10 мин.

«Создать команду-чемпион – не огурец посадить». Валерий Стрельцов – о Чиже, надеждах и о том, что не нравится

Валерий Стрельцов – известная фигура в беларусском футболе. На протяжении нескольких десятилетий был и главным тренером, и гендиректором могилевского «Днепра». В 1998 году привел клуб к чемпионству. Засветился в сборной, где помогал Эдуарду Малофееву. В минском «Динамо» Юрия Чижа больше двух лет был генеральным директором. Мы поговорили с 77-летним специалистом о сути сегодняшних проблем белфутбола.

– Валерий Иванович, как ваши дела?

– На пенсии с 1 мая. Ничем уже не занимаюсь.

– Как здоровье?

– Слава Богу, потихоньку.

– Следите за чемпионатам Беларуси?

– По возможности. Сезон выдался неожиданным. Если откровенно, то и неинтересным. Ну что такое «МЛ»? Давайте посмотрим, как они Европу пройдут, потом уже будем судить.

– Не думаете, что этот проект всерьез и надолго?

– Опять же, если откровенно, то не думаю. Слишком дорогая игрушка. Пропадали у нас даже более богатые команды. Возможно, я тут и не прав. Помните Брест (имеется в виду брестское «Динамо» и «Рух» бизнесмена Александра Зайцева – замечание автора). Вот и все! Есть определенные сомнения насчет «МЛ», но мне остается им пожелать только удачи.

– Понимаете, почему минское «Динамо» так неуверенно провело сезон?

– Поменялась практически вся команда. Сделать за год победителя очень сложно. Тем более выбор талантливых футболистов у нас не такой уж и большой. «Динамо» боролось до конца, были изменения в тренерском составе. Думаю, что они выступили в целом нормально.

– Многие расстроились из-за выступления минчан в еврокубках.

– Все расстраиваются из-за этого. А что, от сборной никто не расстраивается?

– А вы что думаете про сборную?

– Все более-менее талантливые ребята из чемпионата Беларуси уезжают в Казахстан, Узбекистан, Д2 и Д3 России, в пятые лиги Польши. Они там не растут в мастерстве – так откуда может быть результат? Нужно, чтобы игроки оставались в Беларуси. Вот скажите, почему они едут в Казахстан?

– На более выгодные контракты.

– Поэтому «Кайрат» и пробился в группу Лиги чемпионов. Причем и футболисты там не Бог весть какого уровня, средненькие. Вспомните Беларусь начала 2000-х, кого привозила команда Капского в Беларусь. Кого мы тогда только не видели и не побеждали даже! Денег тогда, безусловно, было больше. Также было больше желания, мастерства. И росли ведь тогда игроки! БАТЭ столько европейских команд проходил – и то многим не нравилось, ругали. Но я бы сильно не отчаивался, что у нас все плохо. Посмотрите, какие замечательные у нас базы! Нужно растить таланты, совершенствовать их, удерживать как можно дольше у нас. Сейчас идет разговор о 12 или 14 командах в чемпионате Беларуси – это же вредительство!

– Почему?

– Это убивает игру! У нас полностью потерян массовый футбол. Есть у нас сейчас чемпионат заводов в Минске, Могилеве, Бресте? Раньше в Могилеве было три группы среди предприятий города. А сегодня никого нет! Закрыли отделения футбола в интернатах [при училищах олимпийского резерва] – это преступление! Как так можно? Мы раньше собирали ребят с районов, растили, воспитывали – и оттуда появлялись замечательные футболисты. Таланты в провинции всегда были и будут. А мы хотим обрезать высшую лигу! У нас Д3 – это вообще непонятно что такое. Дубли убрали полностью – это полное безобразие.

У меня уходило по восемь человек в межсезонье, и я практически дублирующим составом закрывал состав. Мы сейчас плачем, что нет хороших молодых игроков. Есть они, это точно, просто их нужно беречь и сохранять!

– У вас еще в «Днепре» всегда было много неплохих украинских футболистов. Как их находили?

– Украинцев мы брали только молодых, которые только школы закончили. Из молодежных команд мне звонили тренеры, предлагали игроков. Это серьезное внимание, селекционная работа. Мы смотрим на Европу, так у них 60-80% состава – легионеры. И никто этому факту не возмущается. Если рядом с высокообученным футболистом играет менее обученный, то второй обязательно растет в мастерстве. Почему мы уходим от этого? Лукашенко в тяжелые годы издал указ о поддержке игровых видов спорта. Он понимал, что государству плохо, но все равно пошел на такое решение. Мощная поддержка была футболу, хоккею, баскетболу. Разве он был не прав? И что сейчас делаем мы? Футбол на данный момент не входит в число приоритетных видов спорта в стране. Как такое может быть? Лукашенко говорит, что это самый любимый и великий спорт, а у нас все наоборот, получается.

