17 мин.

Обсессия контролем. Чего нам ждать от «Мадрида» Хаби Алонсо?

День выжал из него все. Документы, звонки, споры, метро на две остановки позже, чем надо. Хайме даже не понял, как оказался на улице. 

Он шел по узким улочкам к Лавапьесе. Сигара во рту тлела больше из привычки, чем из желания. Фонари отбрасывали тусклый свет на мокрую от дождя плитку, капли стекали с навесов старых баров. Он завернул на тихую улицу, где давно знал один бар – с деревянной стойкой и телевизором, вечно гоняющим классику Лиги Чемпионов. Попросив у бармена мадридский лагер, он присел. 

У стойки шел разговор между двумя мужчинами средних лет:

– Контроль – это когда ты диктуешь сопернику каждый следующий шаг и постоянно держишь мяч, — настаивал первый, постукивая пальцами по стакану. 

– Нет, контроль – это прежде всего зона влияния, – отвечал второй. – Ты должен постоянно быть у штрафной соперника, иначе у тебя ничего не получится. 

Хайме слушал и молчал. Слово «контроль» звучало как заклинание. Все теперь говорят о нем. Спортдиры, тренеры, твиттер-аналитики, болельщики. Люди полюбили это слово. Им стали бросаться, как мелочью в уличного музыканта: наугад. 

Когда все сводят контроль к одной модели, вся дискуссия умирает. Нет места для сомнений, экспериментов или другого взгляда – только повторение одних и тех же штампов. Стереотипы о контроле словно бетонные стены. Они не позволяют увидеть, что существует множество путей и стилей, которые могут привести к хорошему результату. Обсуждать альтернативы перестали, потому что всем удобно прятаться за единственным шаблоном. 

Хайме допил свой стакан, тихо поставил его на стойку и вышел. За спиной все еще звучали те же голоса – уверенные, но замкнутые в своих шаблонах. Он вышел в ночной Мадрид и шагал по мокрым улочкам, где свет фонарей мерцал, словно приглашая к размышлениям.

В голове крутилась одна мысль, которая его тяготила: сколько еще вещей в этой жизни перестают быть предметом настоящего диалога из-за того, что люди боятся выйти за пределы привычных рамок и стереотипов?

***

Зачем Алонсо пришел в «Реал»?

Этот вопрос может прозвучать риторически только на первый взгляд. Ответ кажется слишком простым, чтобы даже думать о вопросе – Хаби пришел выигрывать. Но если копнуть глубже, то вопрос начинает звучать иначе. 

Сегодняшний футбол переполнен терминами: структура, билдап, компактность, владение. Все описано, разложено по папкам, объяснено. Игру словно засунули в таблицу Excel и сказали: вот, так работает.

В этих описаниях почти не осталось места для нюансов. Все обсуждают одни и те же вещи, ссылаются на одни и те же модели. Приход Алонсо воспринимается как смена настроек в игре – Анчелотти был консерватором и перестраховывался, а Хаби будет играть только в атаку. Вот так вот просто. И в рамках этого шаблона еще обязательно присутствует разговором о контролирующем темп полузащитнике, без которого ничего не получится. Будь все настолько просто и поверхностно, Карло бы никуда не ушел – ему бы просто подписали игроков нужного плана, а уж результат на дистанции он и так обеспечивал как никто другой. 

Алонсо пришел в «Мадрид» не только за победами. Они – конечный результат. То, что нужно предъявить фанбазе и руководству клуба, чтобы не потерять свое кресло в конце сезона. Он пришел раскрыть те грани игроков команды, о которых многие из нас даже не подозревают – изменить устоявшееся мнение о тех или иных процессах и футболистах. 

С Винисиусом и Мбаппе невозможно прессинговать, а значит невозможно играть в хороший футбол. С Тчуамени и Вальверде невозможно контролировать центр поля. С атакующими латералями не будет баланса и команду будут разрывать. Перечень этих стереотипов можно продолжать долго – сейчас это мейнстрим. То, что не поддается обсуждению и не должно быть подвергнуто каким-либо сомнениям. Смеешь не согласиться? Смотри результаты сезона, они тебе все показали. 

