Беззаботные греки, задумчивый португалец, ершистый голландец и скромный осетин
За день до ключевого матча любая деталь, которой в другой ситуации и значения не придал бы, кажется важнейшей. Вот, например, вчера последняя перед игрой с Россией тренировка сборной Греции состоялась в 11 утра на стадионе "Миежски", что в 20 километрах от Варшавы, в селении с боевым названием Легионово. На чемпионатах мира и Европы такое бывает редко: предматчевое занятие почти всегда проходит на стадионе, где состоится игра, во второй половине дня.
Но вчера Национальный стадион Варшавы пустовал. На нем не тренировались ни греки, ни россияне. Как выяснилось, днем ранее в расположение нашей сборной из УЕФА поступила просьба: ради того, чтобы поле главной польской арены не стало еще хуже, поработать накануне матча где-нибудь еще.
Логика, конечно, есть. Конечно, не мешало бы обратиться с такой просьбой несколько раньше, но лучше поздно, чем никогда. Ведь все без исключения футболисты сборной России жаловались на варшавский газон, утверждая, что вроцлавский, где наши играли с чехами, намного лучше. Видимо, не только они, вот в УЕФА и прислушались.
- Можете разъяснить, в чем именно минусы газона в Варшаве? - спросили на вчерашней пресс-конференции Алана Дзагоева, пришедшего туда вместо изначально запланированного Сергея Игнашевича.
- Во-первых, много кочек. Во-вторых, когда тормозишь, из-под ног трава вылетает. Надеюсь, в субботу газон будет лучше, чем в матче с Польшей.
К словам Алана добавлю: надеемся, что и игра будет лучше. К чести лучшего снайпера сборной России на Euro-2012, он самокритичен и все прекрасно понимает. Когда кто-то из иностранных коллег сделал ему комплимент, сказав о двух прекрасно проведенных матчах, Дзагоев покачал головой:
- Не считаю, что оба матча хорошо отыграл. Да, во втором забил, но терял много мячей.
Нет, происходящие на Euro события определенно не вскружили нашему главному молодому дарованию голову, и это очень хорошая новость. А вот как относиться еще к одной, пусть каждый решает сам. Когда Дзагоева спросили об интересе со стороны многих сильных европейских клубов (что говорить, если даже Фабио Капелло на днях выделил его среди участников турнира), футболист сказал:
- Конечно, желание уехать поиграть в Европу у меня есть. Но это все будет потом. А пока я должен делать свою работу здесь.
***
Вернемся, однако, к тренировке сборной Греции. Вернее, к той ее небольшой части, что была открыта для журналистов. Поразила меня в ней одна вещь - феноменальная раскованность эллинов. Фотокорреспондент "СЭ" Александр Федоров вспомнил, как некогда играл за команду одного пионерлагеря против другого - и обстановка была примерно такой же.
Никакого преувеличения в этом нет: о чем говорить, если группа футболистов перебрасывалась мячом так, чтобы он не касался земли, - а проигравшего остальные под общий хохот щелкали по ушам? Если болтовня и смех, пока не начались серьезные упражнения (а в этот момент прессу уже удалили), не прекращались ни на секунду, а патлатый Самарас из "Селтика" вальяжно подошел к полю с чашкой кофе, когда половина команды уже минут десять как резвилась с мячом? Если игроки то и дело размахивали руками, изображая драки, и отвешивали друг другу пинки?
Наслышанный о суровых тренировках Фернанду Сантуша, на которых игроки разве что ноги друг другу не отрывают, я с изумлением смотрел на весь этот фестиваль за день до матча, в котором Греции для продолжения борьбы на чемпионате во что бы то ни стало нужно побеждать. Что это - столь нужная любой команде раскованность или, напротив, разболтанность, идущая от неверия в собственные силы? Фирменный стиль поведения греков или наигранное стремление показать всем, что важность матча их психологически не задавила?
Потрясающий контраст резвящимся игрокам составляло поведение их главного тренера. Фернанду Сантуш по прозвищу Механик (образование у него инженерное) - даром что португалец, то есть тоже человек южный, эмоциональный, сначала минут десять в одиночестве сидел на скамейке, в одной позе и с застывшим выражением лица наблюдая за футболистами. Потом, когда упражнения уже начались, поднялся, но вновь застыл как статуя. Вроде и смотрел на игроков, не упуская ни детали, но голова была опущена вниз, руки сцеплены за спиной. Может, горячим греческим футболистам и нужен такой бесстрастный, хладнокровный тренер, всегда погруженный в тяжкие раздумья?
