Как медиафутбол перевернул все: как блогеры заставили стадионы аплодировать

Медиафутбол – уникальное явление современной спортивной культуры, где футбольные матчи становятся не просто соревнованиями, а масштабными шоу с участием блогеров, артистов и медийных личностей. За последние годы этот формат превратился из развлекательного контента в полноценное спортивное движение с собственной инфраструктурой, лигами и миллионной аудиторией. Популярность медиафутбола растет благодаря зрелищности, доступности и тесной интеграции с цифровыми платформами, где каждая игра – это не только спортивное противостояние, но и яркое событие для зрителей. В этой статье представлена эволюция медиафутбола, его влияние на профессиональный спорт и перспективы дальнейшего развития.
История:

В 1970–1980-х годах в Советском Союзе начали организовывать футбольные встречи с участием команд, состоящих из актёров. Например, в 1984 году, во время гастролей театра «Ленком» с постановкой «Юнона и Авось» в Куйбышеве, прошла игра между коллективом «Авось», сформированным из артистов театра, и местной сборной журналистов. Среди игроков команды «Авось» были популярные личности: актёр Александр Абдулов, певец Крис Кельми, музыкант Александр Садо и барабанщик Анатолий Абрамов. Победу в матче с результатом 6:5 одержали представители «Ленкома».
Позже, в 1991 году, в Москве была создана команда «Старко», принимавшая участие в благотворительных соревнованиях. В её состав входили известные деятели шоу-бизнеса: актёры, телеведущие и музыканты. Кроме того, проводились товарищеские матчи с участием команды депутатов Госдумы, к которой иногда присоединялись профессиональные футболисты, такие как Дмитрий Аленичев и Константин Ерёменко.
Современный формат медийного футбола начал формироваться в начале 2010-х годов благодаря активности футбольных блогеров, создававших контент на основе игры FIFA. В 2017 году известный спортивный комментатор Василий Уткин взял под свое покровительство московскую любительскую команду «Эгриси», став ее спонсором и руководителем. Он начал снимать видеоролики о жизни команды, которая впоследствии вошла в состав Медийной футбольной лиги.
В тот же период блогер Никита Ковальчук создал команду «Я-тренер», позже переименованную в «КФ». А в 2018 году Герман Попков (известный как El Classico) реализовал свою идею создания футбольной команды из блогеров, что привело к появлению знаменитого «Амкала».
Знаковым событием стало проведение в 2020 году Московского кубка селебрити – первого полноценного медийного футбольного турнира. В соревновании участвовало 12 коллективов, включая команды «Матч ТВ», Comedy Club Production и 2DROTS. А в начале 2022 года предприниматель Николай Осипов учредил Медийную футбольную лигу, где клуб 2DROTS стал победителем первых двух сезонов.

В феврале 2023 года Михаил Прокопьев расторг контракт с болгарским «Ботевом», не успев дебютировать в официальных матчах. Знаковым событием стало проведение 24 марта благотворительного матча между сборной Медиалиги и «Крыльями Советов», где победа самарцев 4:0 помогла собрать средства на лечение Никиты Куриленко (Finito) из «Амкала», который боролся с лейкозом.
В товарищеских матчах медиакоманды показали разные результаты:
· 2DROTS одержали волевую победу 2:1 над ЦСКА, в составе которого играли как действующие футболисты, так и легенда клуба Даниэл Карвальо;
· Broke Boys потерпели крупное поражение 0:9 от «Оренбурга».
Выступления в Кубке России показали прогресс медиафутбола:
· «Родина Медиа» завершила выступление в первом раунде, уступив вологодскому «Динамо»;
· «Амкал» проиграл во втором раунде «Текстильщику»;
· 2DROTS дошли до 1/32 финала, где уступили «Химкам».
18 ноября состоялся памятный матч между 2DROTS (победителями МКС) и московским «Динамо» (1:2), где тренеры команд ненадолго вышли на поле в качестве игроков.
В 2024 году в Кубке России команды показали следующие результаты:
· 2DROTS и Broke Boys завершили выступление во втором раунде;
· «Амкал» дошел до четвертого раунда.
Особого внимания заслуживает успех DMedia (участника МФЛ) в Кубке Беларуси, где команда пробилась в 1/16 финала. 11 сентября состоялся трогательный мемориальный матч памяти Никиты Куриленко.
15 февраля 2025 году Fight Nights организовали инновационный кикбоксерский турнир с участием медиафутболистов. 29 ноября прошла третья церемония вручения Media Football Awards, которая стала важным событием в мире медиаспорта.
Эти события наглядно демонстрируют растущее влияние медиафутбола, его успешную интеграцию с профессиональным спортом и значимую социальную роль. Развитие медийных футбольных проектов продолжает набирать обороты, открывая новые перспективы для участников и зрителей.
Отличия от профессионального спорта:

