7 мин.

Арсен Венгер. Интересный тренер.

История Арсена Венгера начинается не в Лондоне, а далеко в Японии. После скандалов во Франции, где «Марсель» Бернара Тапи все испортил подкупами, Венгер решил уйти от всего этого. Он возглавил «Нагоя Грампус Эйт» – команду, которая до него еле держалась в J-лиге. Казалось странным: полгода назад он был в полуфинале Кубка Европы с Монако, его хотела «Бавария», а тут – страна, где футбол еще не знал вкуса. Но, глядя назад, это был идеальный перерыв, чтобы не сгореть от стресса.

Мне нравится делиться своей любовью к футболу. Каждый день я трачу много времени на поиск действительно интересных материалов о прошлом игры. Всеми своими находками я делюсь в авторском телеграм-канале «Ретро Футбол». Стараюсь делать качественный контент, чтобы каждый, кто ценит историю футбола, нашёл там что-то новое и увлекательное. Это не реклама, а просто приглашение для всех, кто разделяет мою страсть…

В Японии Венгер не отдыхал. Он взял команду, которая финишировала предпоследней, и начал перестраивать все. После слабого старта в 1995-м он понял, что его старый стиль (бесконечные тренировки под систему) не работает. Он начал давать игрокам больше свободы. «Не смотрите на меня, решайте сами! Почему вы не думаете головой?» – кричал он, чтобы они учились принимать решения на поле. И это сработало. Венгер сам изменился: в Монако он нервничал, курил на бровке, а здесь стал спокойнее. «Я адаптировался к культуре, то, что нормально в европейской раздевалке, в японской шокирует» - говорит он. Япония ему подошла: «Там ценят вещи, которые мы потеряли в Европе – простоту, уважение. Я чувствовал себя как дома».

Результаты пришли: Нагоя финишировала второй в серии NICOS и выиграла первый трофей – Кубок Императора, обыграв «Санфречче Хиросима». Это был единственный полный сезон Венгера там. Посреди второго с ним связался вице-председатель «Арсенала» Дэвид Дейн. Страсбург, его родной клуб, тоже звонил, но Дейн опередил. Он предлагал Венгеру пост еще в 1995-м, и теперь, после ссоры с Брюсом Риоком, все сошлось.

В Англии ждали Йохана Кройффа, но подписания Реми Гарда и Патрика Виейры намекнули на другого. Венгер задержался до октября, нужно было уладить контракт в «Нагое». А когда приехал, его встретили скепсисом. «Что этот француз знает о футболе? – думал Тони Адамс. – Выглядит как учитель, в очках, и английский так себе». Но Венгер быстро завоевал уважение: он любил пошутить, даже над собой, и был как «долговязый мудрец».

«Сразу сказали, что я ничего не выиграю – иностранец же, газеты писали, почему чужак не возьмет титул. Я пытался поговорить с людьми, понять их мышление. Может, не все получилось, но в Арсенале это создало атмосферу взаимного открытия» - говорил Венгер. Он не устроил революцию – скорее, эволюцию. Он продвигал здоровое питание, объяснял пользу с диетологами, но не заставлял. «Он не говорил «ешь это», – вспоминает Адамс. – Просто показывал варианты». Дэвид Платт добавлял: «Можно было сказать «не хочу» – он принимал. Найджел Винтерберн вернулся к яйцам на тосте, и Венгер был окей».

С алкоголем он тоже боролся: Пол Мерсон прошел реабилитацию, Адамс (главный в том составе по алко-зависимости) бросил пить как раз при Венгере. Грэм Сунесс пытался то же сделать в Ливерпуле раньше, но безуспешно. А здесь влиятельные игроки менялись сами. Удивительно!Цитата Винтерберна: «Все изменилось, когда Венгер запретил алкоголь, даже Тони бросил пить».

Вначале Венгер тоже не слишком много изменял на поле. Первым шагом после прихода в команду стало заверение многих опытных игроков в том, что у них есть будущее в команде, что быстро расположило их к себе, и он сохранил схему 5-3-2, которую Брюс Риок использовал до конца сезона.

