Как после четырех порванных крестов выйти на пик карьеры
История Маттье Юдоля.
Табличка, после которой у вас заноет как минимум одна коленка.

Так могло выглядеть надгробие футбольной карьеры, но левый защитник Маттье Юдоль, один из героев «Ланса», лидирующего в Лиге 1, не просто продолжил – после чудовищных травм он обрел лучшую форму в жизни.
Каково это: пережить четыре разрыва крестов
Каждый раз Юдоль травмировал правое колено. Левое в порядке. И вообще: у Юдоля не было других заметных проблем со здоровьем.
Естественно, Юдоль подумывал закончить – уже после второго разрыва. И после каждой следующей травмы тоже: «Когда на одном и том же колене столько операций, понимаешь, что оно уже не будет в нормальном состоянии. Задумывался о последствиях, каким колено будет через 15 лет. Высок риск артрита. Каждый раз обсуждал ситуацию с семьей, друзьями, врачами. Но всегда приходил к выводу, что хочу вернуться, мысли о реабилитации быстро вытесняли идею завершить карьеру».
Маттье спрашивали, какой из разрывов был самым трудным. Маттье отвечал после долгих раздумий: «Второй. Потому что это первый рецидив. Страшен не только сам факт, что я снова травмировался. Страшно, что тебя опять ждет очень долгий процесс восстановления, который ты уже однажды пережил».
И да: сами операции – это всегда психологически тяжелое испытание. На одних костылях, суммируя все реабилитации, Юдоль передвигался в общей сложности шесть месяцев. Представьте: полгода жизни на костылях. Только из-за травм на футбольном поле.

Кресты влияли и на бытовые вещи. Например, у жены Юдоля нет водительских прав, сам Маттье не мог водить сразу после операций, при этом супруги живут за городом, где не обойтись без машины. Неудобно.
Неожиданное знание: по мнению Юдоля, в период долгого восстановления совсем не скучно – занятий даже больше, чем когда ты здоровый футболист. Сейчас, кстати, одноклубники Юдоля в первую очередь отмечают его интенсивность на тренировках, особенно работу в тренажерном зале.
Вот как травмы повлияли на стиль игры: «Уже после первых крестов я заметно потерял в скорости и резкости. Это плохо, потому что на юношеском уровне выделялся взрывным ускорением. Тогда я решил стать физически сильнее, мускулистее, тяжелее».
Важная тема – страх новой травмы после возвращения на поле. Маттье его победил: «Первые физические контакты всегда напрягают, но я быстро привыкал и не жалел себя в стыках. Труднее другое: избегать неловких движений и поз, когда плохо контролирую тело. Из-за крестов я уязвимее в таких ситуациях. Поэтому в процессе каждой реабилитации много работал над чтением эпизодов, учился предвидеть движения соперника, изучал, как в разных обстоятельствах нагружается колено. Бесконечные упражнения, чтобы повторениями запрограммировать тело на конкретные движения».
Кроме того, за все месяцы восстановления Юдоль вник в специфику игры крайним центральным защитником в тройке. После травм он правда стал позиционно вариативнее. Как вникал? Банально: смотрел футбол. Очень много футбола. Научился наслаждаться футболом как зритель. Один нюанс: было тяжело смотреть матчи своей команды. Особенно на стадионе.
Разумеется, Юдоль часто говорит про психологию – она важна даже больше, чем физическая реабилитация: «Я знаю игроков, которые говорят, что они психологически готовы к травмам, что это неизбежная часть футбола. Честно говоря, я не был готов. Именно как спортсмен: моя жизнь останавливается, пока остальные дальше прогрессируют. Ощущаешь себя бессильным, беспомощным, одиноким.

