Ронни Стам – экс-защитник клуба АПЛ, ставший международным контрабандистом. Криминальная история
Ронни Стам провел больше года за внушительными стенами тюрьмы Мидделбурга (Нидерланды), известной как Морская земля из-за ее близости к Северному морю.
До здания суда в Бреде более часа езды, и, прямо скажем, Ронни Стам не хотел там находиться. «Эти поездки в фургоне из тюрьмы в суд - сущий ад», - пожаловался он судье во время своего визита в суд четыре месяца назад. По его словам, это был последний раз, когда он собирался посетить суд.
Таким образом, приговор был вынесен во вторник, и Стам не присутствовал на скамье подсудимых, бывший футболист клуба АПЛ остался в своей тюремной камере, где ему был вынесен семилетний срок за участие в международной операции по контрабанде наркотиков. В Нидерландах обвиняемые иногда могут выбирать, явятся ли они в суд.
Стам, бывший чемпион Нидерландов, чья игровая карьера включала три года в Англии за «Уиган Атлетик», был обвинен в участии в преступной организации по подготовке контрабанды более двух тонн (2217 килограммов) кокаина, стоимость которого на черном рынке составила 56,4 млн евро.
Судья оправдал его по двум более крупным обвинениям, в итоге Стама приговорили за торговлю 724 килограммами кокаина. По словам обвинения, он был «не только известным футболистом, но и известным игроком в мире наркотиков» и был виновен в:
• Импорт 20 кг кокаина в Нидерланды
• Сговор с целью вывоза 700 кг кокаина из Чили
• Отмывание денег на сумму 2,6 млн евро
• Планирование экспорта 4 кг кокаина из Бразилии и 5 кг МДМА (экстази) из Парижа
• Хранение 18 литров закиси азота (также известной как веселящий газ), обнаруженных во время полицейского рейда в его доме в Эйндховене.
Что завлекло бывшего футболиста с 14-летней игровой карьерой в Нидерландах, Англии и Бельгии в мир серьезных преступлений?
По мнению голландской прокуратуры, в данном случае, возможно, имеет место смесь отчаяния и жадности, а также потребность в уважении в криминальном кругу.
На одном из предыдущих слушаний обвинение назвало Стама одним из «больших игроков» голландского преступного мира и попросило судью назначить ему наказание в виде 13 лет лишения свободы. «Нелепое требование», - ответил Стам. «Это потому, что я хорошо играл в футбол?»
Стам играл в «Уигане» под руководством Роберто Мартинеса во время величайшего сезона в истории клуба, когда они обыграли «Манчестер Сити» в финале Кубка Англии 2013 года.
Он пропустил финал, сломав ногу в предыдущем матче «Уигана», и в то время многие сочувствовали человеку, который помог «Твенте» Стива Макларена выиграть титул чемпиона Эредивизи сезона 2009/10.

Однако после его ареста 10 июня прошлого года сформировался портрет человека, жизнь которого была сложной по нескольким причинам.
Как сообщили суду, у Стама были проблемы с азартными играми, он пристрастился к закиси азота, а также имел много долгов и оказался в опасности из-за того, что задолжал деньги бандитам.
Стам утверждал, что бандиты выслеживали его даже после того, как он уехал из родного города в Эйндховен, расположенный в 64 километрах от него. Они обстреляли его дом и появились на матче молодёжной команды «ПСВ», где играл его сын.
Прошло девять лет с момента его последнего профессионального матча, но Стам все еще был в приличной форме, когда его доставили из тюремной камеры в суд в этом году.
Стам отыграл 73 матча за «Уиган», после чего перешёл в бельгийский клуб «Стандард Льеж», а затем вернулся в Нидерланды и присоединился к «НАК Бреда», клубу, где он начинал свою карьеру игрока.
Он также был вызван в сборную Нидерландов на товарищеский матч против Украины в 2010 году, всего через несколько недель после того, как голландская сборная в составе Робина ван Перси, Арьена Роббена, Уэсли Снейдера и компании сыграла с Испанией в финале чемпионата мира 2010 года. Стам был вынужден отказаться от участия в матче из-за травмы, и больше приглашений в сборную не поступало.