У футбола нет вчера и не завтра, у него есть только сегодня – и в этом «сегодня» все существует в статике, будто ничего и никогда уже не изменится, хотя мир футбола постоянно подкидывает примеры, доказывающие обратное. 

Хаби Алонсо пришел для переосмысления. 

Вокруг состава «Реала» давно сложился четкий образ. Кто на что способен, кто чем полезен, кто где ограничен. Это почти как бирки на полках: этот – разрушает, этот – тащит мяч через дриблинг, этот – дает пас. Все давно расставлено. Все известно.

Но Алонсо в это не верит. Он смотрит на игроков иначе. Не как на готовые роли, а как на материал, из которого можно сделать больше, чем кажется. И он показал это своей работой в «Байере». 

Игроки «Реала» – это не просто дорогие фигуры, вокруг которых строятся схемы. Это футболисты с глубиной, опытом и характером. Многие из них так долго играли вне четкой структуры, что и сами перестали верить, что можно иначе.

Алонсо напомнит им об этом. Задача не в том, чтобы найти новых футболистов. Она в том, чтобы по-новому раскрыть тех, кто уже есть

Тренерская философия Хаби Алонсо

Хаби в одном из интервью для клубного телеканала «Байера» рассказал о ключевых принципах своего тренерского подхода: 

  • Меньше акцента на схему, больше – на стиль игры.

  • Тактика зависит от качества игроков.

  • Команда всегда должна быть организована при контрпрессинге. 

  • Большое внимание к сопернику – игра команды должна быть адаптирована в зависимости от сильных и слабых сторон оппонента. 

В молодежной команде «Сосьедада» Алонсо изначально использовал схемы 4-2-3-1 и 4-3-3. Его команда отлично продвигалась к воротам, особенно через центральные зоны. Это происходило благодаря высокому прессингу на половине соперника или агрессивному контрпрессингу в средней линии. 

В схеме 4-2-3-1 у Алонсо один из опорников поднимался выше и присоединялся к «десятке». Таким образом, команда получала сразу два варианта для паса между линий в центральной зоне, в то время как защитники соперника были сконцентрированы на центральном нападающем – из-за этого полузащитникам приходилось садиться ниже. 

При использовании 4-3-3 структура уже изначально включала двух центральных полузащитников в высокой позиции, которые взаимодействовали с вингерами ближе к полуфлангам. Такое смещение освобождало пространство в центре – им мог воспользоваться либо центральный защитник, либо крайний защитник, продвигаясь с мячом через центральную зону. 

По мере продвижения мяча вперед два ЦПЗ смещались ближе к центру, делая рывки в зону под нападающим. По сути, они превращались из двух «восьмерок» в двух «десяток», формируя плотное узкое трио между линиями. В обеих схемах – и 4-3-3, и 4-2-3-1 – вингеры у Алонсо отвечали за ширину. 

И в обоих случаях работал один из принципов Алонсо: важна не схема, а стиль, намерение. И при 4-3-3, и при 4-2-3-1, его команда пыталась вскрывать соперника через центральную зону. 

Эта тенденция продолжилась и в «Байере». В его первом сезоне в Германии клуба занял второе место с конца в Бундеслиге по количеству навесов. Приоритетом осталось продвижение мяча и проникновение в штрафную через центральные зоны. 

В «Байере» Алонсо также перешел на схему 3-4-3. В рамках этой формации он мог использовать либо двух «десяток» с шириной, создаваемой латералями, либо более узкое атакующее трио, где крайние защитники располагались глубже и уже, поддерживая атаки из второй линии.

