БАСТА. Моя жизнь. Моя правда (автобиография Марко Ван Бастена). История 84
Я до сих пор не могу забыть, как мы проиграли русским на Евро-2008…
РУССКИЕ И ЧЁРНЫЕ ПОВЯЗКИ
Сейчас, спустя почти двенадцать лет, я вспоминаю об этом и до сих пор удивляюсь. Насколько это отчаянно печально, когда ребёнок одного из ваших игроков рождается недоношенным, а затем умирает во время чемпионата Европы… И что такое печальное событие происходит в больнице, расположенной менее чем в пяти километрах от отеля игроков, за три дня до решающего матча на том самом чемпионате Европы, в угоду которого все работали два года…
Ещё более неприятным и болезненным было то, что за несколько дней до этого игроки, почти все из которых - молодые отцы, праздновали нашу неожиданную победу над действующими чемпионами и призёрами чемпионата мира с собственными детьми на руках, на глазах у восторженных голландских болельщиков. Это было неожиданностью для всех, учитывая негативную атмосферу, окружавшую голландскую команду. После викторий над Италией и Францией они один за другим проходили со своими маленькими детьми на плечах, на руках или за руку. Празднование на глазах у всего мира. Мы выиграли и третий матч, против Румынии, и также праздновали. Настроение в команде и среди болельщиков в Швейцарии после этих трёх матчей чемпионата Европы действительно не могло быть лучше. Оставалось только ждать, с кем мы встретимся в четвертьфинале.

Вечером в среду 18 июня я вместе с Джоном Ван ‘т Схипом смотрел матч Швеция - Россия, чтобы оценить нашего будущего соперника, когда в конце первого тайма мне позвонил Эдвин Ван дер Сар, мой капитан. Он звонил из больницы в Лозанне. Жена Халида Буларуза неожиданно родила девочку на три месяца раньше срока. Вскоре после этого ребенок умер.
На той неделе мы разрешили игрокам провести день с женами или подругами после успешного группового этапа. Большинство из них были в городе, в другом отеле. Эдвин сказал мне, что жена Халида была срочно доставлена в больницу тем же днём. Как только Халид узнал об этом, он поехал в больницу, чтобы быть рядом с женой, но в итоге их дочь, к сожалению, не выжила. Эдвин настоятельно рекомендовал мне сразу же отправиться в больницу, чтобы выразить свои соболезнования.
Это был сложный момент. Ты несёшь главную ответственность за национальную команду и находишься на крупном турнире. Ты напряженно работаешь и сосредоточен на этом, но в то же время разворачивается человеческая драма, которая затрагивает одного из твоих игроков. Так что да, у меня был момент сомнения. Я могу честно сказать. Не существует никаких руководств для такого рода вещей. Я прыгнул в такси и поехал в больницу, чтобы выразить свою поддержку, пожелать Халиду и его жене здоровья и просто побыть с ними. Как национальный тренер, и как человек. В больнице я обнаружил и ряд других игроков, чего я никак не ожидал. Эдвин Ван дер Сар, Робин Ван Перси, Руд Ван Нистелрой и Найджел де Йонг были с семьёй Буларуз. У них были хорошие личные отношения с Халидом.
Позже мне задавали всевозможные вопросы по этому поводу. Должны ли вы были разрешить игрокам поехать в больницу? Можно ли было подвергать некоторых членов команды такому большому горю перед матчем?
Ответ очень прост: НЕ ЗНАЮ. Я не знал тогда и не знаю сейчас, много лет спустя. В конце 2008 года газета NRC Handelsblad выпустила подробный отчёт обо всем случившемся, в котором поднимались эти вопросы. Должен ли я был запретить игрокам ехать? В то время когда они хотели поддержать Халида. Должен ли я был встать у них на пути?
В то время я не придавал этому значения. Я тоже пытался поддержать Халида, но примерно через час пребывания в больнице я почувствовал, что должен постепенно переключать внимание. Что мне следует, помимо участия в драме, переключиться на свою основную работу в Швейцарии: подготовку голландской команды к четвертьфиналу чемпионата Европы. Когда я покинул больницу, стало ясно, что нашими соперниками будет Россия, через три дня в Базеле.
На следующий день Халид обратился к команде, предварительно спросив моего разрешения. Он сказал, что ему нужно пережить потерю, и он это сделает. Халид подчеркнул, что он может готовиться к предстоящему матчу в обычном режиме, а также что все должны вести себя как обычно, что включает в себя и смех.
После тренировки я побеседовал с ним с глазу на глаз. Я спросил, не предпочёл бы он остаться дома с женой, чтобы они могли вместе пережить горе. Он ответил, что очень хочет остаться и уже обсудил это со своей женой. Она тоже хочет, чтобы он был с командой. Я посчитал, что он привёл веские доводы, и тогда, согласившись с Джоном, решил, что он может остаться в команде и должен принять участие в подготовке к матчу с Россией, чтобы выйти в стартовом составе на позиции правого защитника.
В пятницу днём, к нашему ужасу, Арьен Роббен внезапно начал хромать во время тренировки. Он получил травму. Мы были очень осторожны с ним все эти недели. Он не играл против Италии, вышел на последние четверть часа против Франции и без происшествий отыграл час против Румынии. Поэтому мы рассчитывали, что он сможет сыграть большую часть матча против России - он был одним из наших лучших игроков и мог сыграть решающую роль, но утром в день матча нам пришлось навсегда отказаться от этой идеи. Его пах также не прошёл поздний тест в субботу утром.
Робин Ван Перси также восстанавливался после травмы. Он тоже вышел на замену против Франции, отыграл весь матч против Румынии и даже забил гол, сделав счет 2:0 на 87-й минуте, но ему по-прежнему не хватало ритма на ещё один матч.
Так что мне предстояло решить дилемму. Печально признавать, но за четыре года работы тренером сборной у меня редко выходил на поле квартет тех, кого позже стали называть «большой четверкой»: Роббен, Снейдер, Ван дер Варт и Ван Перси. Один из них всегда был травмирован. Или больше, чем один. Как сейчас.

