7 мин.

Вторая попытка Карпина

Бытует мнение, что состоявшийся уход Валерия Георгиевича Карпина с поста тренера московского «Спартака» - не более чем запланированный творческий отпуск, передышка, после которой он вернётся к активной деятельности у руля главной команды. Но пусть вас не смущает название данного поста. Я не буду пытаться предсказывать будущее. Сегодня речь пойдёт о другом. Благо повод есть, долгожданный. Унаи Эмери – новый тренер «Спартака». Теперь и официально.

Для многомиллионной красно-белой торсиды состоявшееся назначение, понятное дело, не новость. Просто констатация уже известного факта. Вообще, трудно вспомнить конкретный день, когда пришло осознание, что именно этот известный в Европе специалист возглавил московский клуб. Вряд ли кто-то отмечал в календаре. Слухов вокруг нашей команды ходит множество, а Валера большую их часть либо отрицает, либо оставляет без развёрнутых комментариев. Вот и в истории с подписанием Эмери громогласных заявлений относительно будущего руководство избегало. Как итог, баск вошёл в нашу жизнь без фанфар и красной ковровой дорожки. И вот уже завтра проведёт первую тренировку.

Но обо всё по порядку.

Информация, о которой я хочу рассказать в первую очередь, относится к категории фактов. Причём, фактов всем известных и, на первый взгляд, довольно банальных, непримечательных, но в то же время, позволяющих сделать определённые выводы, а, значит, по-особому взглянуть на дальнейшие перспективы «Спартака».

Ловили ли вы себя на мысли, что за время работы Валерия Карпина в роли генерального директора баск Унаи Эмери стал всего-навсего вторым человеком, приглашённым на пост главного тренера народной команды? За четыре года на управленческой должности это не так уж много, особенно, если учесть, что главной своей цели «Спартак» по-прежнему не достиг и, следовательно, продолжал всё это время находиться в активном поиске.

Не стоит, конечно, забывать, что, львиную долю этого времени Карпин сам просидел фактически на двух стульях, экстренно осваивая тренерское ремесло. Получалось с переменным успехом, и дважды он был настолько близок к отставке (а год назад и вовсе де-юре покинул пост), что активно подыскивал себе замену. Но, видимо, так и не найдя достойной кандидатуры среди иностранных и отечественных специалистов, поддавался на уговоры верных ему игроков и председателя совета директоров продолжать работу.

Такое поведение, пусть и несколько косвенно, но всё же наталкивает на мысль о том, что тренеров Валера если и выбирает, то продуманно, осознанно и, вопреки устоявшемуся стереотипу, без всякой склонности к эпатажным, скоропалительным решениям. В противном случае, Карпин отдал бы бразды правления командой при первой же возможности и кому угодно, но этого так и не произошло, несмотря на всевозможные слухи, сватавшие в «Спартак» целый отряд разномастных тренеров, от Рафы Бенитеса до Андрея Кобелева.

И всё-таки гендиру приходилось принимать радикальные, связанные с переменами в тренерском штабе, решения, но принимал их разный человек. Да, это был разный Валерий Карпин.

Четыре года не могли пройти даром. Изменился не только «Спартак», но и сам Валера, причём в каждой своей ипостаси. И есть все основания полагать, что перемены произошли в лучшую сторону.

Карпин-2008

После отставки Станислава Черчесова команду почти целый месяц вёл и.о. Игорь Ледяхов, в то время как высшее руководство красно-белых договаривалось с Микаэлем Лаудрупом.

Новость была воспринята восторженно, ведь знаменитый датчанин казался в тот момент лакомым куском для многих европейских клубов. Молодой специалист успел пройти неплохую школу, потрудившись помощником у Мортена Ольсена в сборной страны, разогнался со скромным «Брондбю», собрав для родной команды все возможные титулы местного значения, и едва не вывел скромный, мало кому известный за пределами Испании, «Хетафе» в полуфинал(!) Кубка УЕФА. Причём, с первого же захода. Блестящий результат! Параллельно, Лаудрупу удалось добраться со своей маленькой командой до финала Кубка Короля, где «Хетафе» уступил «Валенсии».

По сути, прогрессирующий молодой тренер – это как раз то, что было нужно тогдашнему полуразобранному черчесовщиной, требующему перемен и свежей крови «Спартаку». Кроме того, Лаудруп, как и Карпин, львиную долю карьеры игрока провёл на Пиренеях, что должно было укрепить взаимопонимание между боссом и подчинённым. С точки зрения менеджера Карпин принял абсолютно логичное решение.