Переход на схему 3-4-3 Хаби тестировал еще в «Сосьедаде», но окончательный переход совершил именно в Германии – он заметил, что при 4-3-3 или 4-2-3-1 вингерам всегда приходится стартовать широко и только потом сужаться, чтобы сформировать узкую тройку нападения в центральной зоне. Схема 3-4-3 изначально располагала вингеров на позиции «десяток» и перекладывала необходимость держать ширину на латералей. 

В сезоне 2022/23 у Алонсо впереди располагались такие игроки, как Мусса Диаби, Амин Адли и Каллум Хадсон-Одои, которые работали вокруг и за спиной центрального нападающего – Адама Гложека или Патрика Шика, а латерали Баккер и  Фримпонг при необходимости подключались в финальную треть и атаковали штрафную.

В отличие от «Сосьедада», «Байер» создавал так называемый «коробочный» блок в полузащите, где два игрока в роли «десяток» опускались и комбинировали чуть впереди даблпивота – Роберта Андриха и Палаcиоса. Это часто перегружало центральные зоны соперника, одновременно позволяя латералям подниматься выше – особенно Фримпонгу на правом фланге. 

В чемпионском сезоне 2023/24 Алонсо перешёл на схему 3-4-2-1, отказавшись от 3-4-3. В ней проникающие рывки и прямолинейные взаимодействия атакующей тройки были заменены на более тонкие, позиционные розыгрыши.

Флориан Вирц и Йонас Хофманн заняли постоянные позиции двух «десяток» перед парой опорников: Паласиосом и Гранитом Джака. Фримпонг продолжил активно подключаться с позиции правого латераля, а на левом фланге аналогичную атакующую динамику дал Гримальдо: первый доминировал в эпизодах 1-в-1 с помощью дриблинга, а второй здорово созидал через передачи. 

Алонсо усилил угрозу с флангов с обеих сторон поля, сохранив при этом качество взаимодействий и остроту вокруг центрфорварда – Виктора Бонифейса.

Хаби не просто внедрил новую схему или вдохновил игроков, которые не оправдывали ожиданий. Он заново перепрошил футбольный язык клуба. От позиционных ротаций до прессинг-триггеров, от вертикальности до оборонительной структуры – «Байер» стал вести себя как команда из другой весовой категории. «Байер» стал сочетанием абстракции и дисциплины. Номинально они играли по схеме 3-4-2-1, но это лишь каркас – временный ориентир. В первой фазе розыгрыша они могли выстраивать формацию 3-2-5; в позиционной атаке 4-3-3 с асимметричными крайними защитниками. При глубокой обороне структура принимала вид компактных 5-4-1.

«Контроль – это не всегда владение мячом», – говорил Алонсо. «Иногда контроль – это то, где ты находишься, когда мяч у соперника».

В сезоне 2022/23 «Байер» в среднем выигрывал лишь 3,5 владения в финальной трети поля за матч – худший показатель в Бундеслиге. Год спустя команда уже лидировала в лиге с 6,6 отборов в той же зоне за игру. Показатель PPDA (передачи соперника на одно оборонительное действие) снизился с 14,46 (второй худший результат) до 12,69 (восьмое место в лиге), что отражает более скоординированный и агрессивный стиль прессинга.

Но Хаби постоянно подчеркивал, что прессинг – это не самоцель, а только инструмент: «Если ты постоянно прессингуешь, не сканируя происходящее на поле и не видя задумки соперника – ты позволяешь ему чаще тебя наказывать». 

Для Алонсо высокое давление стало планом против конкретных соперников, а не реакцией на любую ситуацию на поле.

В его подходе нет цели тотально ограничить своих футболистов и подчинить их схеме.

Его задача – дать своим игрокам платформу в виде структуры, которая будет одновременно позволять им проявлять свои лучшие качества и не вредить общему балансу команды. 

Принципиальная разница между «Реалом» Анчелотти и «Реалом» Алонсо будет именно в этом – направление, вектор игры будут задавать не игроки, а тренер. Это не значит, что Винисиусу будет запрещен дриблинг, а Феде не сможет совершать рывки из глубины с мячом. Наоборот, Хаби попытается создать условия, при которых Вини, Феде и остальные будут точно знать, когда и куда им надо начинать движение с мячом или без него – это будет отказ от постоянной, непрерывной импровизации.   

