«Я вредил себе своим же молчанием». Важная речь Умтити о депрессии
То, о чем стоит говорить.
Мужская депрессия – снова важная тема в мировом футболе. Сейчас активно обсуждают состояние Рональда Араухо: у уругвайского защитника «Барселоны» непростой период и подавленное состояние. Но он не первый футболист каталонского клуба, столкнувшийся с такими проблемами.
Был еще уставший от травм и недавно завершивший карьеру Самюэль Умтити – закончил всего лишь в 31 год.
Экс-защитник «Лиона», «Барсы» и «Лилля» снялся в документальном фильме L’Equipe. В нем чемпионы мира 2018-го рассуждают о психологических сложностях: например, есть речи Оливье Жиру, Рафаэля Варана и Блеза Матюиди.
Но именно слова Умтити – самые важные, трогательные, содержательные. Он многое прошел.

Умтити хочет, чтобы люди не стеснялись ментальных проблем
До этого Самюэль никогда не говорил о депрессии: лишь вскользь, упоминая как последствие травмы колена. А сейчас высказался впервые честно. По его мнению, ментальное здоровье – очень важная тема, которая в мире футбола чуть ли не табуирована.
Вот полная речь Умтити:
«Для меня очень важно иметь возможность говорить на эту тему. Я пережил это, мне было больно, и думаю, что наши публичные высказывания могут помочь, вот почему мы сняли этот документальный фильм.
Общение с молодыми людьми также позволило нам раскрыться. Это очень личное, и нам нужно было сделать так, чтобы все чувствовали себя комфортно. Думаю, что мы попытались заставить мир, людей понять, что важно быть осторожными и заботиться об этом с раннего возраста. И это принесло мне огромную пользу. Мы обсуждали такие темы, о которых я никогда раньше не осмеливался говорить. Было приятно иметь возможность поговорить с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Иногда это помогало мне сказать себе: «Знаешь, все могло быть и хуже». Я пережил несколько трудных периодов, но все могло быть и хуже.
Я не говорил об этом раньше. Во-первых, мне было трудно выразить словами то, что я переживал. А во-вторых, эта тема табуирована для футболистов. И я сказал себе: «Нет, Сэм, ты сильный человек, у тебя были непростые времена, но ты встанешь на ноги, как делал это всегда». Мне казалось, что говорить об этом не было смысла, но в итоге я вредил себе своим же молчанием.
Я мог бы рассказать об этом, чтобы быстрее выйти из этой ситуации, а также помочь и молодым людям, которые в этом нуждались».

Еще кусочек – из диалога Самюэля с L’Equipe:
– Была ли какая-то причина, которая привела к депрессии?
– Это очень личное. Расскажу, когда захочу − о проблемах, например, связанных с моим коленом. Конечно, с медицинской точки зрения, есть вещи, которые можно было бы сделать лучше, но было много факторов, и думаю, что все было сделано неправильно. Но это часть моей истории, и мне не стыдно говорить об этом сейчас. Но когда мне захочется, объясню всем, через что мне пришлось пройти и почему все это произошло.
– Когда ты понял, что это депрессия?
– Я понял гораздо позже, и только сейчас могу рассказать об этом. Но в то время для меня это было совсем не так. Это был просто переходный этап, который длился неделю, затем месяц, два месяца, три месяца, год. Было немного сложно − особенно когда ты один и ни с кем об этом не говоришь. Думаю, это действительно трудно выразить словами. Я призываю людей говорить об этом, не жалеть времени.
Главное дать молодым людям понять: «Давайте, говорите об этом». Вы можете это сделать. И вы не будете выглядеть сумасшедшим, непохожим на других, все проходят через это. Откройтесь.

– В каком психологическом состоянии ты сейчас?
– После стольких лет, которые я потратил на понимание, что со мной было, и борьбу с этим (как мог, с помощью имеющихся у меня средств, в полном одиночестве) считаю, что мне удалось победить. И именно поэтому я могу сейчас говорить об этом свободно. Но правда, что на это нужно время. Возможно, все еще есть какие-то последствия, но это нормально, и я просто делаю все, что в моих силах, чтобы двигаться вперед.
Но теперь у меня есть что-то вроде формулы. Но это правда, я чувствую себя намного лучше.
Умтити с 2018-го страдал от проблем с коленом. Долго отказывался от операций, хотя «Барса» предлагала
Умтити больше семи лет переживает последствия травмы колена.
В 2016-м он перешел в «Барселону», где провел больше 80 матчей за два сезона с небольшими мышечными повреждениями – казалось, каталонцы получили перспективного защитника на годы. В сезоне-2017/18 Самюэль пропустил два месяца из-за мышечной травмы, отыграл ЧМ в России, стал чемпионом – а затем появились проблемы с коленом.
В конце сентября 2018-го француз выбыл на полтора месяца. Все оказалось серьезнее, чем предполагали, поэтому клуб предложил операцию, но Умтити отказался, чтобы не пропускать слишком много.

В ноябре Самюэль вернулся, но уже через несколько дней почувствовал боль в колене по ходу матча с ПСВ. «Барса» снова рекомендовала операцию – ценой вылета до конца сезона.
Умтити вновь лечился консервативно. Но уже тогда в паре с Жераром Пике стали наигрывать другого француза – Клемана Лангле. Особенно впечатлил выездной матч с «Реалом», там пара Лангле-Пике помогла победить на «Сантьяго Бернабеу». Следующие два сезона Умтити начинал с традиционных повреждений колена.
А дальше – страдания. Последний раз защитник играл еще в январе 2024-го. Еще летом покинул «Лилль» – после операции на колене и травмы берцовой кости. Умтити за последние полтора года пропустил 451 день, 68 матчей – тотальная безнадега. В итоге он просто решил закончить и простился коротким роликом в соцсетях, для съемок специально ездил на базу «Лиона».
«После напряженной карьеры с взлетами и падениями пришло время прощаться, – говорит француз. – Я страстно отдавал все силы и ни о чем не сожалею. Хочу поблагодарить все клубы, президентов, тренеров и игроков, с которыми мне довелось работать. Спасибо «Лиону», «Барселоне», «Лиллю», «Лечче» и сборной Франции. Спасибо всем за поддержку ❤️».

Умтити запомнился игрой в «Лионе», «Барсе» и сборной Франции: дважды выигрывал чемпионат и Суперкубок Испании, трижды брал Кубок. С «Лионом» защитник взял Кубок и Суперкубок Франции.
Араухо в депрессии – не может играть за «Барсу». Полетел в Израиль к святыням за успокоением

Фото: East News/Victor Joly / DPPI via AFP, FRANCK FIFE / AFP; IMAGO/Massimiliano Carnabuci/IPA, Oryk HAIST/SVEN SIMON/Global Look Press; Gettyimages.ru/Juan Manuel Serrano Arce













В чем заключалась проблема - не скажу, отчего мне было плохо - не скажу, но надо об этом говорить! Нахрена? Говорить, чтобы что?
Араухо легче чтоле, что о его проблеме все говорят?
Сейчас, когда все знают, что он ментально нестабилен, то будут давить и игроки и болельщики, свои и чужие. Он - слабое звено. Теперь ему будет в разы тяжелее.
А если бы клуб ему нарисовал мышечное растяжение, и направил к клубному психологу (для этого в клубах есть психологи), то все было бы нормально. Чел бы поговорил с психологом, съездил в святые места и вернулся посвежевшим. А так он заработал репутацию плаксы, психически нестабильного игрока и его хрен кто подпишет теперь. Да и Барселоне он так-сяк нужен теперь. Вот уж помогли так помогли.