6 мин.

«Если меня назовут бульбашом, что, мне идти в суд?». Гуренко – о «черном шимпанзе» в матче со «Сморгонью»

Какой, блин, расизм!

Матч «Сморгони и «Витебска в 27-м туре чемпионата Беларуси закончился скандалом. На 77-й минуте игры был удален нападающий витеблян Валерий Горбачик после разборок с капитаном сморгонцев Кристианом Интсоеном. В протоколе игры указано, что Горбачик получил красную карточку за «неприличное поведение». Камерунец Интсоен утверждает, что соперник допустил расистские высказывания и что это слышал судья. В теории нападающему грозит от 5 до 15 матчей дисквалификации.

Кристиан Итсоен.

Обо всей этой ситуации мы поговорили с наставником «Витебска» Сергеем Гуренко. Он поделился своим видением конфликта и ответил на вопрос, кто виноват.

– Что, по-вашему, произошло между между Горбачиком и Интсоеном в 27-м туре? Ваш иргок действительно назвал соперника «черным шимпанзе»?

– Уверен, что будет две правды. Может, даже три. Никто особо не слышал того, что сказал Валера, особенно на лавке. Я сейчас расскажу, как это все началось. В первом тайме со стороны соперника было очень много провокаций и грубой игры. Горбачик вышел на замену и уже в первом эпизоде ему въехали в голову. За этот момент игрок «Сморгони» (Мохамед Бамба – замечание автора) был удален, хотя красную карточку ему можно было показывать гораздо раньше, когда тот прыгнул двумя ногами в голеностоп нашего футболиста.

«Сморгонь» даже не боевая команда, это неправильно слово. Поле в городе не позволяет играть в футбол. «Сморгонь» много бьется и играет грубо, других вариантов у нее нет. У Валеры еще во время матча была стычка с легионером соперника. Интсоен указал на нашего игрока и провел пальцем вдоль горла. Я это хорошо видел, пытался найти на видео, но у нас камеры так снимают… Просто мяч уже был в другом месте.

Уведомил резервного арбитра о том, что назревает конфликтная ситуация. Буквально через пару минут случился тот самый злосчастный угловой. В том эпизоде Валера получает удар в солнечное сплетение. Я не знаю, какой он силы был, но там сильно и не надо. Валера сказал об этом арбитру (Игорю Шумилову – замечание автора), который никак не отреагировал. У нас пошла замены – и вот здесь произошел инцидент. Понятно, что Валера вскипел. Мы не знаем, что он точно сказал, но я уверен, что при правильном подходе [со стороны судей] этого точно бы не случилось. Была конкретная провокация нашего игрока.

Сергей Гуренко.

– То есть вы утверждаете, что Интсоен весь матч провоцировал игроков «Витебска»?

– До этого он провоцировал Радиковского. Потом вышел на замену Горбачик – и он продолжил. Но там вся команда играет грубо! В «Сморгони» 50% игроков – выходцы из Африки. Одни приходят, вторые уходят. Я говорю объективно как есть. Ведут они себя неподобающим образом.

– Расизма в стычке вы не видите?

– Конечно! Какой, блин, расизм! Валера же не призывал идти кого-то бить. Это перепалка двух игроков, что случается в каждой игре чемпионата. В любом матче игроки между собой выясняют отношения, не всегда в корректной форме. Но это же не было сделано на людях, никто этого не слышал и не видел, даже драки не было. Наш футболист уже наказан: его удалили во время игры, он будет наказан и в клубе. А сейчас пошло такое, что ужас. Говорят о дисквалификации на 15 игр! Не знаю, может, давайте его в тюрьму посадим? По мне там две стороны виноваты. Валерий – в том, что не сдержал эмоций. Но я его прекрасно понимаю, когда тебя бьют исподтишка, а потом ведут себя так нагло, – не каждый спортсмен может это выдержать. Валера – это очень уравновешенный футболист.

– Ну да, долгая карьера у него, много где поиграл.

– Он никогда себе такого не позволил бы в нормальной ситуации. Он сильно переживает. Считаю, минимум 50% – это судейский недосмотр. Когда случился этот эпизод, Валера был в окружении шести игроков соперника, которые оказывали на него давление – это тоже немаловажный фактор. Арбитр должен был позвать Горбачика и Интсоена, провести с ними воспитательную беседу. Если бы они продолжили плохо себя вести, то потом уже показать карточки. Получилось, что наказали только нашего игрока, а сейчас еще хотят над ним провести показательный суд.

Валерий Горбачик.

– Вы говорите, что Горбачик сильно переживает.

– Ну конечно! Он адекватный парень. За ним никогда этого не было. Довести спокойного человека до такой ситуации – это надо уметь. Он играл в разных командах с ребятами из Африки, никогда к нему не было вопросов. Если бы меня кто-то назвал бульбашом, то что, мне идти в рукопашную или подавать в суд? Для меня расизм – это призывы к действию. Кто-то из ничего раздувает скандал, кому-то это выгодно.

– Хотят снять очки у «Витебска»?

– Ну снимут – и что? Мы все равно выберемся, у нас команда с характером. Просто это все несправедливо! Первое наказание – красная карточка, второе – дисквалификация на несколько матчей, третье – штраф. И они еще хотят лишить клуб трех очков :)! А не много ли штрафов за эту провокацию? Это чистейшая провокация, мы можем посмотреть, сколько было фолов у соперника, а сколько у нас (по официальному протоколу 14 у «Сморгони» против 10 у «Витебска» – замечание автора).

– Вы долго играли в России. Отношение к чернокожим футболистам в Беларуси и России отличается?

– Да везде одинаково хорошо к ним относятся! В том же «Локомотиве» были темные парни, никогда не было ничего плохого. Я не беру ни Беларусь, ни Россию. Я еще вырос в той стране (имеется в виду СССР – замечание автора). И там было многонациональное государство, ко всем относились одинаково. Посмотрите, даже сколько украинцев продолжает играть в России. Беларусы – вообще самые спокойные люди. Не знаю кто и почему, но кто-то очень хочет создать на ровном месте такой конфликт. Если бы это было систематично, а тут единичный случай. Нельзя на Горбачика всех собак спускать – это несправедливо и неправильно. Надо очень серьезно разбираться в этой ситуации. Если было бы правильное поведение судьи, то все было бы иначе.

– Клуб будет пытаться оспорить ситуацию?

– Однозначно. Да, Валера вспылил – это все понятно, но парень и так достаточно наказан. Горбачик никого не ударил, не плюнул. Считаю, провести указательным пальцем около горла – это более чем. Судья не видел, но я указывал резервному. Арбитр знал, что обстановка накалялась, он потерял нити игры. Футболисту бьют по ногам, судья это видит, но потом забывает об этом. У соперника был единственный шанс при счете 0:2 – провоцировать.

Мастеровитый игрок не поедет в «Сморгонь». Там такое поле… Чтобы вы понимали, автобус команды больше, чем раздевалка в Сморгони. И это команда премьер-лиги (в Беларуси высшая лига – замечание автора). Говорю, как есть. Вы бы этим лучше занимались, а не шелухой. Парень виноват только в том, что его на долю секунды вывели.