Впоследствии я понял, что силен духом. Важно не погрязнуть в жалости к самому себе. После всего, что прошел, скажу: психология – это более 50% всей ценности футболиста. Теперь стараюсь передать это молодым игрокам».
После вторых крестов хирург менял технику операции. После третьих Юдоль поменял хирурга. После четвертых спортивные врачи Франции провозгласили случай Юдоля уникальным: никто не выходил на игровой пик после стольких кошмарных травм.
Юдоль почти 20 лет провел в родном клубе, «Мец» продлевал контракт даже после третьего разрыва крестов. Расстались не очень хорошо
Юдоль отдал «Мецу» почти 20 лет жизни: попал в академию в 10, ушел из клуба в 29. Маттье – не просто воспитанник, он родился в Меце.
Не считался большим талантом, никогда не вызывался в юниорские и молодежные сборные Франции, но в «Меце» ценили его старательность. Строго говоря, почти все большие таланты «Меца» за последние 10-15 лет – не французы, а сенегальцы, которые благодаря сотрудничеству клуба с главной сенегальской академией переезжали в Европу. Один из таких – Садьо Мане.
Первую половину дебютного сезона 19-летний Юдоль провел в аффилированном (тот же владелец, что и у «Меца») «Серене» из второй лиги Бельгии, вторую – в «Меце», где пробился в старт, а по итогам сезона с третьего места Лиги 2 поднялся в Лигу 1. Это сейчас «Мец» – лифт, который катается между дивизионами, а тогда – в середине 2010-х, речь про сезон-2015/16 – «Мец»… тоже был лифтом, который катается между дивизионами.
В августе 2016-го, когда «Мец» готовился к очередной попытке не вылететь из топ-дивизиона (спойлер: не вылетел, но вылетел через сезон), 20-летний Юдоль впервые порвал кресты. Потом еще. И еще. За три сезона (с 2016/17 по 2018/19) Маттье сыграл в 14 матчах, не набрав даже 1000 минут (965). Хотя и это немало для человека, играющего в редких паузах между операциями. «Мец» не забраковал Маттье, продолжил поддерживать воспитанника, после третьих крестов продлил истекающий контракт.
Юдоль благодарил клуб: «Я знаю, что некоторые команды так не поступили бы. Это дополнительная мотивация: вернуться и доказать, что вера не напрасна. Поддержка болельщиков тоже согревает сердце. Многие мечтали пробиться в профессиональный футбол, но у них не получилось. Раз у меня получилось, я обязан никогда не сдаваться».

В сезоне-2019/20 (отсутствовал до октября из-за третьих крестов) Юдоль появился в 14 играх – как за три предыдущих сезона. В сезоне-2020/21 – 27 матчей, карьерный рекорд. В сезоне-2021/22 – очередные кресты, очередной вылет «Меца» из Лиги 1.
Юдолю к этому моменту уже 26. Но он все равно не сдался. В сезоне-2022/23 – 38 стартов в 38 матчах Лиги 2, 3+5 по гол+пас (самый результативный сезон в карьере), «Мец» снова поднялся. В сезоне-2023/24 – 30 матчей из 34, чаще играл только вратарь Александр Укиджа, 3+3 (больше в команде лишь у форварда-сенсации Жоржа Микаутадзе), «Мец», впрочем, снова вылетел. В сезоне-2024/25 – 31 матч, снова второе место в команде по минутам, 4+7, «Мец», конечно, снова поднимается, причем драматично, через стыки, с голом Юдоля в решающем матче.
Летом 2025-го 29-летний Юдоль решился на изменения. Понял, что перерос «Мец», отдал клубу максимум, помог в очередной раз вернуться в Лигу 1. Несмотря на первоначальный уговор, что «Мец» готов отпустить Маттье, переговоры с покупателем сильно затянулись, а Маттье пожаловался, что ему «приходится выбивать дверь». Не всем фанатам «Меца» такое понравилось: Юдолю напомнили, что никто не выкидывал его за эту дверь, когда он восстанавливался от травмы с истекающим контрактом.
«Мец» смущало, что Юдоль начал общение с «Лансом», не уведомив клуб. Более того, «Мец» хотел 5 млн евро. В итоге «Ланс» заплатил 3,5 млн.
В общем, не самое красивое расставание.
Юдоль – пока лучший левый защитник Лиги 1 в этом сезоне
В «Лансе» продолжается железный век Юдоля: он стартовал во всех матчах сезона, набрал 1449 минут (больше всех в команде), отдал пять голевых передач, в Лиге 1 его обгоняет лишь Витинья (шесть). После 16 туров «Ланс» лидирует, опережая «ПСЖ» на одно очко.
А «Мец» идет последним, главный кандидат на понижение. Юдолю, конечно, сильно досталось за карьеру, но хорошо, что его кресты не привязаны к этому лифту, а то рвались бы в два раза чаще.
«Юдоль либо проведет всю карьеру в «Меце» как многолетний капитан, либо будет играть в Лиге чемпионов в другом клубе», – говорил тренер «Меца» Фредерик Антонетти. Слова поддержки вдруг превращаются в точный прогноз.

