Как создают повторы в трансляциях и почему без них нельзя показывать спорт. За кадром телевидения
Цикл «Ближе всех к спорту».
Так у нас на ТВ Старт называется серия сюжетов о людях, работающих на турнирах за пределами площадки, поля и льда. Именно они делают спорт таким, каким вы видите его с трибун и на экранах.
Мы понаблюдали за ними во время трансляции, поснимали и задали несколько вопросов. Они не совсем про спорт, еще немного про жизнь, потому что ее, в сущности, и показываем. А еще ВАР, хайлайты и десяток других важных деталей.
Их работа про картинку, поэтому лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать об этом. Но несколько важных мыслей хорошо ложатся и в текст.
***
Андрей Коломыц, главный режиссер ТВ Старт:
«Матч идет два часа, это достаточно долго. Там может быть остросюжетная линия, которая тебя держит в напряжении, а может не быть. Отвернулся чай заварить, поворачиваешься, а там гол забили. И что ты, получается, потратил два часа зря, когда на 90-й минуте что-то залетело туда? И тут тебе оп, повтор, и ты все увидел.

Ты можешь обратить внимание зрителя на детали: у кого-то имя дочери на бутсе или еще что-то. Ты никогда этого не увидишь, сидя перед телевизором, если оператор не снимет это, режиссер повторов не найдет, а режиссер не вставит в трансляцию».
Антон Запертов, режиссер повторов:
«Секунды две-три обычно дается на повтор. Не на один, а на несколько, я бы сказал. Ты же стараешься [собрать историю], понимаешь, видишь, какие камеры достают, смотришь быстро 2-3 секунды, один повтор готов, ты мотаешь второй параллельно, пока этот идет. И, соответственно, получается набор кадров про, допустим, забитый гол».
Вот как выглядит эта работа изнутри. Кадры из ПТС – передвижной телевизионной станции и трансляции финала Молодежной лиги ВТБ-2025/26.
Даня Малов, режиссер повторов:
«Я работал на складе, много где работал вообще до этого. Сказали: приходи, посмотришь. Ну, я пришел, посмотрел. У меня до этого был бэкграунд, я звуком долго занимался, лет пять. Думал, что вообще в звукари пойду. Но когда зашел в звуковой отдел, там была тишина тотальная. А в повторческом и в видеоотделе все орали, дергались. Прямо жизнь.
И мне это очень понравилось. Я в тот момент решил: ну его, звук. Мне нравится, хочу здесь быть, тут прикольнее. Кажется, не ошибся.
Помню свой первый повтор и первый эфир. Тебя сначала просто зовут за бесплатно: я пять месяцев стажировался бесплатно, работая параллельно на второй работе. Приходишь, тебе дают EVS-ку (EVS – фирма производящая оборудование для теле- и киноиндустрии), ты в эфир ничего не даешь, просто подборки делаешь. Потом после эфира посмотрели ребята: «Ну, вроде нормально, что-то собрал, окей».
Но я помню первый повтор, который в эфир пошел. Это был хоккей в Подольске. Был я и Катя Воронова. Мне было очень страшно, страх эфира. Я чувствовал ответственность просто адовую. Как сейчас помню: вот моя рука лежит, рука Кати сверху. Она толкнула. И вот так вот прошел в эфир первый повтор, который я дал».
Антон Запертов, режиссер повторов:
«Режиссер повторов я уже лет 15, наверное. Все началось в 2011-м, я тогда еще работал на федеральном канале в Калининграде. Пришла весточка о том, что набирают людей для показа Олимпиады в Сочи в 2014 году.

Два года мы ездили в Москву, получается, нас приглашали, мы учились. И как-то пошло-поехало, в Сочи отработали замечательно.
Сейчас я режиссер повторов. Мне с детства прививали любовь к спорту: моя мама играла за сборную Узбекистана по баскетболу, а папа – за сборную по гандболу. У нас постоянно по телевизору только спорт шел. Они и сейчас смотрят в основном спорт, ждут сезона. Поэтому все вот так закрутилось и совпало. Получается и спорт, и работа – два в одном».
Андрей Коломыц, главный режиссер ТВ Старт:
«Когда я пришел работать, меня поставили обучаться монтажу на бетакамах – это штуки с кассетами. Как на аудиокассетах все переписывали дорожки. Вот то же самое, только с видео. Повторы в трансляциях делались на кассетах, стояло в ряд нескольких бетакамов. Нужно было везде нажать «Запись». Они начинали писать. Четыре камеры, допустим. Тогда немного было.
И была сложность: если, например, была штанга, ты везде нажимаешь стоп, чтобы отмотать этот повтор и выдать. А там игра продолжается и забивают гол. И повторов не было. После вот этого опыта с кассетами, когда появились специальные устройства для повторов – EVS – такая жизнь началась.
Я сам могу на что-то обратить внимание. Или у меня в голове возникнет некая история, мы вместе можем ее сделать. В принципе, работа в ПТС – это командная история. Что-то видят операторы, предлагают. Что-то видит режиссер повторов и предлагает, что я могу не увидеть. То есть все друг другу что-то подсказывают – это клево».
Вот как строится эта командная работа.
«Мне нравится повторять. Я почему-то даже режиссером быть не хочу. Ну, хотелось бы попробовать, но не так уж сильно. Мне больше нравится повторять, [это] интереснее.
Всегда что-то новое происходит. Ты делаешь повторы и пишешь историю для людей, это же самое главное. Мы делаем историю. Ты находишься постоянно внутри большого события. Можешь пообщаться со спортсменами, живешь с ними в гостинице, и вся атмосфера как будто праздничная».
Даня Малов, режиссер повторов:
«Мне нравится все от и до. Прийти на работу, увидеть бригаду, поздороваться со всеми пацанами. Самому на камеру снять какие-то планы для разминки.

Мне нравится потом прийти, завести все на EVS и смонтировать прикольно. Придумать что-то новенькое, что не делали другие».
Андрей Коломыц, главный режиссер ТВ Старт:
«Если ты доверяешь ему как профессионалу, если понимаешь, что он знает, что делает и предлагает тебе историю, а ты можешь довериться и выдать это, – ну, это клево. Без них ничего не завертится».



