7 мин.

БАСТА. Моя жизнь. Моя правда (автобиография Марко Ван Бастена). История 86

ВОТ ТАК, КЛЮЧИ К АЯКСУ

30 августа 2008 года я официально дебютировал в качестве главного тренера «Аякса» в матче с «Виллемом II». Не будет ошибкой сказать, что с момента моего первого разговора с представителями «Аякса» в декабре 2007 года это были «американские горки». После телефонного звонка в ноябре, месяц спустя я был на вилле исполнительного директора Маартена Фонтейна, в прекрасном месте на Кагерских озерах. Там же был и Джон Якке, председатель наблюдательного совета. Это была позитивная встреча, они были очень заинтересованы в сотрудничестве. Они однозначно были готовы предоставить мне всю необходимую свободу действий, чтобы я делал всё по-своему в «Аяксе», гораздо больше, чем обычно дают главному тренеру. Мы быстро решили все вопросы, и я подписал контракт на четыре года, но сначала должен был закончить работу со сборной на Евро-2008. И, естественно, Роб и Джон отправились со мной.

Однако весной вышел отчёт бывшего президента «Аякса» Коронеля, который подвёрг организацию клуба всевозможной критике. Технический директор ван Геел, исполнительный директор Фонтейн и председатель наблюдательного совета Якке были вынуждены уволиться в течение нескольких недель, что вызвало неизбежные волнения. Так мы внезапно остались одни: Ури Коронель, автор доклада, стал председателем наблюдательного совета, Йерун Слоп остался финансовым директором, а Анри Ван дер Аат был назначен и.о. генерального директора. Он явно не был футбольным человеком, но мы с головой окунулись в совместную работу. По моей просьбе Перри временно исполнял обязанности технического директора до тех пор, пока Коронель не согласится с нашим желанием назначить Данни Блинда техническим менеджером. Это наконец произошло в июне, но до тех пор мы были более или менее предоставлены сами себе, чтобы собрать достойный состав на новый сезон. Это было очень странно, потому что в это же время я готовил сборную Голландии к Евро.

29 марта я был на стадионе «Абе Ленстра» и наблюдал за матчем «Херенвен» - «Аякс». Это было чудо, что «Аякс» выиграл 4:2, потому что Миралем Сулеймани издевался над всей обороной амстердамцев. И только благодаря штанге, перекладине и голкиперу «Аякса» Мартену Стекеленбургу он забил всего один раз.

«Аякс» только что продал Райана Бабеля в «Ливерпуль» за 19 миллионов евро и Джона Хейтингу в мадридский «Атлетико» за девять миллионов. В феврале, когда я подписал контракт на четыре года - два года с опционом ещё на два года, - нам сказали, что у нас есть около 30 миллионов евро, которые мы можем потратить на новых игроков. Я чувствовал, что Сулеймани будет очень хорошей заменой Бабелю. Ему было всего 19 лет, но он обладал огромным потенциалом и в том же году был признан главным талантом Эредивизи. Все видели его перспективы. После того матча с «Херенвеном» я сказал Перри: «Мы должны его взять».

Сулеймани представляли сербские агенты, и его предыдущий агент настаивал на доле в трансферной стоимости. Это было сложно, председатель правления «Херенвена» стоял на своём, но в итоге сделка состоялась за 17 миллионов. Я хотел заполучить Сулеймани любой ценой.

Мы также приобрели нападающего Дарио Цвитанича и защитника Олегера. К сожалению, обязанности тренера сборной не позволили мне самому взглянуть на них. Позже мы также смогли подписать Исмаила Айссати из «ПСВ Эйндховен» практически за бесценок, и у нас появились такие сильные игроки, как Луис Суарес, Класс-Ян Хюнтелар, Ян Вертонген и Томас Вермален. С этими новыми приобретениями у меня были все предпосылки для создания хорошей команды.