Венгер сохранил оборону, добавил Виейра в полузащиту к Платту и Мерсону, а Рэя Парлора оставил в запасе, за парой нападающих Денниса Бергкампа и Иана Райта. Бергкамп не оправдал ожиданий в «Интере», испытывая трудности с поиском свободного пространства в плотной обороне Серии А, но приход Венгера положил начало повороту в его карьере, он с удовольствием отдавал голевые передачи Райту.

«Арсенал» финишировал третьим, пропустив ЛЧ по разнице мячей с «Ньюкаслом», отстав от «Ман Юнайтед» на семь очков. Чтобы сократить отставание, Венгер решил добавить в команду скорости и мощи. Он переманил из своего бывшего клуба «Монако» Жиля Гриманди, Кристофера Вре и Эммануэля Пети, а также пригласил вингеров Марка Овермарса и Луиса Боа Морте.

Венгер также вернулся к своей любимой схеме 4-4-2. Четверка защитников эпохи Грэма вернулась – но перед ними появились новые лица. Мерсон ушел в вылетевший из Премьер-лиги «Мидлсбро», а Платт также стал получать меньше игрового времени. Универсальный Пети в основном играл в защите в «Монако», однако здесь он стал более оборонительным партнером Виейра, позволяя своему высокому соотечественнику подключаться к атакам.

«Уже давно у нас не было полузащитника, который сначала смотрит на забег нападающего, а потом уже рассматривает другие варианты», — сказал Райт о Виейра. «Он делает потрясающие пасы вперед, и он уже несколько раз вывел меня на ударную позицию». Он был скорее игроком «от штрафной до штрафной», чем плеймейкерами вроде Гленна Ходдла и Энцо Шифо, которых Венгер ставил рядом с опорным полузащитником в «Монако», но он идеально подходил для английского футбола: достаточно сильный и бесстрашный, чтобы конкурировать с физической силой команд Премьер-лиги, и в то же время способный технически превосходить большинство своих соперников.

Однако ключевым креативным игроком «Арсенала» был именно голландец, который завершил сезон в качестве лучшего бомбардира команды. Бергкамп испытывал проблемы с пространством в Италии, но одержимость англичан схемой 4-4-2 обеспечила ему гораздо больше возможностей для работы в «Арсенале». Это только усилилось после перехода Венгера на схему 4-4-2, которая больше напоминала 4-2-3-1, чем схемы их современников. Более глубокая позиция Пети и Виейра выдвигала полузащитников соперника вперед, а бомбардирские инстинкты его партнера по атаке – сначала Райта, затем Анелька – заставляли оборонительную линию соперника опускаться глубже, оставляя Бергкампу много свободного пространства между линиями для действий.

Тактика напоминала Монако: пасы из глубины быстрым технарям. Защита крепкая, но теперь строит атаки – не просто лонгболлы. Венгер хотел «настоящий современный футбол».

Старт хороший, но ноябрь – провал. К Рождеству – шестые. Ситуация обострилась после домашнего поражения от «Блэкберн Роверс», и было созвано командное собрание. Источники расходятся во мнениях относительно того, было ли оно организовано Венгером или игроками, но, верный урокам, полученным в Японии, тренер предоставил игрокам возможность самим исправить свои проблемы. Опытные защитники ясно дали понять, что ожидают большей поддержки от французов, игравших впереди них. Пара приняла критику к сведению и сформировала один из самых доминирующих дуэтов полузащитников в эпоху Премьер-лиги.

Ещё одно изменение произошло в январе. В сентябре Райт побил рекорд Клиффа Бастина, став лучшим бомбардиром «Арсенала» за всю историю, но оскорбил болельщиков, будучи освистанным в матче против «Блэкберна», и теперь дулся после того, как ему отказали в переходе в «Бенфику» в январе. Травма подколенного сухожилия вывела его из строя на большую часть оставшейся части сезона.

Казалось, что «Юнайтед» с таким успехом вернет себе титул, однако «Арсенал» неделя за неделей возвращался в борьбу за чемпионство. Победа над «Юнайтед» в марте сменилась девятью победами подряд, обеспечив им чемпионский титул за две игры до конца сезона. Венгер дал отдых своим игрокам, позволив им мощно выйти на поле в финале Кубка Англии – победа над «Ньюкаслом» со счетом 2:0. В своем первом полноценном сезоне Венгер сделал то, чего не удавалось ни одному иностранному тренеру до него, выиграв дубль.