольких минутах ходьбы от стадиона, перед недавним матчем Премьер-лиги с «Манчестер Сити». Четверть века прошло с тех пор, как Литманен перешел в «Ливерпуль» Жерара Улье из «Барселоны», а его пребывание на Мерсисайде продлилось всего 18 месяцев. Тем не менее, один из самых технически одаренных футболистов своего поколения оставил свой след.
«Я так рад вернуться, — говорит он. — Когда я рос, моей командой был «Ливерпуль», и мне посчастливилось играть здесь. Сейчас я болельщик команды».
«Я еще много лет играл за «Аякс» и выиграл там гораздо больше трофеев, но когда я путешествую по миру, особенно в Азии, многие люди вспоминают меня как игрока «Ливерпуля». Это нечто особенное».
В эти дни Литманен делит свое время между проживанием в доме своей семьи в столице Эстонии Таллине и работой в Хельсинки в качестве эксперта на финском телевидении.
В октябре прошлого года, в возрасте 54 лет, победитель Лиги чемпионов на короткое время вышел с пенсии, чтобы поиграть вместе со своими сыновьями Каро и Бруно за «Таллинна Калев Юниор», выступающий в четвертом дивизионе эстонского футбола.
«Неожиданно у них собралась небольшая группа, и когда я немного потренировался на поле, их тренер сказал: «А нельзя ли тебе потренироваться с нами, чтобы у нас стало на одного игрока больше?», — вспоминает он. — Я подумал: «А почему бы и нет?». Я потренировался, зарегистрировался, а затем вышел на поле на последние 30 минут финальной игры со своими мальчиками, которым на тот момент было 17 и 19 лет. Было потрясающе вот так делить поле с ними. Другие ребята ничего обо мне не знали, но их родители знали. После игры именно они захотели сделать селфи».

Этот опыт так много значил для Литманена, потому что не так давно он опасался, что больше не сможет играть из-за изнурительных последствий продолжительной эпидемии Ковид.
«Это началось в марте 2020 года и сказывалось на мне в течение многих лет, — объясняет он. — У меня не было сил что-либо делать. Я плохо спал и не мог нормально ходить. Самым тяжелым периодом были первые три или четыре недели. Затем, в течение трех или четырех месяцев, я мог ходить только около 10 минут, прежде чем почувствовал сильную усталость. Я сильно страдал».
«Постепенно все наладилось. В течение четырех лет я не мог играть в футбол. Матч легенд между «Ливерпулем» и «Аяксом» в 2024 году, когда я выступал за обе команды, стал моей первой игрой после возвращения. Для моего психического здоровья было очень важно снова играть в футбол».
«С тех пор я сыграл в шести или семи матчах Легенд. Для меня это похоже на начало новой жизни. Могу сказать, что я почти полностью восстановился. Дело не только в игре, но и в том, что я вижу своих бывших товарищей по команде. Иногда я все еще слишком быстро устаю, но некоторые люди говорят мне, что это просто из-за моего возраста».
Тот факт, что прозвище Литманена в его родной Финляндии — «Кунингас» (Король), красноречиво говорит о том уважении, с которым к нему относятся. Он является рекордсменом по количеству выступлений за национальную команду, проведя 137 матчей, и самым крупным игроком футбольного экспорта страны.
Он вырос в городе Лахти и пошел по стопам своего отца Олави, когда в возрасте 16 лет дебютировал за местный клуб «Рейпас». Он перешел в хельсинкский ХИК, а затем в МиПа, которым помог выиграть Кубок Финляндии в 1992 году. Привлекая интерес скаутов по всей Европе, Литманен перешел в «Аякс».
«В то время в Финляндии не было настоящего профессионального футбола, — говорит он. — Мой отец днем работал на фабрике, а потом отправлялся на тренировку. До 19 лет я все еще учился в школе, жил с родителями и зарабатывал немного денег, играя в футбол».
«После окончания школы ко мне проявляли интерес клубы в Бельгии и Голландии. Рой Ходжсон, который позже возглавил нашу национальную сборную, хотел подписать со мной контракт в швейцарском клубе «Невшатель Ксамакс», но вместо этого я пошел в армию. Я должен был отслужить год в национальной команде и решил, что лучше сделать это сразу, чем ждать».