Можно привести аналогию из альпинизма: игроки «Реала» не откажутся покорять горы, просто теперь им не придется делать это голыми руками и без страховки. Гид в лице Алонсо выдаст им все необходимое снаряжение, а также посоветует лучшие места для перевала по пути. 

Подход Карло в последнем сезоне был ошибочным, потому что он строился на стратегии, искусственно разделяющей фазы игры, и на чрезмерном оптимизме относительно атакующей организации. В результате – отсутствие четких паттернов и игровая нестабильность.

Он сам признавался, что не любит управлять действиями с мячом, полагаясь на индивидуальные качества игроков. Да, у этого подхода есть плюсы, но он создает соблазн полагаться только на талант, жертвуя тактическим балансом. В ноябре он признался, что просит игроков выбивать мяч на форвардов, если команда попадает под прессинг – тренер публично дал понять, что не работает над фазой организации атак. 

Такая модель предполагает разделение игровых фаз, а ведь в современном футболе они неотделимы. Команды без мяча организованы все лучше и, за счёт этого, контролируют пространство.

В этом и была основная проблема. 

Хаби Алонсо мыслит иначе. Он стремится соединять линии, продвигать игру через центр и ставит на первое место тайминг и позиции игроков – элементы, лежащие в основе контроля рисков и качественной игры без мяча. То, что больше всего вдохновляет – это стремление Хаби учитывать риск потери мяча и его страх перед тем, что соперник легко получит доступ к опасным зонам из-за слабого контрпрессинга. 

Это один из его четырех основных принципов – команда всегда должна быть готова к контпрессингу после потери мяча. Она всегда должна понимать, как ей действовать при потерях. Это мощный инструмент, особенно с текущим профилем игроков «Реала», способных доминировать во времени и пространстве. 

Существует четыре фазы игры, которые должны сосуществовать друг с другом и не быть разделенными, чтобы команда грамотно функционировала: 

Атакующая организация – это фаза, в которой команда владеет мячом, а соперник находится в организованной оборонительной структуре. Эта фаза может начинаться в любой зоне поля и длится до тех пор, пока команда не потеряет мяч.

Переход в оборону – это момент, когда команда только что потеряла мяч и еще не успела перестроиться в организованную оборону. Эта фаза длится до тех пор, пока команда не выстроит оборонительную структуру. Контратака соперника входит в эту фазу, если он успевает воспользоваться неорганизованностью команды.

Оборонительная организация – это фаза, в которой команда не владеет мячом, но уже находится в организованной оборонительной структуре. Она может начаться в любой зоне поля и продолжается до тех пор, пока команда не вернёт себе владение.

Переход в атаку – это момент, когда команда только что вернула мяч, а соперник ещё не успел выстроиться в организованную оборону. Эта фаза длится до тех пор, пока соперник не перестроится. Не каждый атакующий переход – это контратака, но контратака является частью этой фазы. Команда может либо воспользоваться неорганизованностью соперника, либо вывести мяч из давления и начать организованную атаку.

«Реалу» необходима приоритизация начальных фаз розыгрыша и действий на первых 40 метрах поля – это не значит, что каждая атака должна заканчиваться голом. Это концепция, которая позволяет удерживать мяч, продлевать атаки и быть проактивно готовыми к моменту потери.

Успешный контроль проявляется в доминировании в игровых фазах. Но полного, тотального контроля не бывает – мяч будет теряться. Важно, чтобы команда была к этому готова, а такая подготовка становится возможной, когда игроки четко понимают, что от них требуется в рамках коллективного поведения.

