«Ливерпуль», «Эвертон» и борьба за сохранение чувства общности
Почти сразу после того, как уходят последние посетители «Энфилда», появляются новые.
На Танкред-роуд, в четырех кварталах от знаменитого футбольного стадиона округа и домашней арены футбольного клуба «Ливерпуль», на прошлой неделе в четверг в трех арендуемых объектах сменились жители. Болельщики «Ливерпуля», приехавшие из других уголков мира, чтобы посмотреть на победу своей команды в Лиге чемпионов над «Атлетико Мадрид» (3:2). Вскоре после этого их заменили те, кто приехал в город на субботнее мерсисайдское дерби Премьер-лиги против «Эвертона». Неподалеку отдельные группы проживали в доме с четырьмя спальнями со вторника по воскресенье, принимая участие в обоих мероприятиях.
Тем не менее, это лишь краткий обзор того, как местное сообщество «Энфилда» становится все более динамичным в эпоху Airbnb. Трудно сказать, сколько домов сдается подобным образом, поскольку Airbnb, как известно, тщательно хранит свои данные и не ответил на наш запрос о предоставлении информации о своих клиентах.
Но поиск на его веб-сайте вариантов аренды жилья в этом районе дает приблизительное представление. Поищите жилье неподалеку от «Энфилда», например, в середине февраля (когда в настоящее время не запланировано ни одной игры, и, следовательно, доступность должна быть на высоте), и вам будет предложен 31 вариант на перекрестке улиц к северо-западу от стадиона, граничащих с Энфилд-роуд, Уолтон-Брек-роуд и Слиперс Холм. Рядом со стадионом доступно еще много десятков объектов, многие из которых напрямую ссылаются на стадион в своих объявлениях на Airbnb.
В этом нет и намека на какие-либо правонарушения. Действительно, для некоторых такой всплеск на рынке краткосрочной аренды жилья является доказательством процветания экономики концертов. На первый взгляд, районы Энфилда — традиционного рабочего района, в котором по счастливой случайности находится всемирно известное футбольное поле, — никогда еще не выглядели так нарядно, а большинство объектов недвижимости, расположенных ближе всего к стадиону, теперь являются, как сказали бы агенты по недвижимости, «аккуратно обустроенными». Определенность способствовала инвестициям, и некоторые жители отреагировали на бум футбольного туризма, сдав комнаты в аренду, а дополнительные деньги помогли оплатить ремонт жилья и ипотеку.
Однако есть и непредвиденные последствия, которые не столь позитивны, поскольку в настоящее время существует множество объектов недвижимости, в которых никто постоянно не проживает, поскольку они были скуплены группами или отдельными лицами, практически не связанными с этим районом.

Таунхаус с 10 спальнями на Энфилд-роуд стоит £938 ($1126 долларов) за тихий февральский вечер понедельника, так что вы можете себе представить, о каких суммах идет речь в более оживленное время. Между тем, на улице на противоположной стороне площадки на Airbnb выставлены восемь из 32 домов, что составляет 25% жилого фонда.
Это привело к тому, что некоторые жители не знают, кто их соседи, и каждую неделю с нетерпением ждут, кто же появится. Районы, которые когда-то были связаны тесными отношениями, даже в трудные времена, теперь кажутся временными и преображенными. И не все это приветствовали.
Не так давно над лабиринтом узких улочек, окружающих «Энфилд», витал запах отчаяния.
Сначала они страдали из-за более масштабных экономических проблем города, затем эти проблемы усугубились неопределенностью, которая окружала будущее футбольного клуба «Ливерпуль» в этом районе.
Клуб подумывал о переезде на новое место неподалеку от Стэнли-парка, но в итоге остался на месте, хотя процесс был далеко не гладким. Жители обвинили как клуб, так и городской совет в том, что они ухудшают условия в этом районе, покупая недвижимость — либо напрямую, либо через третьих лиц, либо с помощью принудительных заказов на покупку — и позволяя им оставаться незанятыми.
В итоге это позволило «Ливерпулю» расширить «Энфилд» за счет строительства новой главной трибуны. Одна из дорог, Лотэр-роуд, была в конечном итоге снесена, а еще один ряд домов на близлежащей Алрой-роуд также исчез. Через восемь лет после завершения строительства новой главной трибуны в 2016 году трибуна «Энфилд Роуд» также была реконструирована, в результате чего вместимость стадиона увеличилась с 45 262 до 61 276 зрителей.