«Мне был 21 год, когда я перешел в «Аякс», и это изменило мою жизнь. Сначала они пригласили меня на трехдневный тренировочный сбор в середине финского сезона. С другими игроками и другой системой я понятия не имел, что делать».

«После первого тренировочного матча главный тренер Луи ван Гал на встрече с другими сотрудниками сказал: «Давайте отправим его обратно». Главный скаут убедил его дать мне еще один шанс, когда я играл под 10-м номером под нападающим в другой игре. Мы выиграли со счетом 8:2. Я забил четыре гола и отдал две результативные передачи. Ван Гал сказал мне: «Хочешь перейти сюда? Мы поговорим о твоем контракте завтра». Насколько мала может быть разница между успехом и неудачей. Тебе нужно немного удачи».
Литманен оказался идеальным преемником Денниса Бергкампа, который был на пути в итальянский клуб «Интер». Он добился успеха в Амстердаме, став Лучшим футболистом Нидерландов в 1993 году и обладателем Золотой бутсы Эредивизи в сезоне 1993/94, забив 26 мячей в чемпионате.
Венцом его карьеры стала победа в финале Лиги чемпионов 1995 года над «Миланом». Годом позже «Аякс» был близок к тому, чтобы сохранить титул, но потерпел сокрушительное поражение в серии пенальти после того, как Литманен сравнял счет в матче с «Ювентусом» в финале. Он стал лучшим бомбардиром Лиги чемпионов 1995/96, забив девять мячей.
«Это была фантастическая команда «Аякса», — говорит он. — Эдвин ван дер Сар, братья Де Бур (Франк и Рональд), Франк Райкард, Кларенс Зеедорф, Эдгар Дэвидс, Марк Овермарс, Финиди Джордж, Патрик Клюйверт и Нванкво Кану. Мы не были лучшими игроками, но вместе мы были по-настоящему сильны».
«Когда я только перешел в «Аякс», мне помогло то, что на меня не сразу оказали большое давление. Ван Гал сказал, что у меня был год, чтобы изучить язык, систему и культуру, прежде чем Деннис уйдет. Мне нужно было это время, потому что я не был готов сразу».
Литманен занял третье место в номинации Золотой мяч в 1995 году, когда награду получил Джордж Веа из «Милана». После семи лет в Амстердаме, которые принесли ему четыре чемпионских титула и три Кубка Нидерландов, он воссоединился с Ван Галом, когда тот перешел в «Барселону» в 1999 году.
Последние несколько сезонов в «Аяксе» ему мешали травмы, и в Каталонии была похожая история. Когда Лоренцо Серра Феррер заменил Ван Гала, Литманен выбыл из состава, а его футболка с 10-м номером досталась Ривалдо.
За «Барселону» он сыграл всего 32 матча, хотя и вспоминает это как «приятный опыт», прежде чем перейти в «Ливерпуль» на правах свободного агента в январе 2001 года. Мерсисайдский клуб ранее пытался подписать Литманена в 1997 и 1999 годах.

«Рой Эванс навестил меня в отеле в Амстердаме в 1997 году, — признается он. — Я серьезно раздумывал об этом. Но «Аякс» был так добр ко мне, что я не хотел форсировать переход. Я сказал Рою, что если они договорятся о сделке с «Аяксом», я приеду, но не буду настаивать. Они предложили немного денег, но «Аякс» сказал, что я не продаюсь».
«Затем, в 1999 году, когда я покидал «Аякс», выбор пал на «Барселону», «Ливерпуль» или мюнхенскую «Баварию». Я решил перейти в Барсу из-за стадиона, культуры и языка. К тому же там тренером был Ван Гал и несколько моих бывших товарищей по команде».
«Но президент сменился, и после ухода Ван Гала новый менеджер сказал: «Я выбрал Ривалдо, так что у тебя нет места в этой команде». Я несколько месяцев размышлял, а потом мой разум прояснился — теперь я готов к работе в «Ливерпуле». Мы снова связались с Жераром Улье, и он был в восторге, так что мы согласились».