Восемь часов спустя на пресс-конференции Фернанду Сантуш чрезвычайной обстоятельностью ответов напомнит мне своего соотечественника Жозе Коусейру. Вот, например, что главный тренер греков скажет о сборной России:
- Мы знаем, как играют россияне, анализировали их матчи и здесь, и перед турниром. Уже много сказано и написано о том, что это отлично подготовленная команда. Каждому футболисту были выданы DVD по каждому из наших соперников; кроме того, за четыре дня до матчей мы даем оппоненту характеристику с подробным описанием положительных и отрицательных моментов в игре каждого футболиста.
Мы заметили, например, что Россия ничего не изменила в своей игре. Но это не недостаток. Все отличные команды не меняют философию, а заставляют соперников к ней приноравливаться. Они будут играть, как обычно. Их футболисты, особенно в полузащите и нападении, обладают отличной техникой, любят владеть мячом. Они сыгранны: в защите играют двое футболистов ЦСКА, в основном составе много представителей "Зенита".
Главный рецепт противостояния им - действовать так, чтобы не было большого зазора между нашими полузащитой и обороной, потому что подобные дыры позволят России играть в свой футбол. Надеемся, нам удастся забить гол и выйти в следующий раунд.
Такой вот он словоохотливый, этот Фернанду Сантуш. Не могу сказать, что португалец открыл для нас что-то новое - но в том, что российскую сборную изучил скрупулезно, сомнений не осталось. Интересно, мы греков так же досконально знаем?
Но вернемся к тренировке. На вопрос работнику пресс-службы сборной, почему предматчевую тренировку греки решили проводить с утра, ответ я получил весьма оригинальный: "Как показывает жизнь, утром они тренируются лучше".
Хотелось бы надеяться, что и играют тоже.
А играть с нами они будут без основного вратаря Халкиаса, получившего травму в игре с Чехией. Его заменит Сифакис из "Ариса", о котором польский журнал Pilka Nozna подчеркнул, что у него, равно как и у второго оставшегося претендента на место в воротах - Тзорваса из "Палермо" - прошлый сезон абсолютно не задался. Иными словами, пост номер один - ахиллесова пята Греции.
Хорошая новость для греков - возвращение после дисквалификации защитника Папастатопулоса из "Вердера". Плохая - скверная игра против чехов левого защитника Холеваса, которого, вероятно, заменит его одноклубник по "Олимпиакосу" Маниатис. Впрочем, состав и количество изменений в нем Сантуш на пресс-конференции оглашать отказался.
Отдаю себе отчет в том, что все эти фамилии мало о чем говорят российскому читателю. И что помнит он в основном о том, что Греция - наш традиционный "клиент" на Euro, обыгранный и в Португалии-2004 (2:1), где она потом стала чемпионом, и в Австрии-2008 (1:0). Но заметим: с этим соперником никогда не было легко. Не будет, уверен, и теперь.
- Верят ли, по вашему ощущению, сами футболисты, что способны обыграть Россию и выйти из группы? - спросил я одного из греческих журналистов.
- По-моему, не особо, - ответил он. - Но побиться обещают. Главный повод для оптимизма: все зависит от нас, а не от параллельной игры. А у вас думают, что все пройдет легко?
Я задумался. И ответил:
- Нет. Но что Россия выйдет - не сомневается практически никто.
***
Россияне вышли на тренировку на четыре с половиной часа позже соперников. И не на своей базе в Сулеювике, до которой в предматчевый день добираться все-таки было далековато, а на оперативно найденном штабом сборной крохотном стадиончике "Друкарж" минутах в трех езды от Национального. Чем-то он напомнил "Красную Пресню" или "Спартак" имени Игоря Нетто. Поле там оказалось весьма недурное.
Но поскольку трибуны не было, мы не сразу заметили отсутствие Константина Зырянова. Как выяснилось, накануне он простудился, к тренировке уже чувствовал себя лучше, однако нагрузку ему решили не давать. На пресс-конференции Дик Адвокат заметил, что чувствует себя зенитовец уже хорошо. Тем не менее это, пожалуй, первая, фактически из воздуха возникшая интрига, связанная со стартовым составом. До того все шло к тому, что сборная России установит вечный рекорд, выйдя на все три матча группового турнира в одном и том же составе. Впрочем, вполне возможно, это все же произойдет.
А вот о еще одной потере, увы, можно говорить определенно. У Александра Кокорина, покинувшего предыдущую тренировку из-за травмы, диагностирован надрыв мышцы задней поверхности бедра. Этот диагноз обычно означает около трех недель простоя, и Адвокат подтвердил, что на Euro-2012 21-летний динамовец больше не сыграет. Обидно: ведь на днях капитан сборной Андрей Аршавин в интервью "СЭ" заметил, что Кокорин - второй после Дзагоева по тренировкам, а Роман Широков называл его возможным открытием чемпионата Европы. Знаю человека, который даже поставил бутылку текилы на то, что динамовец войдет в символическую сборную турнира!
