11 мин.

Как играет «Челси»: гибкие фулбеки, угловые на ближнюю и проблемы в обороне при навесах

Что досталось Росеньору от Марески? 

Перевод материала Лиама Тарма из The Athletic.

Ни одному тренеру «Челси» не было просто на старте карьеры, но семь матчей за 21 день – проверка Лиэма Росеньора пламенем.

«Мы провели всего один матч», – смелся Лиэм на послематчевой пресс-конференции после победы над «Чарльтоном» 5:1 в Кубке Англии, когда его спросили насколько близко команда играла к его футбольным идеям.

41-летний тренер «Страсбура» должен вписаться в «Челси», учитывая гибкость в плане тактики. Но учитывая факт того, что на «Стэмфорд Бридж» ни один из последних шести тренеров не продержался даже двух лет (с тех пор как Антонио Конте покинул клуб летом 2018 года), тезис о том, что тактически Росеньор впишется без проблем, принимается с долей скептицизма.

Идея BlueCo – выстроить «Страсбур» так же, как и «Челси» на всех уровнях, в том числе и в плане футбола, в который играют команды. Это должно сделать переход Росеньора более плавным.

«Делаю небольшие, совсем незначительные изменения, – рассказал Лиэм журналистам после поражения от «Арсенала» в Кубке лиги в среду. – Мой стиль очень похож на стиль предыдущего тренера. Но важно всегда подстраивать команду под свой путь и играть с собственными идеями».

Англичанин подчеркнул, что триггеры для включения прессинга и рисунок билдапа отличались от того, как выстраивал «Челси» Энцо Мареска.

Росеньор сделал себе имя в «Страсбуре», приведя клуб к седьмому месту в Лиге 1 в прошлом сезоне. Лиэм отметился тактической гибкостью, частой игрой в короткий пас, владением территорией и агрессивным прессингом один-в-один. Среди ярких матчей – домашние победы над «Марселем», «ПСЖ», «Лионом» и «Лиллем».

Давайте сравним тактику «Челси» при Мареске и на ранних этапах работы Росеньора.

4-2-3-1 и квадрат в центре поля

«Челси» при Мареске в каждом матче с августа 2024 года выходил на матчи АПЛ в схеме 4-2-3-1. Ротация была активной, учитывая количество молодых дорогих игроков, но шаблон оставался неизменным.

Когда «Челси» атакует, структура становится более гибкой. Цель – доминирование в плане владения и территории. Фулбеки активно создают перегрузы на флангах и в центре поля. Иногда левый защитник смещается на позицию десятки, чтобы организовать квадрат в полузащите. Это создает численное преимущество в центре поля: у «Челси» обычно четыре игрока, у соперников – три.

Хороший пример с прошлой недели – игра Джоррела Хато против «Чарльтона» в Кубке Англии. Нидерландец поднимается выше, а правый защитник Джош Ачимпонг остается сзади в качестве третьего центрбека.

Часто эта роль отводится Марку Кукурелье, который забегает за спины защитникам и ищет пространство против глубокой линии обороны – полезная опция, учитывая как часто против «Челси» защищаются низким блоком. Такие движения Кукурельи, например, помогли «Челси» в ноябре против неуступчивого «Бернли».

В зависимости от того, кто играет правого вингера, перестановки в атаке могут выглядеть иначе. Если в старте выходит Коул Палмер, то он смещается в центр, а правый защитник Мало Гюсто поднимается выше и играет против защитной линии соперника. В таком случае третьим защитником остается Кукурелья.

Отличный пример – игра против «Фулхэма», где Энцо Фернандес в роли десятки уходил в левый фланг, Палмер стягивает оборону хозяев ближе к центру, а Гюсто становится связующим звеном между опорниками Мойсесом Кайседо и Андреем Сантосом.

Еще один пример из Кубка лиги против «Арсенала».

В этом эпизоде трое из четырех полузащитников «Челси» формируют квадрат. Уэсли Фофана проводит передачу через центр поля на Марка Гиу, который оставляет мяч десятке Жоао Педро.

В игру вступает опорная зона из двух полузащитников – Сантоса и Фернандеса. Ачимпонг, играющий вторую десятку (подключаясь с правого фланга защиты), единственный, кто не коснулся мяча в этой атаке, но все равно играет ключевую роль, уводя за собой Тимбера и создавая тем самым пространство для передачи на правый фланг атаки на Эстевао.

