От титулованной легенды «Байера» до экскурсовода в Леверкузене: удивительная жизнь Рюдигера Фолльборна
Многие легендарные игроки, тренеры и директора работали и ввступали за «Байер» на протяжении многих лет, но никто не был преданным клубу так, как Рюдигер Фолльборн.
Несмотря на то, что он родился и вырос в Берлине, 62-летний немец связан исключительно с леверкузенским «Байером», и он многое в нём сделал.
Эта история начинается в столице Германии, Фолльборн родился в анклаве Западный Берлин 12 февраля 1963 года. В детстве он любил читать исторические книги и обладал почти совершенной памятью. У него также были быстрые руки, что сделало его известным вратарем. После игры за берлинские клубы «Трабер Мариендорф» и «Блау-Вайсс», 17-летний вратарь дал интервью в 1981 году, которое навсегда изменило его жизнь и ход истории «Байера».

В беседе с Kicker молодого вратаря спросили, за какой клуб Бундеслиги он хотел бы играть больше всего. Он ответил, что его любимой командой всегда была менхенгладбахская «Боруссия», но больше всего он хотел бы перейти в «Байер 04». Почему? Да потому что он много думал над этим вопросом и знал, что в леверкузенском клубе вратарями являются 35-летний Хуберт Макель и 37-летний Фред-Вернер Бокхольт. Возможно, скоро освободится место, подумал он.
Всё было не так просто, так как «фармацевты» вскоре подписали Уве Грайнера, но желание Фолльборна всё равно привело его в Леверкузен. Всегда приветливый Рюдигер завязал хорошие отношения с Франком Луссемом (именно он брал интервью у вратаря), у которого были связи в Леверкузене. Одно пошло за другим, и юный вратарь внезапно оказался на просмотре в «Байере».
Его просмотр прошёл не очень удачно, как и матч с «Блау-Вайсс», на котором присутствовали директора и скауты «Байера 04». Тем не менее, они всё равно подписали с ним контракт. Что-то в нём оставило хорошее впечатление, несмотря на несколько грубых ошибок во время просмотра. Ему предстояло собрать чемоданы и покинуть Берлин. Он был готов влюбиться в город на окраине Германии.
Поначалу Фолльборн играл за резервную команду. Он был ещё молод, но хорошо освоился и построил крепкие отношения с одноклассниками и руководством. Он даже некоторое время работал помощником по административным вопросам в фармацевтической компании Bayer AG, которой принадлежит футбольный клуб и которая является экономическим и социальным центром Леверкузена.
Начиная с сезона 1983/84, Рюдигер стал вратарем основной команды, дебютировав в матче против мюнхенской «Баварии» 13 августа 1983 года. В том году «Байер» финишировал на седьмом месте в Бундеслиге, что стало их лучшим результатом за долгое время. Однако Фолльборн не добился особых успехов и был вынужден пойти на снижение зарплаты, чтобы остаться в команде.
Эрих Риббек, новый тренер, который пришел в сезоне 1985/86, был крайне заинтересован в том, чтобы Фолльборн остался. Тренер также хотел, чтобы Рюдигер и остальные игроки похудели. С этого момента разрешалось весить максимум 80 килограмм. Результаты стали хорошими, как индивидуальные, так и коллективные, и вскоре игроки «Байера» смогли выиграть свой первый значимый трофей за всю историю, а именно Кубок УЕФА.