К сожалению, Валерий Георгиевич не учёл особенности характера Лау и методы его работы. Получив карт-бланш Микаэль так и не смог найти общего языка с подопечными. Да и вообще, производил впечатление несколько безразличного и не вполне понимающего, что он делает, человека. Карпин так и не признался, что разочарован в профессиональных способностях Лаудрупа, но, судя по всему, думал именно в этом направлении.

Если кто-то всё ещё уверен, что в «Спартаке» к экс-игроку «Барселоны» и «Реала» отнеслись несправедливо, выгнали раньше времени, «не дав поработать», то почему же тогда Лаудруп нигде больше не продемонстрировал заявленный класс, наоборот, чуть не вылетев в Сегунду вместе с «Мальоркой», а сейчас и вовсе нигде не востребован?

Время идёт, но кавалерийский наскок в виде попадания в четвертьфинал европейского кубка со скромной командой из пригорода Мадрида так и остался самым ярким эпизодом в тренерской карьере Микаэля Лаудрупа.

Карпин-2012

Главное отличие между Карпиным образца 2008-ого года и тем, кто сегодня подписал контракт с Унаи Эмери, скорее всего, заключается в более глубоком знании предмета и умении просчитывать риски. Конечно, и четыре года назад Валера в понимании красно-белой общественности являлся человеком «в теме», однако мало кто вспоминал, что по окончания карьеры он занимался бизнесом, с футболом никак не связанным, и был вполне счастлив, не собираясь что-то менять. Поэтому, получив назначение на пост генерального директора родного клуба, Карпин оказался в ситуации, что называется «с корабля на бал», осваивался и входил в курс дел.

Сейчас всё по-другому. Решение о новом тренере Валерий Георгиевич принимал, не просто занимая видный менеджерский пост в руководстве «Спартака», а находясь в шкуре наставника. Это ключевой момент. Он видел ситуацию изнутри и знал не понаслышке, в чём заключаются главные проблемы команды, и кто из иностранных специалистов лучше подходит для их решения.

С Лаудрупом вышел прокол, потому что Карпин не совсем понимал, кого именно он зовёт. Датчанин, при всём к нему уважении, элементарно не обладал достаточным опытом работы на высоком уровне, чтобы судить о нём как о серьёзном специалисте. Но перспективным и привлекательным, благодаря своим успехам с «Хетафе», он являлся априори! На это «Спартак» и клюнул.

Унаи Эмери пришёл к нам совершенно иным путём и совсем за другие заслуги. Да, тоже молодой, растущий и жаждущий титулов, но если Лаудруп привлёк внимание москвичей эффектностью, чуть не оставив за бортом Еврокубка титулованную «Баварию», то Эмери взял эффективностью и стабильными результатами. 

Фраза о том, что баск три года подряд побеждает в Чемпионате Испании для «некосмических команд», уже превратилась в склоняемое на каждом углу клише, однако своей актуальности не утратила. С «Валенсией» Эмери удалось добиться действительно заслуживающей уважения стабильности, даже несмотря на то, что за время его работы, ни один трофей «летучим мышам» так и не покорился. Тут нет никакого проиворечия. Просто для команды, чуть ли не ежегодно терявшей лидеров с приставкой «топ-» (Вилья, Мата, Давид Сильва) и отказывающийся, при этом, от дорогих покупок, регулярно финишировать вслед за «Барселоной» и «Реалом», а заодно, пылить в еврокубках, не может считаться чем-то постыдным.

Безусловно, в России Унаи совершенно точно окажется в новой для себя реальности, и мы, разумеется, не можем знать наверняка, что баскского специалиста ждёт успех. Кроме того, человеку, никогда в жизни не работавшему за пределами Испании, у нас будет особенно трудно, даже в плане бытовой адаптации.

С другой стороны, найти тренера с гарантией нам бы всё равно не удалось, просто потому, что таких не существует в принципе. В общем, пока можно говорить с уверенностью лишь о том, что Эмери доволен своим новым клубом. И это хорошо. Из «Валенсии» он выжал, если не максимум, то нечто близкое к этому.

Вот почему «Спартак» для него – вызов и шанс добиться чего-то значительного.

Раз так, нам по пути. Давай, Унаи, Верим!