В «Лансе» хорошо заметна вариативность, которую Юдоль развивал просмотром матчей: начинал сезон левым ЦЗ в тройке, здорово подключался в атаку, при этом держал баланс между атакой и оборонительными обязанностями. По ходу сезона стал левым латералем, где позволено сместить пропорцию в сторону атакующих действий.
Юдоль – не только лидер по ассистам, он первый во Франции по точным навесам с игры (19) и по точным пасам в штрафную без учета навесов (33). В оборонительной статистике Юдоль особенно хорош в перехватах (26, второе место в Лиге 1) – важный маркер агрессивного стиля защиты.
Юдоль – лучший левый защитник первой части сезона. Нуну Мендеш, конечно, сильнее в сравнении лоб в лоб, но португалец много пропустил из-за травмы и ротации, так что польза Юдоля именно в этом сезоне значительнее. Продуктивен впереди, надежен сзади.
«Конечно, травмы замедлили восхождение. Но Маттье – игрок высокого уровня, он работает как сумасшедший и заслуживает признания. У него потрясающая стабильность, вот его главное качество, я видел это еще в «Меце», – похвала Маланга Сарра, напарника Юдоля в «Лансе». Сарр, возможно, понимает Юдоля: получал в «Челси» столько минут, будто лежал с крестами.
Важный штрих: тренер «Ланса» Пьер Саж – давний поклонник Юдоля: «Еще когда я тренировал «Лион», предлагал взять Маттье. Но спортивный директор предпочел бразильца Абнера. Так что хорошая игра Юдоля – не сюрприз для меня. Он выступал не в самой известной команде, но он очень эффективен».
Во Франции уже началась предвыборная агитация включить Юдоля в заявку на ЧМ-2026, для начала – хотя бы вызвать в сборную. Перед ЧМ-2022 нечто подобное было с Жонатаном Клоссом (тоже крайний защитник, только правый, а не левый). Тогда Клоссу тоже было 29 лет, он тоже сверкал за «Ланс», тоже с удивительной историей за плечами. Крестов не было, но Клосс поздно пробился в профессиональный футбол (в 25). Дидье Дешам не взял его на ЧМ, но Жонатан остался в ротации сборной и поехал на Евро-2024.
Что ж, здоровья Юдолю. Кажется, только проблемы со здоровьем могут его замедлить.
Именно замедлить. Не остановить.
Телеграм-канал автора, где много заметок про французский футбол
Фото: Gettyimages.ru/Carl Recine










встал - упай (с)
Мужик, много кто завязал бы после такого
Здоровья мужчине.
А вообще, судя, по его интервью, он четко понимает, чем жертвует и ради чего.
Отдаёт себе отчет в том, что после карьеры будет заново собирать коленный сустав, значит, человек будет работать усердно и пытаться выжать все из себя, ведь иначе, смысл жертвы.
Здоровья, конечно, но очевидно, титановый сустав уже можно заказывать.
В целом, ничего критичного, зато исполнил свою мечту, идет к цели, явно не будет об этом жалеть.
Коммент про квартиру сами придумайте, а то мне лень)))
Чтобы вы понимали, месяц на одной ноге очень сильно перекашивает все тело, старит организм и сознание.
а тут кресты 4 раза, 6 месяцев на костылях… героизм!