Литманен смеется, вспоминая, как купил дом у покидающего свой пост нападающего «Ливерпуля» Эрика Мейера после того, как столкнулся с ним в аэропорту Манчестера. Мейер направлялся в Германию, чтобы подписать контракт с «Гамбургом».
«Я был знаком с Эриком по игре против него в Голландии. Мы познакомились на травелаторе, и он сказал: «Удачи в «Ливерпуле». Кстати, у меня есть дом, который мне нужно продать». Я ответил: «Спасибо, это здорово, я куплю его». Все было несложно».
Литманену приближался к своим 30 годам, когда он прибыл на «Энфилд», чтобы соревноваться с Майклом Оуэном, Робби Фаулером и Эмилом Хески.
В своем дебютном матче в Премьер-лиге против «Астон Виллы» он стал Игроком матча, но пропустил победу в финале Кубка лиги над «Бирмингем Сити» в следующем месяце из-за проблем с икроножной мышцей.

Еще одно несчастье последовало в марте 2001 года, когда он получил перелом запястья, играя за сборную Финляндии в отборочном матче чемпионата мира против Англии на «Энфилде», из-за чего выбыл до конца сезона. Это означало, что он застрял вне команды, когда команда Улье отпраздновала беспрецедентный успех, выиграв Кубок Англии и Кубок УЕФА.
«Я боролся с Рио Фердинандом, когда упал. Обычно ты опускаешь руку, чтобы смягчить падение, но мое запястье повернулось в другую сторону, и я сразу же услышал треск».
«Мы проигрывали со счетом 1:2, поэтому я попросил физиотерапевта заклеить рану пластырем. Я продолжал играть, но мог бежать, только прижав руку к груди. Когда я шел к туннелю, у меня закружилась голова. В раздевалке я упал в обморок, и меня отвезли в больницу».
«Врач, который анализировал рентгеновские снимки, был очень взволнован, потому что впервые увидел такой перелом в таком количестве мест. Я просто хотел узнать, как долго я буду вне игры. Когда я впервые приехал в «Ливерпуль», в адрес команды было много критики. Несколько месяцев спустя они выиграли три трофея, и Майкл был близок к тому, чтобы выиграть Золотой мяч».
В следующем сезоне Литманен вышел на поле 32 раза, но был разочарован тем, что выходил в стартовом составе только 13 раз, поскольку Улье предпочитал ударное партнерство Оуэна и Хески.
Забив девять мячей в 43 матчах за «Ливерпуль», он в 2002 году вернулся в «Аякс». Он был наставником молодого Златана Ибрагимовича и помог им завоевать еще один титул чемпиона Нидерландов в сезоне 2003/04, прежде чем отправиться в кочевой период, который вновь сопровождался несколькими неудачными травмами.
В «Мальме» он вылетел на три месяца после того, как в раздевалке ему в глаз попала горлышко бутылки из-под лимонада, и он так и не вышел на поле в составе «Фулхэма», где он воссоединился с Ходжсоном, из-за нерегулярного сердцебиения и сотрясения мозга.
В 2010 году он сыграл последний из своих 137 матчей за сборную Финляндии против Сан-Марино, совершив редкий подвиг — представляя свою страну на протяжении четырех десятилетий. Перед стадионом в Лахти установлена его статуя.
«Тело этой статуи намного прочнее моего, — шутит он. — Что значит для меня больше, чем количество выигранных матчей, так это то, что я выступал за национальную сборную в течение 21 года. Учитывая все трудности, с которыми я столкнулся, я горжусь этим».
Оценки его карьеры часто фокусируются на том, чего бы еще он мог добиться, если бы не травмы. Литманен видит это иначе.
«Когда мне было 14 лет, и я сказал людям, что хочу стать профессиональным футболистом, они назвали меня сумасшедшим: «Ты не можешь этого сделать, приехав из Финляндии», — говорит он. «Я мечтал играть за один из крупнейших клубов Европы. В итоге я играл за три таких».
«Преодоление неудач — это часть жизни футболиста. Я с очень позитивным настроем вспоминаю свою карьеру. Я смирился с ней.».
Автор: Джеймс Пирс (источник)
Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости





