В конце сезона 1987/88 Фолльборн прочно обосновался в воротах немецкой команды. Именно тогда он стал настоящим героем в глазах болельщиков. «Для меня переломным моментом, когда отношения с болельщиками изменились, стал ответный полуфинальный матч с «Вердером», когда мы сыграли вничью 0:0 и вышли в финал», — вспоминал он позже. «Тогда они поняли, что я из себя представляю».
Вскоре после этого он закрепил свой статус в ответном матче финала, когда «Байер» отыгрался после поражения 0:3, сравняв счёт и переведя игру в серию пенальти. Фолльборн отразил два 11-метровых и стал героем, который обеспечил великую победу.
Это был первый крупный трофей «Байера». Пять лет спустя «Байер» завоевал Кубок Германии 1992/93, обыграв в финале команду «Герты» со счётом 1:0. Вратарем снова был Фолльборн. Фактически, он был единственным выжившим из состава сезона 1987/88, то есть единственным игроком, принявшим участие в двух сезонах, в которых «Байер» смог завоевать трофей.
Как и все вратари его поколения, он пострадал от изменений в правиле паса назад и подвергся действию футбольного закона Ньютона, который гласит, что каждый взлет в карьере должен сопровождаться падением. Однако на протяжении всего этого времени измученный ветеран оставался безупречным лидером и фактически был капитаном в раздевалке, даже после того как его понизили до роли запасного вратаря.
29 мая 1999 года в матче с мюнхенской «Баварией» Фолльборн провел свой последний матч за «Байер», 401-й в Бундеслиге, что до сих пор является клубным рекордом. На последние десять минут игры Адама Матысек был заменен на Фолльборна. Это было идеальное прощание с идеальным вратарем.
Мало кто из болельщиков понимал, насколько Фолльборн был и станет человеком одного клуба в том месте, которое теперь называется BayArena. Да, он повесил перчатки на гвоздь, но перед этим сыграл свой последний сезон в качестве запасного четвертого вратаря в сезоне 99/00.
После завершения карьеры он стал тренером молодежной команды «фармацевтов». В то же время он работал в качестве тренера вратарей в сборной Германии. Он первым смог разглядеть невероятный талант Рене Адлера, когда вратарю из Лейпцига было всего 14 лет. «Когда-нибудь он станет вратарем взрослой сборной Германии», - сказал Фолльборн. И он оказался прав.

Благодаря похвале Рюдигера Фолльборна «Байер» подписал Адлера из его родного «Лейпцига», и тот даже останавливался пожить в доме Фолльборна, когда впервые приехал в Леверкузен. «Я вложил в Рене столько сил, сколько не получил ни один из моих сыновей», — позже пошутил Фолльборн.
Фабрис, один из сыновей Фолльборна, попал в команду «Байер Б» в качестве вратаря, но так и не смог достичь уровня отца. Однако Рене Адлер прошёл весь нелегкий путь и в итоге был игроком стартового состава «Байера» с 2007 по 2011 год. К тому моменту Фолльборн был уже тренером вратарей основной команды, фактически контролируя начало карьеры Адлера.
Адлер перешёл в «Гамбург» в 2012 году, одновременно с уходом Фолльборна с поста тренера вратарей. Однако Рюдигер остался в «Байере». Конечно же, остался. На этот раз он взял на себя роль специалиста по работе с болельщиками. «Хотя я новичок в этой сфере, у меня всегда была тесная связь с болельщиками, и я привнесу свои идеи в концепцию работы с фанатами», — сказал он, приступая к работе. «Я не буду просто дядей, который приветствует людей. Как и все остальные в отделе по работе с болельщиками, я буду начинать рабочий день в 9 утра каждый день и выполнять все свои дела».

В конечном итоге у Рюдигера получилось и здесь, поскольку бывший вратарь запустил ряд проектов, которые помогли выделить «Байер» как уникальный клуб, когда дело касается инициатив, организованных для своих болельщиков. За годы, прошедшие с момента принятия этой роли, Фолльборн также уделял время комментированию и выступлениям в качестве эксперта на официальной радиостанции клуба и в СМИ, а также тратил много часов, находясь в архивах «Байера» и поддерживал их максимальную точность.
Что самое интересное, Фолльборн также сыграл ключевую роль в проекте Schwadbus. Schwadbus — классический двухэтажный лондонский автобус, конечно же, красного цвета с эмблемой «Байера» спереди и по бокам. Этот автобус — одновременно и музей, и место встречи фанатов, и туристический автобус. Его можно сдавать в аренду и использовать для различных мероприятий: свадеб, дней рождения, выходов на пенсию. Даже для девичников.


Чаще всего он используется для проведения исторических экскурсий под названием «Auf den Spuren unserer Vergangenheit» («По следам нашего прошлого»). Как человек, знающий клуб лучше всех, Фолльборн и по сей день водит автобус и проводит эти экскурсии.
Рюдигер Фолльборн успел сделать в «Байере» все - от мяча до руля. Он стал не только игроком одного клуба, но и тренером, водителем и экскурсоводом. Рюдигер Фолльборн - настоящая легенда «Байера Леверкузена».
Телеграмм канал автора про немецкий футбол