– И почему так?

– Не знаю. Я только знаю, что все надо начинать с малого, с массового футбола, с детского. Нужно устраивать праздники, чтобы дети видели, как это интересно, чтобы люди шли болеть за них. Мы ничего этого не делаем абсолютно! Стадионы возле школ прекрасные. Только детей там нет – вот это беда! Сейчас некоторые учителя заявляют, что тренировка в полтора часа – очень много, нужно уменьшать. Понимаете такое? Помню, был на учебе в Барселоне, там встречался с сильнейшим советским теоретиком футбола Марком Годиком. Говорили с ним всю ночь напролет. Он спрашивает: «Валерий Иванович, сколько ты в детстве играл в футбол?». Отвечаю, что целый день. В Днепр сбегаем, искупаемся и играем дальше. Сегодня же они за полтора часа уже устают! Вся Европа взяла футбольную технологию из СССР, а сейчас мы уже под ними. Ни в одной стране Европы нет университета физической культуры и спорта – только курсы. У нас же учатся по пять лет, и от них требуют сдавать кому-то курсы на тренерские категории.

– Кто виноват в таком положении беларусского футбола?

– Никто не виноват, все же так говорят. Есть федерация одна, вторая, третья, клубы, школы. С детского футбола надо начинать, а не сокращать высшую лигу. Радуйтесь, что эти клубы еще кто-то держит. Надо кланяться тем руководителям, которые держат команды у себя в городах.

– Так, как в прошлом году играло «Молодечно», задаешься вопросом: а точно ли нужна такая команда «вышке»?

– Нужна была! Виноваты же не только тренеры и команда, там и руководство есть. Я раньше каждый месяц ходил в облисполком отчитываться за работу. Там сидело 15 человек, выслушивали меня. Я говорил, что исправлю, мне давали шанс – и я работал с тройной силой. Сейчас только говорят одно: поменять, убрать тренера. Все у нас есть, у «Днепра» – одна из лучших баз в стране.

– Верите, что в «Днепре» в этом году все всерьез? Кажется, команда неплохо укрепляется.

– Не знаю. Ничего не буду говорить о «Днепре». Всех там разогнали. Из тех ребят, кто вышел в высшую лигу, осталось пятеро. О чем мы тут можем рассуждать?

– Ставят целью 8-е место.

– Дай Бог. Даже 10-е будет неплохо. Много игроков берут, но все в аренде. А дальше что? Чему мы радуемся? Закончится первый круг – вернут обратно в [российские «Крылья Советов» ] Карпицкого. И что тренер сможет сделать? Своих при этом нет. Практически у каждой команды такая беда. У нас сейчас любого комментатора «Беларусь 5» можно ставить главным тренером команд.

– Иронизируете?

– Послушайте, как они общаются! Всё они знают – кто мог бы лучше по мячу ударить, а кто точнее передачу сделать и так далее. Разве могли в советское время комментаторы позволить кого-то учить? Мы только говорим все время, какое говно беларусский футбол – так он плохим и становится. Кто-то из этих комментаторов был в Черикове или Шклове, видел, какой там футбол? Пускай бы показали. Почему-то нет этого, зато сборную клянем и унижаем, клубы тоже туда-сюда… Конечно, больно смотреть сборную, но надо пережить. У нас замечательная республика: я объехал полмира – если неделю не дома, то у меня уже все болит. Надо [футболу] поддержка, что бы ни случалось.

– За увольнением из Могилева тренера Олега Радушко следили? Что думаете?

– Несправедливо все случилось. Каким бы он тренером ни был, но шел на первом месте в Д2. В свое время он отыграл у меня пять лет. Я не знаю до конца причины, особо не вникал.

– С вами Радушко не советовался, когда был тренером?

– Нет, сейчас молодежи особо не нужны советы. Советы – это плохое дело, честно говоря. То, что мы знали – это было вчера, что они знают – это уже сегодня. Мы люди вчерашние.

– С новым руководителем «Днепра» Александром Морозом знакомы?