Чем больше мест, тем больше денег, особенно за счет новых зон корпоративного гостеприимства на перестроенных трибунах, а рекордные доходы «Ливерпуля» помогают объяснить, почему с 2019 года он выиграл два чемпионских титула и Лигу чемпионов. Даже в нерабочие дни болельщики прилетают со всего мира, чтобы «познакомиться» с «Энфилдом», чему способствуют партнерские отношения с туристическими компаниями, такими как Expedia.
Все это оказало глубокое влияние на развитие района Энфилд. Согласно переписи населения 2021 года, в округе проживает 14 730 человек, но в настоящее время в четыре раза больше людей приезжает на матчи примерно 30 раз в сезон, а также в течение лета, после того как ФК «Ливерпуль» получил разрешение на проведение концертов, что еще больше пополнило казну клуба.
Из-за реконструкции возникли некоторые сложные логистические проблемы — дорога, которая была закрыта во время строительных работ на стадионе «Энфилд», до сих пор не открыта, хотя и клуб, и городской совет настаивают, что они все еще работают над решением, — но потенциально более важным является влияние на чувство общности в Энфилде.

Иан Бирн, член парламента от лейбористской партии от «Вест Дерби» и обладатель сезонного абонемента «Ливерпуля», прожил в Энфилде большую часть четырех десятилетий.
Пару лет назад была продана недвижимость через дорогу от его дома. Он до сих пор не познакомился с новым владельцем, потому что они так и не переехали. Вместо этого дом был выставлен на Airbnb вместе с семью другими объектами краткосрочной аренды на той же улице.
Он считает, что инвесторы начали осознавать потенциал этого района в 2018 году, когда была подана заявка на превращение «Энфилда» в музыкальную площадку, что означало, что он будет открыт большую часть года, что потенциально увеличит прибыль. Это совпало с улучшением выступлений «Ливерпуля» на поле, что привело к росту интереса к самому клубу.
Бирн говорит, что в течение недели дома, указанные на Airbnb, обычно пустуют, но по выходным они почти всегда полны, «когда в них устраиваются вечеринки». Иногда это приводит к увеличению шума и антиобщественного поведения. В нескольких случаях вызывалась полиция. Это означает, что «каждый раз, когда дом выставляется на продажу, вы думаете: «О нет, только не это»».
В недавнем отчете об экономическом влиянии Airbnb отмечается, что модель совместного использования жилья компании помогает увеличить расходы посетителей в местных сообществах, а также поддерживает рабочие места во многих отраслях и создает налоговые поступления.
Однако, по мнению Бирна, самым тревожным элементом относительно нового явления является его более глубокое влияние на сплоченность сообщества и характер района.
«Общество кажется переменчивым, сейчас времена раздробленности, и многие сообщества чувствуют, что на них нападают, — говорит Бирн. — Когда вы испытываете трудности, наличие знакомых соседей обнадеживает, потому что это позволяет вам чувствовать себя немного спокойнее и защищеннее. Приятно иметь возможность заглянуть к соседям и поболтать. Потенциальные потери от этого неисчислимы. Нам нужны более сильные сообщества, а не более слабые. Нам нужно больше доступного жилья, а не видеть, как оно продается безликим людям».

Бирн считает, что складывающаяся ситуация является симптомом того, что происходило в Энфилде с тех пор, как он впервые приехал сюда, когда экономика района зависела от того, что происходит на стадионе. Сначала пабы, магазины чипсов и букмекерские конторы определяли часы работы в основном во время матчей «Ливерпуля». «Теперь эта культура распространяется и на жилье», — говорит Бирн.
Существует глубокое чувство беспомощности по поводу того, что можно сделать, чтобы остановить очередной «айсберг», потому что простых решений не существует. Все было бы по-другому, если бы речь шла об отелях, но в настоящее время отсутствие регулирования означает, что любой желающий может забронировать жилье с помощью Airbnb. Когда мы обратились по этому поводу к городскому совету Ливерпуля, власти признали проблему «вызывающей беспокойство», предположив, что любое имущество, используемое для этой цели, может быть использовано домохозяйством на единицу меньше, что затем оказывает влияние на рынок жилья и арендную плату.