Медийный футбол принципиально отличается от профессионального своей концепцией. Если традиционный футбол ориентирован на спортивные достижения и результаты, то его медийный аналог делает ставку на развлекательную составляющую и создание контента. Особенностью таких команд является то, что в их составе преимущественно выступают популярные блогеры, для которых съемка материала – неотъемлемая часть процесса. Игроки могут выходить на поле с камерами, а зрители получают доступ даже в раздевалки, где фиксируются эмоциональные дискуссии между участниками.
Отличия проявляются и в регламенте соревнований. В Медийной футбольной лиге, например, установлены 25-минутные таймы (чистое время), разрешены неограниченные замены и смешанные составы – женщины и мужчины играют вместе. Лига постоянно внедряет инновации: турнирные очки можно заработать не только в матчах, но и в специальных соревнованиях между турами. Для повышения зрелищности арбитры через микрофон комментируют свои решения, а команды могут запрашивать просмотр спорных моментов на видео. В плей-офф вместо стандартных пенальти введены буллиты – эффектные выходы один на один с вратарем.
Особое внимание уделяется медийной составляющей: регулярно проводятся многочисленные пресс-конференции, где обсуждение матчей часто переходит в откровенные и эмоциональные дискуссии в провокационном стиле.
Ведущие медиафутбольные лиги России
В России сформировались две ключевые лиги медийного футбола:
1. Московский кубок селебрити (МКС)
Основатель: Герман Попков (известный как El Classico)
Год основания: 2020

2. Медийная футбольная лига (МФЛ)
Основатель: Николай Осипов
Год основания: 2022

МФЛ начала свою деятельность в апреле 2022 года и быстро завоевала популярность. Уже в дебютном сезоне количество просмотров решающих матчей лиги сопоставилось с показателями Российской Премьер-Лиги. Заключительная игра сезона состоялась на стадионе «ВТБ-Арена» при аншлаге в 11 000 зрителей.
Ежегодный турнир, проводимый в весенне-летний период, Московский кубок селебрити (МКС) представляет собой важную веху в развитии медийного футбола. Соревнование традиционно начинается с групповой стадии (одна или две группы), после которой сильнейшие команды продолжают борьбу в плей-офф.
Возникновение МКС стало переломным моментом для блогерского футбола, обозначив переход от разрозненных состязаний к системным соревнованиям с полноценными матчами. Этот турнир не только структурировал медиафутбольное движение, но и придал ему новый импульс развития, объединив популярных блогеров в рамках официальных состязаний.
Таким образом, МКС сыграл ключевую роль в формировании современного формата медийного футбола, превратив его из развлекательного контента в самостоятельное спортивно-медийное явление.
Взаимодействие профессионального и медиафутбола

