Трибуна
8 мин.

Каково играть в клубе без денег? История Сергея Волкова: про зарплату 5000 рублей и подработку на разгрузке мяса

История взросления.

Всем привет! Это снова Сергей Волков. В моей карьере есть интересный контраст.

Я рос в одной из лучших футбольных школ России – академии Коноплева – где были иностранные специалисты и красная икра на завтрак. А мой первый профессиональный клуб – «Лада-Тольятти». Я оказался там в 2013-м, когда клуб воссоздали в первый раз и были огромные финансовые проблемы. 

Так высочайший уровень сменился задержками зарплаты на полгода, хотя я даже не переезжал в другой город, остался в родном Тольятти. Как это произошло и как я с этим справлялся – давайте расскажу.

В «Ладе» я подписался на зарплату 5000 рублей – очень надеялся на игровое время

В 18 я окончил школу, надо было куда-то переходить, искать себя во взрослой карьере. Сначала из академии меня отправили в «Торпедо». Побыл там недельки две, пожил в Москве, и тут поступило предложение от «Лады». Туда меня звал мой детский тренер Игорь Леонидович Кечаев. После этого я и подписал первый контракт: в 18 лет, на зарплату в 5000 рублей. Деньги небольшие: когда играл в академии на непрофессиональном уровне, получал 30-40 тысяч.

До этого я знал «Ладу» как клуб с огромной историей. В Тольятти все о нем слышали и в определенной степени любили. В 2013-м клуб только воссоздали, были большие надежды. Но не могу сказать, что болел за них, золотое время «Лады» не застал. Не стоит забывать: в Тольятти было противостояние между клубом и академией. Но для меня был важнее сам факт: мой первый клуб находится в родном городе.

На момент прихода в «Ладе» уже были другие воспитанники из академии. Ничего особенного не говорили: ну клуб и клуб, серьезный для уровня Второй лиги. Но сразу предупредили: финансовые задержки будут всегда. К моменту моего прихода уже могли по полгода не платить зарплаты. 

В общем, я знал, на что иду. Но в тот момент думал только об игровой практике, остальное игнорировал.

Но и с ней сначала не складывалось. Изначально я в заявку даже не попадал, просто тренировался. Спустя полгода основной вратарь Максим Павлов сломал палец, и меня взяли на выезд. И только спустя год впервые сыграл.

Было очень тяжело: ты приходишь из лучшей академии страны в команду, где тебе не дают ни времени, ни денег. Даже тренировочный процесс, организация – все не так профессионально. Но меня это только закалило. «Уйти из клуба» – в тот момент такой мысли не было. Я только пришел, надо было доказывать. Если я не играл, значит, тренер Игорь Кечаев так видел. Значит, мне надо было доказать ему, что я могу, что не хуже остальных.

И ведь доказал – меня в конце концов поставили в старт! Когда начал играть, понял, ради чего стоило подождать, ради чего стоило все перетерпеть. Эмоции были невероятные. И сразу поставил себе следующую цель: с каждым матчем становиться лучше, набираться опыта, анализировать ошибки (а их было много!), чтобы впоследствии не совершать. 

Нам платили только 10-15 процентов от зарплаты. Зато был невероятный коллектив!

Сама по себе организация была более-менее, всегда были автобус и питание. Все как обычно, но с одной проблемой: все это делалось в долг, и непонятно, закрывалось потом или нет. 

Мы, футболисты, могли по полгода не получать зарплаты. Я тогда был молодой и без семьи − как жили взрослые ребята, у кого уже по двое детей, вообще не представляю. Раз в месяц нам процентов 10-15 выплачивали: вроде область выделяла средства в полном объеме, а куда эти деньги пропадали, никто не знает. 

Очень повезло – коллектив был бомбовый, помогал сплочением с этими проблемами справиться. Все ребята взрослые, адекватные, играли за свой клуб и за свое дело. Они были голодные до побед и всегда выходили и бились. Не было эпизодов, когда нам не платили, и старшие говорили: «Не выйдем». Только протестовали на моей памяти всего несколько раз за мою карьеру в «Ладе». Но всегда на матчи выходили и всегда бились. Поэтому ребятам с Тольятти от меня всегда будет низкий поклон. 