«Челси» довольно опасен в игре через фланги, особенно слева. Это впечатляет, поскольку у клуба нет профильного страйкера – Жоао Педро и Лиам Делап предлагают несколько другие функции. Бразилец предпочитает спускаться ниже и разыгрывать мяч из глубины, а Делап хорош в забегах за сквозными передачами за спину соперникам.

«Челси» – лидер по голам, забитым после замыкания дальней штанги (9). Полузащитники отлично чувствуют моменты для рывков в штрафную, а подающий с противоположного фланга классно снабжает дальнюю штангу навесами.

Педру Нету – один из главных кроссеров «Челси». Чаще всего португалец навешивает левой, играя на правом фланге. Только «Тоттенхэм» забил с навесов больше мячей в АПЛ (13), чем «Челси» (8). Столько же у «Ньюкасла».

Есть два главных повода для критики «Челси» на мяче: лондонцы плохо играют против качественно организованного прессинга – взгляните на забитый мяч «Астон Виллы», благодаря которому бирмингемцы сравняли счет в декабре. Вторая претензия – команда часто самоуничтожается, откровенно передерживая мяч.

При Мареске «Челси» нередко пропускал глупые голы, что не позволяло вернуться в игру в таких встречах как с «Лидсом», «Брайтоном» и «Баварией». Необязательные голы были и против «Линкольна» (команды из третьего дивизиона) и «Вулверхэмптона», который идет последним в АПЛ.

Прессинг-ловушки и оборона при навесах

«Челси» однозначно лучше прессингует, чем защищается в собственной штрафной. Когда соперники разыгрывают удар от ворот, лондонцы стараются зажать оппонентов, зачастую используя прессинг-ловушку.

Например, «Челси» регулярно при розыгрыше соперником от ворот опекает игроков один-в-один, но оставляет левого вингера заметно выше (против правого центрального защитника оппонентов), а левый фулбек занимает позицию ниже. В такой ситуации вратарь соперников обычно играет через правого фулбека, чего «Челси» и ожидает: в случае подобного паса левый защитник тут же выскакивает в сторону правого фулбека.

Идея заключается в попытке заставить соперников играть через фланги, а не искать варианты в центре поля.

«Челси» легко вскрывают – у соперников в этом сезоне прошло 40 сквозных передач, это шестой худший показатель в АПЛ. Постоянная ротация защитной линии сильно влияет на это: у центрбеков не получается выстроить понятные отношения между собой. Для качественных офсайдных ловушек необходима химия – а с ротацией добиться химии сложно.

«Челси» крепко опирается на невероятную концентрацию Кайседо и его умения возвращать мяч. Эквадорец прямо сейчас – лидер АПЛ по перехватам (37), а «Челси» – лидер по этому показателю среди клубов чемпионата (211).

Примечательно, что «Челси» на последнем месте по выносам. Команда выглядит уязвимо при обороне против навесов. «Брайтон» дважды забил, начав атаку кроссами, когда выиграл у «Челси» на «Бридже» в начале сезона. «Ньюкасл» в первом тайме на «Сент Джеймс Парк» тоже забил оба мяча через навесы. «Арсенал» в Кубке лиги дважды забил с левого фланга обороны «Челси» через навесы и прострелы.

Второй гол «Арсенала» в полуфинальном матче отразил типичность пропущенных лондонцами голов. Нету потерял мяч в середине поля, «Арсенал» запустил контратаку, где Кукурелья блокирует проход Букайо Саки. Все заканчивается аутом, который «Арсенал» быстро разыгрывает. Нету не успевает вернуться за Беном Уайтом, который создает перегруз на правом фланге атаки гостей. Четверка защитников «Челси» в линию пытается создать офсайдную ловушку.

Виктор Дьекереш, которого никто не держит, понимает, что может стоять в офсайде и ждать прострела от Уайта. Кукурелья отыгран, а прострел Уайта не удается накрыть ни Фофана, ни Ачимпонгу. Дьекереш, после неудачной попытки перехвата Роберта Санчеса, спокойно замыкает передачу Бена.

Похожая проблема случилась в сентябре, когда защитники «Челси» проспали навес Мазрауи, а Бруну Фернандеш забил за «Манчестер Юнайтед» с передачи Амада Диалло.