Вот почему разговоры о необходимости подписания полузащитника, контролирующего темп в центре – это химера, не позволяющая лучше разглядеть, в чем именно проблемы у этого «Мадрида». Таланта Тчуамени, Вальверде, Камавинги и Беллингема абсолютно достаточно, чтобы вести игру любого рода в центре, но им не хватает настроек, подсказок и нужных инструкций, которые и должен дать им Алонсо. 

«Реал» может подписать игрока такого плана (лишним в обойме он не будет), но важнее то, настроит ли Алонсо все четыре фазы организации игры, так как если ему это удастся – «Мадрид» будет контролировать матчи и с текущим набором игроков. 

Необходимость в новом полузащитнике в старт становится еще ниже, если вспомнить, каких именно защитников «Мадрид» подписал и кого еще хочет подписать (Каррерас) – Трент Александр-Арнольд и Дин Хейсен. Два мастера игры на мяче и люди, знающие о билдапе все.

И если Дин еще молод и продолжает учиться, то Трент по своему архетипу – это фактическая замена Тони Крооса. Игрок-организация игры в первой стадии. Англичанин запомнился многим как потрясающий исполнитель стандартов и человек, постоянно генерирующий угрозу в финальной трети. И это правда так. Но его главное качество в другом – в умении организовывать выход из обороны в атаку на элитном уровне. 

Ни один защитник в топ-5 лигах не делает больше продвигающих передач за 90 минут, чем Трент Александер-Арнолд – 15,07.

Среди всех латералей топ-5 лиг, Трент в среднем за 90 минут лидирует по следующим показателям:

● Больше всех длинных передач

● Больше всех передач, продвигающих мяч на 25 и более метров


● Больше всех продвигающих передач.


● Больше всех точных продвигающих передач

● Больше всех передач в последнюю треть поля.

Это плеймейкер, играющий на фланге защиты. «Реал» получает не просто нового латераля, он получает инструмент для игры на мяче в каждой фазе. 

Когда у «Мадрида» из обороны в атаку мяч будут выводить Трент, Хейсен и Каррерас (все трое делают это потрясающе) – у команды будет гораздо меньше нужды в полузащитнике, который хорош исключительно на мяче, так как его функции и так возьмет на себя первая линия команды. 

Переживания об игре Арнольда в обороне понятны, но здесь мы возвращаемся к тому, с чего начинали – Хаби Алонсо пришел менять «Мадрид», делать его более проактивным. Отрезков, где «Реал» просто стоит в обороне и ждет атак соперника станет гораздо меньше, а вот качества Трента на мяче позволят лучше соединять все линии команды. 

Эпилог

Хаби Алонсо пришел в «Реал» не ради смены схем, а ради другого подхода.

Он не будет рисовать игру как геометрию – с углами, линиями, фиксированными зонами. Он будет говорить с игроками. Объяснять, подсказывать, слушать. Искать в них то, что не всегда видно в статистике и нарезках. Он даст им инструкции – да. Но не для того, чтобы втиснуть в роль, а чтобы раскрыть. Не ограничивать, а подводить к пониманию сильных и слабых сторон.

Контроль, которого он добивается, не будет похож на привычный. Это будет контроль через осмысленность действий с мячом и без него. Понимание, как действовать в зависимости от ситуации, с отказом от попыток придумать все самим на поле. 

И если все получится, мы не будем говорить, что Алонсо изменил команду. Мы скажем, что он изменил восприятие – того, на что способны эти игроки. И того, каким может быть контроль – если отказаться от шаблонов.

Алонсо вошел в дом, где царит бардак. Вещи вроде бы на месте, но расставлены без логики. Некоторые лежат не там, где должны, а другие забыты в углах. Все очень ценное, но никто толком не понимает, как этим правильно пользоваться.

Алонсо – не тот, кто снесет дом и построит новый. Он тот, кто войдет, оглядится и начнет наводить порядок. Потихоньку. Без шума. Он найдет для каждой вещи нужное место. И тогда вы почувствуете – в этом доме стало уютно. 

Телеграм-канал автора: La Saeta Rubia