5 мин.

«Брайтон» извинился перед Китаем. Чего?

Летом клуб уже обижал корейцев.

«Брайтон» влип в международный скандал во время юношеского турнира. Клуб сфотографировал своего игрока Каору Митому с портретом Хиро Оноды – известного японца, который партизанил на Филиппинах до 1974 года, отказываясь верить в завершение Второй мировой.

Фото, на котором эмблема «Брайтона» находится рядом с тем самым портретом и словосочетанием «Императорская армия» (существовала в Японии с 1871-го и до капитуляции в 1945-м), завирусилось в Китае. Клубу пришлось экстренно извиняться.

Кубок Рождественского перемирия напомнил о страшной войне

Шумиха поднялась после того, как фотографией в китайской соцсети Weibo поделился 10-миллионный аккаунт болельщиков АПЛ. В Восточной Азии, а особенно в Китае хорошо помнят о военных преступлениях японской императорской армии в 1930-х и 1940-х годах, поэтому фото вызвало бурю критики. 

«Брайтон» отреагировал официальным заявлением: «Клуб искренне извиняется за любые оскорбления, нанесенные Китаю недавним постом об участии нашей академии в турнире Премьер-лиги «Рождественское перемирие». Мы очень ценим наших болельщиков в Китае и не имели намерения кого-либо оскорбить».

Кубок Рождественского перемирия проводится с 2011 года – помимо спорта он несет для юношей еще и образовательную цель, напоминая об ужасах Первой мировой войны. А название турнира отсылает к полумифической истории о том, как солдаты противоборствующих сторон на Рождество забыли о вражде и играли между собой в футбол. 

Но «Брайтон», похоже, переоценил примирительную силу турнира. 

Онода – японец, который воевал еще 30 лет после капитуляции страны

В конце 1930-х Хиро Онода работал в Китае в частной фирме, где овладел китайским и английскими языками. Но в декабре 1942-го его призвали в армию, где он выучился, дорос до младшего лейтенанта и через два года отправился на филиппинский остров Лубанг в качестве командира спецотряда по проведению диверсионных операций в тылу противника.

Япония вскоре капитулировала, но Онода с несколькими подчиненными отказывался в это верить, считая все доказательства вражеской пропагандой. Они скрылись в джунглях и на протяжении десятилетий вели на острове партизанскую войну: Онодой и его группой были убиты 30 и тяжело ранены больше 100 военных и гражданских лиц. 

Он слышал о войнах в Корее и Вьетнаме, Олимпиаде-1964 в Токио и японском экономическом чуде, но в поражение во Второй мировой верить отказывался даже после того, как остался единственным выжившим из всей группы. 

Филиппинским войскам 52-летний Онода сдался только после того, как на остров специально ради него прилетел бывший майор Есими Танигути, его непосредственный командир в годы войны. В 1974-м Танигути надел военную форму и вышел на связь с партизаном, зачитав приказ об освобождении от выполнения боевых операций. Сообщается, что после сдачи Онода передал командиру сохранившийся меч – и был готов к смерти. 

По филиппинскому законодательству его и ждала казнь. Но благодаря вмешательству МИД Японии офицера помиловали. На церемонии капитуляции присутствовали высокопоставленные лица обеих стран, в том числе президент Филиппин Фердинанд Маркос.

Вот Онода передает тот самый меч филиппинскому президенту.

На родине Хиро встретили по-разному: часть общества называла его образцом японского духа и воинского долга, а другая – призраком прошлого милитаризма. Вскоре он эмигрировал в Бразилию, где женился и занимался общественной деятельностью.

Бывший военный награжден японской медалью Почета и медалью Сантоса-Дюмона ВВС Бразилии, а также премией в области социального воспитания Министерства культуры, образования и спорта Японии.

Хиро Онода умер на родине в 2014 году, не дожив до 92 лет два месяца.

Это уже второй азиатский скандал «Брайтона» за последнее время. Летом обидели корейцев – тоже Японией

В июле «Брайтон» объявил об уходе в аренду 19-летнего корейского вингера Юн До-Ена на… японском языке. Это вызвало недоумение у официального фан-клуба «Брайтона» в Южной Корее: «Юн До Ен – гражданин Южной Кореи и не имеет никакого отношения ни к Японии, ни к японскому языку. Клуб опубликовал новость не в японоязычном аккаунте, а на главной странице в соцсетях, которая ведется на английском. Публикация была ограничена южнокорейской геолокацией, что позволяет предположить, что она была предназначена для наших болельщиков «Брайтона». Инцидента можно было избежать, если бы клуб проявил должное внимание и осторожность.

Это особенно актуально в случае корейцев, учитывая исторический опыт колонизации этой страны Японией. В таком контексте смешение корейской и японской идентичности может оказаться глубоко обидным и даже оскорбительным».

«Брайтон» тогда извинился перед корейцами. Объяснили, что из-за популярности клуба в Японии они публикуют новости на японском в специальном аккаунте в X. Но на этот раз решили поэкспереминтриовать с азиатским геотаргетингом – и почему-то предположили, что пост на японском будет уместен не только в японском сегменте, но и в южнокорейском.

«Мы не хотели никого обидеть и, к сожалению, не знали, какую реакцию это может вызвать у наших южнокорейских фанатов, – написал «Брайтон» в ответном письме. – Примите искренние извинения, в будущем мы внесем изменения в нашу стратегию в соцсетях».

Не прошло и полугода, как подоспел новый скандал. Азиатские болельщики критикуют «Брайтон», что клуб действует на этом рынке без базового культурного понимания и исторической чувствительности.

Кулаки вместо рукопожатий: так сборная КНДР встретила Японию на юношеском ЧМ. Разозлили

Фото: commons.wikimedia.org/Malacanang Palace; Keystone Pictures USA/ZUMAPRESS.com/Global Look Press; instagram.com/officialbhafc