С этим, конечно, спорщик погорячился, но пользу команде, выходя на замены и ускоряя игру, Кокорин принести определенно мог. Впрочем, у него еще все впереди. Вчера же он грустно сидел под красным зонтиком. Останется ли Александр с командой, по словам Адвоката, решать самому футболисту.
Вокруг поля бродили, что-то обсуждая, глава РФПЛ Сергей Прядкин и президент РФС Сергей Фурсенко. Последний, кстати, после игры с Польшей должен был улететь на пару дней в Москву, но внезапно передумал. Поговаривают, что вызвано это беспорядками с участием фанатов. Отвлекаясь от грустной темы - забавный эпизод, случившийся с Фурсенко накануне. Видимо, от волнения журналистка Первого канала назвала его Александром Сергеевичем. Глава РФС зарделся от смущения. То его мэр Сулеювика президентом Российской Федерации назовет, то вот теперь - полным тезкой великого поэта...
"Первая в моей жизни смешанная зона с цветами", как выразился пресс-офицер УЕФА Мамука Кварацхелия (рядом с полем были высажены клумбы), радости российским журналистам не принесла: как и на тренировке наутро после матча с Польшей, перед ними не остановился ни один из игроков, которые вслед за второй встречей группового турнира как-то резко посуровели. Несколько фраз произнес только Адвокат.
***
Вскоре на стадионе состоялась уже упомянутая пресс-конференция главного тренера сборной России и ее лучшего снайпера на турнире. И на первый же вопрос Адвокат ответил резко. Задал его голландский журналист, и касался он поведения наших фанатов.
- Я хочу говорить о футболе! - нахмурился Дик. - Завтра нам предстоит важная игра, так, может, будем это обсуждать, в конце концов?!
Больше Адвоката на околофутбольные темы никто пытать не рискнул. Впрочем, и на некоторые другие вопросы наш голландец отреагировал жестко. Как, например, на переданную ему реплику второго тренера польской сборной, заявившего, что россияне очень предсказуемы.
- Считаю странным, когда тренер одной команды вдруг начинает говорить о других, - сказал Дик. - Полагаю, он вообще не должен высказываться о сборной России.
Адвокат последователен: сам он отказался давать прогноз на матч Польши с Чехией - мол, мы полностью сконцентрированы на своем матче и о других не думаем.
Признаюсь честно: такого хмурого и резкого Адвоката мне на этом чемпионате видеть еще не приходилось. И остается гадать, что это - эмоциональное следствие первого, нефутбольного вопроса, задавшего не лучший тон всей встрече с прессой, или внутреннее раздражение от того, что он видит и чувствует. Будем надеяться - первое.
Дзагоев же произвел на журналистов, в том числе западных, точно такое же отличное впечатление, как и на пресс-конференции после разгрома Чехии, когда был признан лучшим игроком матча. Говорил лаконично, но четко и по делу.
Так, Алан сказал:
- Уверен, что мы выйдем из группы. Но для этого надо выходить полностью сконцентрированными и играть только на победу. Нам это по силам.
Дай-то бог!
***
Парой часов позже я задал вопрос Фернанду Сантушу:
- В предыдущих двух финальных турнирах чемпионатов Европы Греция России проигрывала. Это не может вызвать у игроков некоего комплекса?
- Нет. У нас была еще товарищеская игра, которая завершилась вничью. Считаю, что те два поражения не играют никакой роли, впереди совершенно другой матч. Верю в наши возможности и думаю, что радоваться завтра вечером будем именно мы.
Нет, совсем не лукавит обстоятельный португалец. За бесстрастными взглядом и интонацией Фернанду Сантуша кроется море уверенности. Развеем ли мы ее сегодня?
Пришедшие на пресс-конференцию Гекас и Папастатопулос подчеркнули, что матч с Россией - самый важный за последние несколько лет, и этой победой они хотят вернуть улыбки на лица граждан своей страны, которым в эпоху сильнейшего экономического кризиса приходится очень тяжело.
Так что греки сейчас мыслят категориями, не сводящимися к собственно игре. Они понимают: их народу плохо, а они могут сделать ему лучше. В такие минуты команда становится вдвойне опасной. Такие вещи надо знать. И остерегаться их. Даже если теоретически мы лучше играем в футбол.
***
Этот текст был опубликован в газете "Спорт-Экспресс" 16 июня 2012 года.