Теперь, когда Роббен выбыл, я вместе с Джоном занялся насущным вопросом: нашим соперником, анализом и составом. Игроки очень хорошо помнили о том, что случилось с Халидом в то время. Они много говорили об этом, хотя мы не рассматривали возможность группового обсуждения. Мы предоставили возможность каждому разбираться с этим по-своему. Группу волновал вопрос о том, стоит ли проводить минуту молчания. Игроки были «за», а вот голландская федерация футбола - нет. В итоге было решено надеть черные повязки. Думаю, большинство игроков были довольны этим. Халид, тоже.
Влияние тренера часто переоценивают. Это стало до боли ясно в четвертьфинале, в субботу вечером в Базеле. Было несколько вещей, которые не пошли нам на пользу. У нас были трудности с построением игры сзади. И Буларуз, увы, сыграл в этом важную роль.
Перекрывая нашу игру, Россия добилась того, что наши сильные полузащитники и нападающие получали мало мячей. И, следовательно, смогли создать крайне мало опасных моментов. Российский подход сработал хорошо. В качестве меры предосторожности я заменил Буларуза на Джона Хейтингу после того, как Халид получил желтую карточку.
Мы пытались сдержать лучшего игрока России Андрея Аршавина, сначала усилиями Буларуза, а затем и Хейтинги. Но это не сработало. Аршавин провел лучший матч в своей жизни и был постоянной угрозой. Он ловко использовал себя между линиями. Это было трудно для наших защитников. Они не могли за ним угнаться. Должны ли мы продолжать прикрывать его или оставаться на позиции? Это был сложный выбор. У нас были большие проблемы с Аршавиным на протяжении всего матча.

Отсутствие нашего собственного Аршавина, Арьена Роббена, также оказало большое влияние на ход матча. Нам не хватало такого непредсказуемого дриблёра мяча, который мог в одиночку сделать разницу.
На 56-й минуте мы пропустили. Поскольку это был матч на выбывание, мы должны были применить более атакующий подход, в то время как наша игра на опережение шла весьма плохо. Поэтому мы произвели атакующую замену: Ибрагима Афеллая на Орландо Энгелара. И в итоге, перед самым финальным свистком, мы сделали счет 1:1. Снова Руд Ван Нистелрой. Нам удалось ухватиться за спасательный круг компенсированного времени. Но проблема была в том, что я уже сделал три замены. Я также выпустил Ван Перси вместо Кёйта, сразу после перерыва. Я бы предпочел этого не делать, но я хотел сделать нас более атакующей силой во втором тайме.
Я считаю, что эти необходимые ранние замены, стремление сравнять счёт и напряжение, возможно, усугубленное ситуацией с Буларузом, в конечном итоге дали о себе знать. Потому что в дополнительное время у Рафаэля и Руда начались судороги. Это было видно на поле. В эти дополнительные 30 минут, со свежим Рудом и свежим Рафаэлем, мы бы выиграли. Я в этом уверен.
Но самый странный момент произошел в конце основного времени. Уэсли Снейдер получил удар ногой от российского игрока, Дениса Колодина, у линии штрафной российской сборной. На тот момент счёт был 1:1. Он справедливо получил жёлтую карточку. Но Колодин уже был на жёлтой карточке. Это была его вторая жёлтая, а значит, красная. Он должен был покинуть поле. Тогда бы мы перешли в дополнительное время с 11 игроками против 10, что было бы большим преимуществом.
Но затем произошло нечто очень странное. Возникла огромная суматоха. А судья, опытный словак Любош Михель, пробормотал что-то об офсайде и вдруг отменил предупреждение. Ни с того, ни с сего.
Я был озадачен. Я ненадолго задумался, не уйти ли нам с поля в знак протеста. Я подумал: как такое возможно? Это просто не по правилам.
Потому что если ты кого-то ударил, это не имеет никакого отношения к футболу. Это просто жёлтая. Офсайд или нет. Это не имеет значения. Потому что это против правил. Это совершенно ясно. И это был неприятный удар. Снейдер был отправлен кувырком на газон. Так что офсайд здесь ни при чём. Это было физическое насилие. И поэтому вторая жёлтая. Этот момент не давал мне покоя больше всего.
УЕФА объяснил, что жёлтая карточка была отменена, потому что мяч уже пересёк линию, когда Снейдер получил удар. Но фотографии показывают, что всё было не так. Не имеет значения, где находится мяч. Правила ясны: неспортивный удар - это жёлтая карточка. Глава судейского комитета УЕФА позже сказал, что это была большая ошибка. Но в тот момент мне от этого было мало толку.
Продолжение следует…

✍️ Подписывайтесь на наш блог.
➕ Не скупитесь!
🗣️ Рекомендации и репосты категорически приветствуются!
👀 Мы в Telegram
👀 Мы в Дзен
👍 Подписка НЕ возбраняется и категорически одобряется! 🙏
🫡 ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ к нашей медиавселенной!
❗️ВСЕМ, кто хотел бы поучаствовать в народной интеллектуальной забаве «⚽️Своя игра - онл@йн🧠» на футбольную тематику, виллкоммен: сообщение в закрепунделе.