Ещё одним сюрпризом для нас весной 2008 года стал план Кройфа. Он был прикреплен к «Аяксу» в качестве неоплачиваемого советника с осени 2007 года и пролил свет на клуб так, как мог только он. Его назначение было абсолютно абстрагировано от переговоров, которые «Аякс» вёл со мной. Однажды он пришёл ко мне с настоятельным советом уволить всех тренеров молодежного состава. Вся академия нуждалась в перетряске. Все должны были уйти, и я был единственным, кто мог это сделать.

Но я находился на контракте с голландской ФА, и ещё не был официально трудоустроен в «Аяксе». Я был рад поговорить об этом, но Йохан сказал: «Нет, давайте просто сделаем это. Все уйдут. Включая хороших молодежных тренеров, если потребуется. Потому что тогда мы не будем рисковать тем, что один или два плохих останутся на своем посту».

Это было в феврале, и Евро всё ещё маячило на горизонте. Джон, Роб и я были в самом разгаре подготовки к турниру. Логично готовиться к следующему сезону, но в данный момент мы были не теми людьми, чтобы увольнять всех тренеров молодежки. Это было слишком. Вы же не можете просто выставить их всех на улицу? Я даже не был с ними знаком на тот момент! И именно это я сказал Йохану. Так что никого не уволили.

Одной из вещей, которую я ввёл, как только появилась возможность, была оплата труда в зависимости от результатов работы. Как это сделал Берлускони в «Милане». Фиксированная зарплата и бонусы - это нормальное явление в футболе, но то, за что вы получаете бонус, отличается в разных клубах. В «Аяксе» было принято, что за каждое выигранное очко ты получаешь небольшую надбавку. Даже ничья дома с «Хераклесом» приносила бонус. Я считал это бессмыслицей. Только после чемпионства игроки могли получить бонус. Правда, существенный бонус, но исключительно в случае завоевания титула, не иначе.

Я также старался, чтобы игроки могли тренироваться в тишине и покое, вдали от посторонних глаз. Во многих странах это уже давно стало нормой, но в Голландии мы спокойно относились к открытым тренировкам и считали, что это не имеет никакого значения для тех немногих людей, которые иногда приходили посмотреть. Закрытые тренировки означали, что время от времени могут происходить события, которые не сразу попадут в газеты. На организацию ушло немало времени. Окончательно всё было решено только после моего отъезда, когда тренировки были перенесены в молодежный комплекс «De Toekomst». Так что в моё время мы по-прежнему тренировались на «Арене», рядом с баром болельщиков. Что, на мой взгляд, было далеко от идеала.

Помню, как мы играли во время предсезонки. Мы хотели смоделировать ситуацию и менталитет улицы. Мы провели старомодный командный отбор, когда можно было собрать свою собственную команду. Вурнон Анита начинал и выбрал вратаря Кеннета Вермера. Он проигнорировал Суареса, Хюнтелара и Вертонгена. Вторым его выбором стал другой друг. Я не мог этого понять. Если дружба - твой мотив, что было совершенно очевидно, то, на мой взгляд, ты не заботишься о победе. Если я чему-то и научился за время своей карьеры игрока, так это тому, что нужно создать атмосферу, в которой победа - единственное, что имеет значение. Вы не выбираете своих друзей. Вы выбираете лучших игроков, потому что хотите побеждать.

Продолжение следует…

✍️ Подписывайтесь на наш блог.

➕ Не скупитесь!

🗣️ Рекомендации и репосты категорически приветствуются!

👀 Мы в Telegram

👀 Мы в Дзен

👍 Подписка НЕ возбраняется и категорически одобряется! 🙏

🫡 ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ к нашей медиавселенной!

❗️ВСЕМ, кто хотел бы поучаствовать в народной интеллектуальной забаве «⚽️Своя игра - онл@йн🧠» на футбольную тематику, виллкоммен: сообщение в закрепунделе.