Тогда у него были светлые, волнистые и достаточно длинные волосы, но сейчас осталось только небольшое количество седеющих волос. Сидя на скамье подсудимых в джинсах и кроссовках, он внимательно слушал, как излагалось обвинение, и заполнял несколько страниц блокнота формата А4 своими заметками.
Когда пришла очередь Стама выступать в суде, он рассказал о том, что его дети не могут спать, так как они очень расстроены перспективой того, что их отец долгое время проведет в тюрьме.
Его спросили, почему он не помнит некоторые детали, связанные с обвинениями в хранении наркотиков? «Некоторые события произошли шесть лет назад», — объяснил он. «Я много раз дышал закисью азота и не всё помню точно. Не хочу сказать что-то не то».
Поначалу Стам старался говорить как можно меньше, объясняя это необходимостью собственной безопасности и безопасности своих детей. В дальнейшем Ронни изменился и его адвокату, Мишелю ван Стратуму, приходилось вмешиваться, чтобы он не говорил лишнего.
Так или иначе, Стам начал говорить только после заверений в том, что запись не будет сделана и не попадет в интернет.
Убедившись, что этого не произойдёт, Стам признался, что действительно участвовал в заговоре с целью контрабанды 20 кг кокаина из Бразилии во Франкфурт-на-Майне. По словам Стама, его гонорар составил «сумму, равную одному килограмму кокаина». Но, по его словам, это было его единственное участие в таких мероприятиях.
«Я не являюсь крупным игроком в мире наркотиков», - сказал Стам. «Было глупо идти на поводу у этих парней. Но я не имел никакого отношения к тем большим партиям кокаина и к организации контрабанды. Это были они, и они держали меня подальше от этого».
Остальное он отрицал или настаивал на том, что улики были ошибочными, включая групповые чаты, которые были обнаружены детективами, перехватившими более чем полугодовой объем сообщений на зашифрованных мобильных телефонах - излюбленный стиль общения преступников.
Как стало известно суду, в ходе этих переписок главари преступной группировки обсуждали распространение наркотиков, курсы валют и переводы денежных средств, а также были сделаны скриншоты блоков кокаина и пачек денег.
Стам объяснил, что это был «блеф» с его стороны, и что он пытался выглядеть крутым, но не собирался доводить дело до конца. «По сравнению с большими парнями я нахожусь в самом низу «лестницы».
Это, однако, вызвало один очевидный вопрос. Если все это было «чепухой» и «хвастливой болтовней», зачем было зашифровывать сообщения через четыре учетные записи?
«В жестоком мире наркотиков так не бывает», - заявил суду прокурор Марсель Киккерт. «Невероятно, что Ронни Стам постоянно обманывает всех и вся».
Правда, по словам Киккерта, заключалась в том, что Стам был «глубоко укоренен» в криминале и являлся «крупным игроком в торговле кокаином». «Мы говорим не о маленьких мальчиках. У маленьких мальчиков нет сотен килограммов кокаина в Южной Америке, готовых к отправке в Нидерланды».
Одним из наиболее тревожных моментов голландского футбола является то, что за делом Стама последовало сразу дело Квинси Промеса, бывшего нападающего «Аякса» и «Спартака», который виновен также в крупномасштабной торговле кокаином.
Промес, имеющий в активе 50 игр за сборную Нидерландов, в феврале 2024 года был приговорен к шести годам лишения свободы за контрабанду 1,363 кг кокаина, стоимость которого оценивается в 65 млн фунтов стерлингов.

33-летний игрок, ранее приговоренный к 18 месяцам лишения свободы за нанесение ножевых ранений по своему двоюродному брату, был депортирован из Дубая в июне и подал апелляцию на вынесенный ему приговор.
Цифры просто астрономические, а в случае со Стамом суд еще и постановил, что ему придется вернуть почти 1,7 млн евро незаконно полученной прибыли.
По словам Киккерта, это была «особенно большая сумма», но она могла быть ещё больше. «Если учесть отдельные суммы, обсуждавшиеся в зашифрованных чатах, и огромное количество кокаина, то это, вероятно, лишь вершина айсберга».
