Трибуна
4 мин.

Я дебютировал за сборную России перед домашним ЧМ. На матч с «Динамо» (помните?) вызвал Черчесов

Рассказ Евгения Чернова.

Мое первое футбольное воспоминание – чемпионат мира-2002. Не из-за матчей, а из-за бутылок «Пепси» с зашифрованными игроками. Мы никогда не знали, кто попадется, и коллекционировали футболистов. Однажды друг хвастался крышечкой с Эммануэлем Пети, а я даже не предполагал, кто это.

Осознанно начал болеть за сборную в 2008 году, когда мне было 15. В то время разница между часовыми поясами Томска и Москвы была три часа: смотрели матчи почти ночью. Наше поколение росло на футбольных полях и детских площадках, поэтому мы предвкушали: делились ожиданиями, спорили, обсуждали моменты – время живого общения.

На Евро-2008 сразу вспоминаю Игоря Акинфеева из-за уверенности и осознанной игры. В хорошем смысле сумасшедший вратарь – всегда мечтал ему забить и очень рад, что получилось.

Если вспоминать любимых игроков сборной – это Андрей Аршавин за ум, утонченность и технику. И Александр Кержаков. Нравились его напористость, посыл «Бил, бью и буду бить» и настырность – таким и должен быть футбол, чтобы забить больше соперника.

Кстати, однажды меня вызвали в сборную России U-19 на турнир в Португалию – и там я сыграл против Хесе и Дани Карвахаля. Вы удивитесь, но при громадном уважении к сборной и тренерам, даже не помню, кто нас тренировал. Это вспышка: ты максимально сконцентрирован и не успеваешь о чем-либо думать – со мной такое впервые в жизни. Желание быть там затмило все вокруг.

А еще я ни разу не был на матче сборной в качестве болельщика – она никогда не приезжала в Сибирь. Оказался на стадионе, когда меня вызвали в сборную в 2017-м: тренировался, но в заявку не попадал, из-за чего оставался на трибуне. Хочу это исправить – и сгонять на игру!

В сборную меня пригласили из «Тосно». Тот сезон – один из праймовых: я закрепился в лиге с сильными легионерами, идеально начал сезон с хорошими и точными подачами, а Евгений Марков и Антон Заболотный боролись за все мячи. У меня была одна из лучших статистик, поэтому ждал попадания в расширенный список.

Тогда РФС не нашел статусного соперника для товарищеского матча, поэтому сборная договорилась с «Динамо», а Черчесов планировал посмотреть на ближайший резерв вместо основы, уставшей на Кубке Конфедераций и в еврокубках.

Поездка в сборную – приятное приключение, открывающее много возможностей. Например, полеты в другие страны на товарищеские игры или матчи отбора. Но мы собирались в Новогорске: приезжаешь, тебя встречают с камерами, администратор заселяет в номер, идешь за формой, получаешь расписание и готовишься к тренировке.

Даже пообщались со Станиславом Черчесовым тет-а-тет – это интересный опыт. Администратор попросил зайти к главному тренеру. Я очень волновался, словно попал к директору школы. Не готов делиться подробностями, но Саламыч задал такой неожиданный вопрос, что я не имел права ошибиться с ответом. Это был хороший разговор. 

Самое неприятное – как за два дня до игры после отработки ударов щелкнуло колено. Сняли с тренировки – и я очень боялся за подвисший дебют. Спасибо докторам, что тренировался уже на следующий день.

Перед «Динамо» мы послушали установку, нас просили быть уверенными и спокойными. Хотя когда играет гимн сборной сложно оставаться спокойным – неописуемые впечатления. Думаю, болельщики испытывают схожий мандраж, но когда ты внутри, когда участвуешь, ощущения гораздо глобальнее. 

Интересный момент: я – томский воспитанник, а Константин Рауш родился в Томской области, поэтому один томич заменил другого. Отбил пятюню перед выходом на 72-й и пошел бороздить бровку. У меня был отличный момент: ударил в противоход Антону Шунину, но попал в защитника – тренеры похвалили. 

Я грезил домашним чемпионатом мира. Зимой 2018-го даже отказался вернуться из аренды в «Зенит» – хотел играть в старте и быть на виду у Черчесова. Когда в мае опубликовали расширенный список, уже понимал, что не попаду в сборную. Но тогда я готовился к рождению дочери – это важнее. И она родилась почти сразу после вылета от Хорватии: мне нравится думать, что она слышала, как я хочу пройти путь со сборной на чемпионате мира, и подгадала рождение, будто я туда попал.

Чуть позже я все же вернулся на полгода в «Зенит», а уже из «Ростова» в 2019-м снова позвали на летний сбор. Черчесов сказал: «Ты первый парень на деревне? Почему в командах ниже играешь лучше, чем в топах? Нужно стремиться быть лучшим».

Помню, как многие относились к сборной России перед домашним чемпионатом мира, но от команды и диалогов с Черчесовым остались нормальные впечатления. Все равно зрители видят иначе и не знают многих нюансов, поэтому анализируют вершину айсберга без понимания тренировочного процесса и отношений в штабе. 

Я счастлив, что участвовал в подготовке сборной к ЧМ и ЧЕ. Но это исключительно успех тех, кто был на самом турнире.

Телеграм Евгения Чернова

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский, Антон Денисов; Gettyimages/Clive Rose