Летом 2022 года произошло знаковое событие – медийные клубы «Амкал» и 2DROTS получили официальный статус участников Кубка России, стартовав с 1/256 финала. Обе команды успешно преодолели первый раунд, одержав победы над профессиональными коллективами Второй лиги: «Амкал» выиграл у «Зоркого» в серии пенальти, а 2DROTS оказались сильнее «Чертаново». В следующем раунде 2DROTS уступили «Текстильщику», тогда как «Амкал» продолжил турнирную дистанцию, обыграв «Тверь». На стадии 1/64 финала «Амкал» завершил выступление, проиграв в серии пенальти петербургской «Звезде».
Достижения медийных команд не остались незамеченными – несколько их игроков были приглашены на Матч звёзд Кубка России в ноябре 2022 года. Более того, некоторые футболисты совершили переход в профессиональный спорт: нападающий «Амкала» Михаил Прокопьев подписал контракт с болгарским «Ботевом», а Салам Ашурмамадов из «Броук Бойз» получил вызов в сборную Таджикистана. Бразилец Тиаго Кунья, выступавший в МФЛ за Tamo Junto, продолжил карьеру в российском «Велесе».
Финансовая модель медиафутбола

Основными спонсорами медийного футбола выступают букмекерские компании. В статье «Что такое медиафутбол?» написано: «Основным источником финансирования в поп-футболе традиционно являются букмекерские компании. Тройка лидеров рынка – «Фонбет», PARI и Winline. Данные операторы спонсируют крупнейшие медиафутбольные активы: МФЛ (Winline), «Амкал» (PARI) и 2DROTS («Фонбет»). В блогерском футболе также присутствуют БК «Леон» (ФК «Деньги») и BetBoom («Броук Бойз»).
Прошлой осенью «Рейтинг Букмекеров» опубликовал цифры доходов ряда медиаклубов. 2DROTS получал 10 млн рублей, «Амкал» – 9 млн. В среднем клубы МФЛ зарабатывали порядка 3–4 млн рублей в год. Несмотря на активное присутствие букмекеров в медиафутбольном мире, ставки на матчи МФЛ и МКС российские беттинг-операторы не принимают».
Экспансия медиаспорта

Успех медиафутбола спровоцировал появление аналогичных проектов в других видах спорта. В сентябре 2022 года была основана Esports Media League (EML) – киберспортивная медиалига. В апреле 2023 года БК «Лига Ставок» провела первый баскетбольный медиатурнир Media Basket, подтвердив тенденцию к развитию медийных спортивных проектов.
Медиафутбол выходит на большую арену

26 и 27 июня 2024 года на «ВТБ-Арене» состоятся знаковые товарищеские матчи, в которых легендарные футбольные клубы «Динамо» и ЦСКА сойдутся с ведущими медийными командами страны 2DROTS и «Амкал».

Карен Арутюнян, футболист 2DROTS дал комментарий по поводу предстоящей игры: «Для нас это будет третий матч с командой РПЛ, до этого мы уже встречались с профессиональными клубами в Кубке России. В таких товарищеских матчах мы обыграли ЦСКА и проиграли «Динамо». Сейчас есть шанс сделать реванш. Эмоции только положительные, для всех это большой день Футбола, и, конечно, каждая команда хочет победить в этом матче. Уверен, что ребята из «Динамо» будут биться и постараются забить, как можно больше, особенно с новым главным тренером Валерием Карпиным, но наша команда тоже готова, и все ребята работают, чтобы проявить себя и попробовать достать эту победу!»
Медиафутбол совершил настоящую революцию в спортивном мире, доказав, что футбол может быть не только профессиональным соревнованием, но и увлекательным шоу, объединяющим миллионы болельщиков. От локальных стримов до матчей на крупнейших стадионах – этот феномен продолжает бросать вызов традиционным представлениям о спорте. С развитием цифровых технологий, появлением новых форматов и углублением интеграции с профессиональными лигами, медиафутбол открывает перед спортивной индустрией невероятные перспективы.
Текст: Анна Сергеева
Фото: Станислав Красильников/ТАСС, Архив Сергея Волкова, © 2DROTS, © Страница 2DROTS во «ВКонтакте», Википедия, Михаил Сербин, Winline Media League, 2DROTS, Валерий Шарифулин / ТАСС, Влад Аржанов