Суду сообщили, что следователи изъяли три дома, принадлежащие Стаму, 100 000 евро наличными, шесть дизайнерских часов, драгоценности, Porsche Cayenne, автофургон, яхту и тренажеры.
Это не первый случай, когда семья Стам (не имеющая отношения к бывшему защитнику «Манчестер Юнайтед» Яапу Стаму) предстала перед судом в связи с предполагаемыми правонарушениями.
В 2016 году родителям Стама были предъявлены обвинения в отмывании денег после того, как в ходе рейда полиции в их доме было обнаружено 40 000 евро в пакете за холодильником. Полиция также изъяла BMW X5 стоимостью 50 000 евро.
Супруги были оправданы, заявив, что получили деньги от своего сына за счет состояния, заработанного им на футболе.
Затем, в марте прошлого года, старший брат Стама, Руди, был приговорен к четырем с половиной годам тюремного заключения за участие вместе с шестью другими лицами в деле о крупномасштабном импорте кокаина из Южной Америки.
43-летнему Руди также предъявили два обвинения, связанных с тем же наркопреступным заговором, что и его младшему брату. Однако Руди не явился в суд для оглашения приговора, как и на предыдущие слушания: как стало известно суду, он сбежал в Дубай и находится в бегах.
Заочно его приговорили к трем с половиной годам лишения свободы.
Его адвокат, Йорис Керсмакерс, сказал в апреле, что Руди «выбрал свою семью», а не рискнул получить тюремный срок, который Руди Стам, живущий в бегах, посчитал чрезмерным.
«Руди — это не Тони Монтана и не Пабло Эскобар», — заявил адвокат.
Тем не менее, в суде утверждалось, что Руди якобы купил дом для Ронни, чтобы тот переехал к нему в Дубай. Эта идея так и не была реализована: Ронни отказали в освобождении под залог и отправили в тюрьму, поскольку голландские власти сочли его склонным к побегу.
В полицейских документах также указано, что братья имели дело с огнестрельным оружием. Дело по этим фактам не возбуждалось, но, по словам обвинения, «это также описывет их как двух опытных преступников».

Другими словами, многое изменилось с тех пор, как Стам зарекомендовал себя как надежный и стабильный игрок Английской Премьер-Лиги.
В Уигане он запомнился как тихий, спокойный человек, который вряд ли мог быть вовлечен в серьезную преступную деятельность.
Например, однажды он узнал, что корреспондент «Уигана» Пол Кендрик основал благотворительную организацию Joseph's Goal во имя своего сына, страдающего некетотической гиперглицинемией - генетическим заболеванием, ограничивающим продолжительность жизни. Когда Стаму объяснили, что цель благотворительной организации - найти лекарство, он отдал внушительную сумму денег - не демонстративно, не назойливо, а просто искренне передал их, спросив, не может ли он ещё чем-нибудь помочь.
Сравните это с событиями в Герехтсгебау, когда судья назвал показания Стама неправдоподобными по нескольким причинам.
Стам был оправдан по обвинению в планировании импорта 893 кг кокаина из Коста-Рики в декабре 2020 года. Другое обвинение в хранении 600 кг кокаина в феврале 2021 года также не было доказано.
Однако судья охарактеризовал братьев Стам как «важное звено в крупномасштабной международной торговле тяжелыми наркотиками».
Судья добавил: «Их заботило только то, как заработать большие деньги. Эта торговля имеет серьёзные последствия, и поэтому виновный заслуживает длительного тюремного заключения».
Стам попросил суд принять во внимание освещение в СМИ и его влияние на семью и в результате отнестись к нему более снисходительно. Однако судья отклонил это ходатайство.
В Нидерландах журналистская практика в большинстве случаев не предусматривает публикации фамилии обвиняемого или его фотографии (хотя Промес, будучи более известным игроком, не избежал подобной участи). Поэтому дело Стама в его родной стране освещалось под именем «Ронни С.», а на фотографиях в газетах он был в футбольной форме, но с размытым лицом. Однако все знают, кто это, следя за развитием дела по публикациям в голландских СМИ.
А будущее? «Вы больше не увидите Ронни в суде», — заявил его адвокат суду. «Он усвоил урок».