Помогло, что жил в родном Тольятти. Ради денег я разгружал мясо, иногда приходилось жить у тети

Но за пределами поля было очень плохое финансовое положение. И справиться с таким лично было крайне трудно. Мне помог родной город – в Тольятти очень много моих друзей которые помогали безвозмездно. Например, в ресторанах или кафе никогда за счет не просили, понимали в какой ситуации нахожусь.

С помощью знакомств находил и допзаработки. Друг развозил курицу по точкам общепита и брал меня с собой, платил за выход 1000-1500 рублей. И я ездил с ним с утра до обеда, разгружал поддоны с мясом. Зарабатывал и футболом: в Тольятти его очень любят, постоянно проводили турниры, где за победы платили – приятный бонус.

Конечно, помогали родственники. Мама и папа присылали деньги на учебу и квартиру. А еще в Тольятти у меня живет тетя, ей отдельная огромная благодарность. Она всегда была на связи, всегда помогала мне во всех моментах. Я мог к ней приехать, поесть, она тоже давала какие-то деньги. 

Было тяжело с жильем: в один момент я вообще жил на базе «Лады», потому что деньги, которые должны были пойти на квартиру, тратил на еду. Под конец периода в «Ладе», в 2017-м, пришлось вообще к тете переехать примерно на полгода. Больше жить было негде. 

Еще родной город меня радовал футбольными фанатами. Я уже рассказал про любительские турниры, но ведь и у «Лады» большая база болельщиков, ребята заряжали нас в любую погоду и на любых матчах, домашних и выездных. Мужики везде поддерживали. Но был и минус: при любом поражении в городе поднимались слухи − мол, игру сдали. Я пришел мальчишкой, который вообще не знал, что это. А тут во взрослом футболе чуть ли не каждую неделю то нас, то другие команды обвиняли. Наверное, в то время это была самая непонятная дичь, которая мне, мальчугану, была неинтересна. 

Ушел из «Лады» когда понял: дальше так нельзя. Но это все равно важный опыт

Я ушел из «Лады» в 24: понял, что дальше так нельзя. Безденежье, вечные долги, от футбола уже почти не получал удовольствия – я устал от всего этого и понял, что надо что-то менять. С футболом завязывать не планировал, у меня всегда была цель развиваться именно здесь. Но в «Ладе» это было невозможно.

Когда искал варианты, нашел два пути: или в любительский подмосковный клуб на неплохие стабильные деньги, или поверить в «Акрон», который тогда только появился. Я выбрал второе – убедил друг Олег Роганов, полузащитник и мой ровесник. Он тоже перешел в «Акрон» в 2018-м.

Команда только образовалась, в ней еще все строилось. Нужно было время, чтобы она стала тем, какая она сейчас. Изначально уровень организации точно уступал «Ладе». 

И ведь проблема «Лады» была даже не в инфраструктуре. Когда я играл, у них все было: база, поля, столовая, прачечная. А ведь еще был сплоченный, очень хороший коллектив. Было все – кроме одного из самых важных факторов: без денег туда люди не поедут. 

В конечном итоге я оцениваю свой период в «Ладе» положительно. Плохой опыт – тоже опыт. Я рад, что начал профессиональный путь именно на родной земле. Было тяжело, было много трудностей, несправедливости, боли, обид. Но потом понимаешь: это закаливает, только так можно чего-то добиться. Не в каких-то тепличных условиях, а именно так. На плохих полях, без денег, без еды я научился быть голодным до побед. Я наслаждаюсь сейчас каждым днем, ведь вижу, помню, каким трудом это достиг. И в итоге я рад, что все так получилось.

«Почему всегда красная икра на завтрак?» Рассказываю про академию Коноплева

Фото: РИА Новости/Александр Ступников, Григорий Сысоев; fcrodina.com, fc-lada.com

Рассказывает вратарь
5 комментариев
По дате
Лучшие
Актуальные
5к в месяц в 2013... Очень мало. Диву даюсь вашей вере в успех 👍
Интересно, с удовольствием почитал, люблю такие личные истории. Спасибо!
Через тернии к звёздам.
потрясающе, конечно. инфраструктура есть, академия есть, болельщики преданные есть -- все есть. денег только нет. вери гуд бизнес, как говорил покойный м.кононенко.

а вообще, его пример - другим наука. с точки зрения власти, перед нами образец идеального гражданина, не имеющего иных потребностей, кроме чувства сплоченности.
На одном дыхании прочитано! Класс!