Только «Эвертон» и «Вест Хэм» в этом сезоне АПЛ чаще пропускали с навесов (10), чем «Челси» (8). Эта уязвимость видна и в кубковых матчей. «Кардифф», «Аталанта» и «Бавария» забивали во время похожих ситуаций.

У «Челси» вырисовывается тенденция к слишком долгому удерживанию линии офсайда, что оставляет нападающих соперников без опеки. Это хорошо видно и в матче с «Фулхэмом» в начале года, где лондонцы остались в меньшинстве.

Это частично объясняет проблемы «Челси» с сухими матчами в этом сезоне – до игры против «Брентфорда» лондонцы пропускали в восьми играх подряд, что было самой затяжной серией без пропущенных с января-февраля 2025 года. Нехватка опытного защитника ощущается в каждом матче. Без второго качественного центрбека, который умеет играть на втором этаже и поможет Трево Чалобе, нападающие соперников продолжат с удовольствием играть против «Челси».

Угловые и быстрые атаки

Два игровых аспекта, в которых «Челси» заметно прибавил за календарный год – подача угловых и контратаки.

Лондонцы в лидерах по забитым после стандартов голам – уже девять с угловых, что на два больше, чем за весь прошлый сезон. Еще один гол со стандартов перевалит счетчик за двузначные цифры, что в последний раз удавалось «Челси» в сезоне-2020/21.

Стратегия с угловыми стабильная: приоритет отдается подачам на ближнюю штанги. «Челси» успешно практикует подобные навесы благодаря ложным рывкам и передачам ближнего игрока на дальнюю через подбивание головой. Нередко лондонцы разыгрывают угловые накоротке, что объясняется тем, что «Челси» в этом сезоне одна из самых невысоких команд.

Но есть проблемы с обороной при стандартах, особенно с дальними аутами. Дважды из подобных ситуаций забил «Борнмут», который доводил мяч до дальней штанги. Ауты помогли забить «Брентфорду» и «Сандерленду».

Алехандро Гарначо, в задачи которого обычно входит оборона на дальней штанге, несколько раз выключался из эпизодов и открывал зону для оппонентов.

Тренер «Челси» по стандартам Бернардо Куэва пытался решить проблему с обороной стандартов, оставив высоко впереди трех игроков атаки при подачах. Это рушит планы соперников на розыгрыши угловых – приходится оставлять сзади защитников, иначе есть риск, что «Челси» убежит в контратаку.

У «Челси» довольно много быстрых и качественных игроков в атаке, которые естественным образом несут угрозу контратаки. Хотя Мареска этого не хотел – в мае 2025-го тренер сказал, что его команда недостаточно хороша для игры в переходных фазах.

Но цифры говорят сами за себя: в прошлом сезоне «Челси» забил семь мячей после контратак. Это больше, чем за предыдущие четыре года вместе взятые (6). С августа 2024-го только «Ливерпуль» нанес больше ударов после контрвыпадов (71), чем «Челси» (62).

Этот факт подчеркивает профильный дисбаланс «Челси». В клубе достаточно много игроков, нацеленных на ворота – Нету, Эстевао, Гарначо, которые довольно быстрые и способны тащить мяч – что позволило лондонцам забить несколько мячей из стремительных атак против «Бернли», «Ньюкасла» и «Эвертона».

Но при этом «Челси» стабильно теряет очки, ведя по ходу матча (уже 11 баллов). Это говорит нам, что команда не так хороша в доминировании и доведении матчей до победного конца, как хотел бы Мареска. Стоит выбрать один из подходов как основной, и следовать ему.

У Росеньора много работы впереди – «Челси» рассчитывает на финиш в топ-4 второй сезон подряд впервые с сезона-2021/22. Если не случится трагедии в последних двух матчах общего этапа Лиги чемпионов, то лондонцы впервые за три года попадут в плей-офф главного евротурнира.

В клубе серьезные проблемы с дисциплиной, а еще вполне ожидаемые с нестабильностью, учитывая то, какой у «Челси» молодой состав. Но есть и приятные моменты – уверенные победы над «ПСЖ» и «Барселоной».

«Это команда, которая выиграла КЧМ и Лигу конференций всего полгода назад», – напомнил Лиэм после победы над «Чарльтоном», когда тренера спросили про амбиции клуба.

Мареска и правда оставил хороший фундамент для Росеньора, но главное строительство еще впереди.