Распространение Airbnb в Энфилде, а также в других районах города, также снижает эффект от туристического сбора, за который проголосовали отели и который был введен в июне. Это означает, что любой человек, проживающий в гостиничном номере в Ливерпуле, должен заплатить дополнительно £2, причем эти деньги, по словам генерального директора компании Билла Эдди, используются Liverpool Accommodation Business Improvement District (ABID), по сути, для рекламы города, создания круговой поруки и «устойчивой экономики посетителей».
Бирн считает, что успех и рост футбольного клуба «Ливерпуль» со временем были достигнуты за счет местных жителей. Он задается вопросом, могут ли жители отреагировать так же, как в Барселоне, где недовольство местных жителей распространением недвижимости Airbnb сыграло свою роль в том, что испанское правительство в мае сообщило компании, что оно должно удалить 65 000 объявлений о недвижимости в стране за нарушение правил.
Примерно в полутора километров отсюда район, окружающий «Гудисон Парк», сталкивается с проблемами другого рода.
В Уолтоне, пригороде, где расположен бывший стадион «Эвертона», Airbnb представлен не так широко. Не столь заметен он и в районе доков, где на берегу Мерси сверкает новый стадион «Хилл Дикинсон», построенный «Эвертоном».
В конечном счете, «Эвертон» мог остаться только в Уолтоне, где «Гудисон» был окружен с трех сторон домами того же типа, что и «Энфилд». Но для того, чтобы клуб расширился до размеров своей новой арены вместимостью 53 000 человек — на 13 000 больше, чем на «Гудисоне», и с гораздо большим количеством гостиничных номеров, — им потребовалась бы такая же агрессивная политика расширения на прилегающих улицах, какую «Ливерпуль» проводил на «Энфилде».
Что еще почитать: Колонка Алексиса Мак Аллистера: Прекрасное страдание
Гудисон-роуд, Булленс-роуд (которая граничит с начальной школой) и Гвладис-стрит, вероятно, постигла бы та же участь, что и Лотэр-роуд, и они были бы стерты с лица земли. Переезд на три километра западнее этим летом, в конечном счете, имел как практический, так и финансовый смысл.
Уолтон — еще один неблагополучный район, который сталкивается со многими экономическими и социальными проблемами Энфилда. Его главная магистраль, Каунти-роуд, долгое время казалась более оживленной, чем аналогичная улица Энфилда, Уолтон-Брек-роуд, которая проходит мимо трибуны «Большой Коп», главным образом потому, что она используется в качестве альтернативного маршрута для автомобилистов, направляющихся на север от центра Ливерпуля. Но и те, и другие нуждались в источниках жизненной силы, поставляемых местными футбольными клубами, поскольку многие предприятия закрывались только в день матча.
«Эвертон» не покинул этот район полностью. Бесплатная школа клуба по-прежнему находится на Спеллоу-лейн, а благотворительный фонд «Эвертон в сообществе» по-прежнему работает на «Гудисон Парк», который используется женской командой клуба для проведения восьми из 11 домашних матчей в этом сезоне. На данный момент их две игры в женской Суперлиге собрали 6473 и 4313 зрителей.
Это более чем приличная посещаемость WSL, но она значительно ниже 39 000 человек, которые регулярно посещают мужские матчи на «Гудисоне», и Дэйв Бонд, владелец лицензии расположенного неподалеку паба «Уинслоу Отель», слишком хорошо это знает.
«Уинслоу» обычно продавал 3000 пинт пива в дни мужских матчей «Эвертона», причем около 90% продаж приходилось на часы перед началом матча. Теперь Бонд признается, что ему, возможно, придется закрыться в ближайшие пару месяцев, если количество посетителей останется таким же низким, как сейчас.
Бонд знал, что это будет непросто, и постарался опередить проблему, организовав 90-местный автобус для перевозки «Эвертона» в их новый дом, расположенный в трех километрах от отеля, на каждую игру. Он также обеспечивал живую музыку в «Уинслоу», чтобы привлечь болельщиков после матчей, но в настоящее время работает в убыток.
На каждую домашнюю игру «Эвертона» в этом сезоне автобус заполняется только на треть, и он уже подумывает о сокращении штата. «На данный момент все в напряжении, — признает Бонд. — Я буду возить автобусы так долго, как смогу. Я не думал, что все будет так плохо».

