4 мин.

История русского футбола. Первые бразильцы

Первым легионером в чемпионате России был сириец Ассаф Аль-Халифа, но кому это интересно; настоящая история импорта футболистов из самых разных стран началась, естественно, с Бразилии – в 1995 году в Нижний Новгород приехали никому не известные игроки Жуниор и Да Силва. Через год тренер Овчинников отправлял их обратно, извиняясь перед болельщиками, но начало было положено: через два года Луис Робсон по прозвищу Максимка пробился в основу «Спартака», через три в тульском «Арсенале» играли сразу восемь (!) бразильцев, в 2005 году ЦСКА выиграл Кубок УЕФА благодаря трем голевым передачам Даниэла Карвальо, а человек по имени Вагнер Лав просто был лучшим из всех, кто приезжал сюда играть в футбол.

Валерий Овчинников, тренер «Локомотива» (Нижний Новгород) в 1989-2000 и 2001 годах

В 95-м году мы столкнулись с проблемой комплектации команды, у нас не получалось найти подходящих игроков в России. И тут на нас вышел один человек, который работал в Бразилии, переводчик. Созвонился с нами и предложил посмотреть в сторону в Бразилии. Нам-то какая разница: Бразилия, не Бразилия. Летят они за свой счет, поэтому мы сказали: давайте.

К нам приехали три футболиста, а следом за ними их представители, которые сразу стали устраиваться к нам на работу. Один, как сейчас помню, все хотел стать тренером по функциональной подготовке – сейчас это очень модно. Но мы их быстро отжали. А на футболистов глянули – один совсем слабенький, а двое более-менее в мяч попадают. И тут начались проблемы. У них есть Федерации, Конфедерации, и всем нужно отчислять какие-то деньги. Как нам объяснили эти бразильские трудящиеся, у них там любят кэшовые деньги, наличные. Нужно было делать перевод. А вы же помните, какие в то время банки были. Если в московских все было еще нормально, то когда мы приходили в нижегородский и говорили, что нам нужно заплатить за человека, на нас смотрели сумасшедшими глазами. Для них это как работорговля была. Вообще не доезжали, за что мы хотим заплатить.

В итоге, мы помучались, покрутились и решили все-таки их оставить. Заплатили 1500 долларов Федерации, потом еще 5000 Конфедерации. Промурыжили нас немного и вручили международный сертификат, после чего бразильцы стали нашими. Самым веселым было то, как мы их регистрировали. Оба бразильца черные и фотографии черно-белые. На белом фоне два черных пятна. Полчаса разбирались, кто есть кто. Их хорошо было потом на игру выпускать: судья сам не понимал, кому из них желтую карточку показывает.

Проблем с бразильцами было очень много. Помню, первый их матч был против «Торпедо». Один из них забил гол, но мы проиграли. И на следующий день они стали говорящими попугаями. Научили их ненормативной лексике за сутки. Я их к себе в кабинет потом позвал, позвонил их переводчику, включил громкую связь. И начал говорить сплошным матом, а переводчику сказал: «Как хочешь, так и переводи». Когда бразильцы поняли, что они говорили, у них надолго рты закрылись.

Народ на них, конечно, с удовольствием ходил. Они же пластичные ребята, эффектные. Поэтому на каком-то этапе нам с посещаемостью очень помогли. Было интересно. Но по характеру… честно, я бы не хотел с ними снова работать. Очень капризные, ленивые. Получили небольшой удар на поле, а потом клянчат себе массу поблажек, выходных. Я думаю, что с теми бразильцами, африканцами, которые сейчас играют в России, все то же самое. Многие из них не выдерживают психологического давления. Крыши натурально едут.

Ну, и проблема языка, конечно. У нас ведь не было никакого штатного переводчика – только тот, что сидел в Бразилии. А они же кроме своего португальского ничего не знали. Ни английского, ни французского. Так бы, может быть, и нашли им кого-нибудь. Язык племени умба-юмба. Но потом как-то обжились, стали нас понимать. Да, и в команде к ним нормально относились, ни травили. А в поселке, в котором они жили на базе, так вообще с ума по ним сходили. Особенно женская половина. Принимали, так сказать, их сексуальную агрессию. Я думаю, они успели осчастливить большую часть населения. Мужики есть мужики. Уже когда они уехали, к нам подтянулись на базу все эти тети-моти – спрашивать, куда пропали их друзья. Они же везде вдвоем ходили. Мы им объясняли, что город у нас специфический – могут и по башке дать. Так что они лишний раз не разделялись.

Я уже извинялся за то, что показал России бразильцев, да и сейчас готов повторить. Мы стали первыми в этом деле, а потом их же кучами сюда завезли. Почему это плохо? Дело в том, что я не очень толерантный… Если человек играет на уровне премьер-лиги, выкладывается в каждом матче, я ничего не имею против. Но везти сюда всех подряд – это неправильно. Даже по телевизору видно, что некоторым просто без разницы все, что происходит на поле. У них же тоже есть расизм, и когда зрители видят, что черный лупит по ногам белого, всем все ясно. И тут появляются бананы. Давно уже надо их, кстати, яблоками заменить. Тогда, может, никто обижаться не будет.

«История русского футбола» – совместный проект Sports.ru и «Афиши».