– Знаком. Но я не знаю его как человека и руководителя. Сейчас не очень часто там [в клубе] бываю, скорее, даже редко. Не мне судить.

– На стадион ходите?

– В 2025 году был, но очень мало. Смотрел игру с «Бумпромом», очень понравилось (могилевчане победили 3:1 – замечание автора). Потенциал есть у многих команд, но рисунка и стиля собственного почти ни у кого нет. Без стиля, дисциплины невозможно играть – это главная задача тренера. Иногда вот можно услышать фразу «стилеобразующий игрок». Ну что за бред? Один игрок не может стиль задать – может только тренер! Есть четыре составляющие успеха команды: материально-техническая база, финансы, селекция и учебно-тренировочный процесс. К примеру, у «МЛ» по всем компонентам по 25%. В то же время у «Славии» все по-другому. Скажем, материально-техническая база – 15%, селекция – 15%, финансы – 20%. Чтобы быть равным с «МЛ», таким командам надо добирать проценты в учебно-тренировочным процессе. Тренер – главная должность, а у нас сейчас отношения к тренерам очень плохое: меняют как отработанный материал.

– Что надо, чтобы «Днепр» повторил свой 1998 год и опять стал чемпионом?

– Очень сложный вопрос. Многое надо :). Создать команду-чемпион – не огурец посадить, который через три месяца вырастет. Любая команда создается годами. У «МЛ», кажется, человек шесть уже ушло, новым игрокам понадобиться время, чтобы сыграться. Очень трудно предсказать, кто завтра будет чемпионом. Только с потолка можно дать такой прогноз. Кто разбирается в футболе, такого говорить не будет. Команды сейчас стали подчиняться каким-то начальникам из государственных органов – это плохо. И как происходит? Кто-то шепнет, что вот этот тренер не подходит – и все! Пара неудачных матчей – меняют тренера. Чье-то мнение со стороны весит больше любого другого. Почему так? Я не понимаю. Но есть и другие примеры: в Бресте руководство области серьезно относится к футболу, в Гродно – очень серьезно. Там стабильные команды, твердые. В «Динамо» очень хорошая пара тренеров работает. Очень надеюсь на них.

– Вам Александр Шагойко нравится?

– Да. В чемпионстве «МЛ» 90% – заслуга Шагойко. Скажите, почему он не получил золотую медаль? Как так можно относиться к тренерам, не понимаю. И Александр Павлов тоже нравится. Нельзя их торопить. У нас же хотят сразу – вынь да положь.

– Кто еще нравится?

– Очень хороший год в «Славии» провел Иван Биончик. При всех его эмоциях он сделал огромную работу. У него был свой стиль, высокая дисциплина.

– Игорь Ковалевич?

– Конечно, нравится, почему нет? Единственное, что не нравится – это большая возрастная группа футболистов в «Немане». У Ковалевича есть харизма, это большое дело, он хорошо управляет командой. У него небольшой выбор игроков, особенно молодых – не знаю, чья тут вина. У меня, например, Дмитрий Лихатарович уже в 16 лет начинал играть в основном составе. Надо больше доверять молодежи, не боясь потерять в результате. Не страшно с молодой командой занять шестое место в чемпионате, страшно – с опытной занять восьмое.

– Больно смотреть, что происходит с БАТЭ.

– Конечно, больно. У БАТЭ не стало тех денег, что были раньше. Плюс молодой руководитель, у которого много амбиций, а опыта мало. Традиции у БАТЭ очень хорошие. Покойный Капский заложил весьма прочный фундамент на будущее, но этот фундамент шатается, не знаю почему.

– Как относитесь к назначению Виктора Гончаренко в сборную?

– Пока никак. Спокойно. Всё уже пробовали – и местных, и зарубежных, но воз и ныне там. Остается только надеяться и верить. По-другому никак. Не может так быть, чтобы люди всем были довольны – вот и Алосом оказались недовольны. С другой стороны, денег у АБФФ, видимо, было очень много, когда они его приглашали.

– С Юрием Чижом отношения поддерживаете?

– Не перезваниваемся. Не знаю, что сейчас с ним происходит. Могу говорить о нем только как о владельце клуба. Он замечательный человек, который очень любил свою команду. Он много отдавал «Динамо» – и команда это чувствовало. Могу говорить о нем только самое положительное. Что там у него в бизнесе, я не интересовался. У Чижа в клубе было все необходимое, очень сильные молодежные команды, все всем были обеспечены. Юрий Саныч делал очень многое.