В отличие от других популярных мест «Эвертона», таких как «Брик» и «Блэк Хорс», «Уинслоу» находится не на Каунти-роуд, и это создает дополнительную нагрузку, потому что он как никогда скрыт от глаз, спрятан в тени главной трибуны старого стадиона на Гудисон-роуд.
Если он уйдет и не вернется, «Эвертон» потеряет частичку истории, потому что паб связан с клубом не только географически. Величайший бомбардир «Эвертона» Дикси Дин часто выпивал там в то время, когда лицензиатом был Джек Бортвик, бывший защитник «Эвертона». В то время как Норман Гринхалг, завоевавший титул чемпиона в составе «Эвертона» в 1939 году, стал арендодателем в 1950-х годах, отец игрока «Эвертона» Нила Робинсона, выросшего на Спеллоу-лейн, работал главным барменом.
Позже Джо Ройл провозгласил тост за свое назначение на пост главного тренера «Эвертона» в 1994 году, одержав победу над «Ливерпулем» со счетом 2:0 в своей первой игре, а также за пинту пива в заведении, которое вскоре стало домом официального клуба болельщиков «Эвертона». В начале 2000-х годов, в трудный период, центральный нападающий «Эвертона» Кевин Кэмпбелл позвонил, чтобы обсудить с игроками форму команды.
Что еще почитать: Кумовство в «Ливерпуле»
Даже когда «Гудисон парк» работал в полную силу, управление «Уинслоу Отель» было сопряжено со значительными трудностями, о чем свидетельствует тот факт, что в 2012 году его предыдущий владелец закрыл двери на 18 месяцев из-за финансовых трудностей. Бонд, ирландец-эвертонианец, отчаянно пытается избежать такого же исхода, но это произойдет только в том случае, если люди вернутся после того, как привыкнут к новым привычкам.
«Эвертон» хочет помочь в восстановлении Уоксхолла — в значительной степени обветшалого района Докленд в городе, где расположен их новый стадион, — но, учитывая, что рядом с стадионом всего несколько питейных заведений, пабы в деловом районе Ливерпуля больше всего выиграли от переезда. Район, который когда-то был тихим по выходным, оживился благодаря клубу, который теперь находится всего в нескольких минутах ходьбы от отеля.
Впечатление о Ливерпуле как о городе все больше складывается благодаря его процветающему центру, и все меньше внимания уделяется тому, что происходит в таких районах, как Энфилд или Уолтон. В субботу бывший правый защитник «Эвертона» Тони Хибберт выпил после матча пинту пива в «Уинслоу», и в пабе было многолюдно, но Бонд этого и ожидал.

В старые добрые времена самым прибыльным матчем сезона было мерсисайдское дерби на «Гудисон Парк». В этом пабе «Эвертона» самой загруженной субботой сезона, вероятно, будет матч на «Энфилде».
Изменения в Энфилде и Уолтоне не просто ощущаются, но и испытываются на практике.
Недавно правительство Соединенного Королевства выделило средства на оказание услуг населению. Энфилд и Уолтон уже сейчас являются одними из самых неблагополучных районов в стране, и разумно задаться вопросом, что ждет в будущем тех, кто остается и просто пытается выжить.
В конечном счете, ситуацию трудно переломить. «Ливерпуль» — коммерческий гигант, который продолжает расти, даже если «Энфилд», вероятно, находится на пределе своих возможностей. «Эвертон» немного отстает, но надеется сократить отставание благодаря своему новому дому в доках. Их объединенная притягательная сила, несомненно, помогла создать бренд Ливерпуля как города и обеспечить такой коммерческий рост, который способствует созданию рабочих мест, процветанию и, в теории, возрождению.
Но и здесь есть напряженность. В то время как клубы должны заботиться о себе во все более жестоком экономическом мире, они также чувствуют себя в долгу перед сообществами, неотъемлемой частью которых они являются. У них есть свои особенности, которые, по мнению большинства, заслуживают защиты. Футбольный клуб «Ливерпуль», который в 2019 году безуспешно пытался создать торговую марку под названием «Ливерпуль», безусловно, знает ценность того, что его ассоциируют со своим родным городом.
Возможно, в конечном счете не бывает идеального решения, когда такое учреждение, как «Ливерпуль» или, на самом деле, «Эвертон», достигает точки, когда ему необходимо расширяться за пределы своих границ, чтобы конкурировать с рыночными силами.
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Фотографии обложки: Getty Images; дизайн: Дэн Голдфарб
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!