История русского футбола. Первый частный клуб
В начале 90-х канонический вид на Белый дом с Новоарбатского моста мог навести на разные мысли, включая следующую – где-то там на задворках играет первый частный футбольный клуб в России, названный иракским бизнесменом в честь своих детей. Краснопресненский «Асмарал» (Асиль, Мариам, Алан) тренировали Бесков и Романцев, за него играли Гаврилов и Семак, и исчез он так же неожиданно, как и появился, подарив российскому футболу первую полноценную легенду: деньги с Ближнего Востока появились здесь на 20 с лишним лет раньше, чем «Манчестер Сити» выиграл чемпионат Англии.
Андрей Бодров, журналист газеты «Советский Спорт», болельщик «Асмарала»
«Асмарал» появился в конце 80-х годов. Был такой клуб «Красная Пресня» , который принадлежал шестому таксомоторному парку и входил в общество «Спартак» – то есть, по сути, был фарм-клубом московского «Спартака». В нем обкатывались молодые игроки, на каких-то ставках работали ветераны. Тот же Олег Иванович Романцев, только-только завершивший игровую карьеру, поругался в «Спартаке» с Бесковым, и Старостин быстро пристроил его тренером в «Красную Пресню» – там он работал в 84-87-х годах.
Но в конце 80-х таксомоторный парк перестал поддерживать клуб, и он стал практически бесхозным. В этот момент появился некто Хуссам Аль-Халиди – иракский бизнесмен, который его и подобрал. Откуда он взялся, сказать сложно. Он очень хорошо знал русский язык, его жена Светлана Бекоева была осетинкой, и они в двоем начали этой командой заниматься – правда, переименовав «Пресню» в «Асмарал». Клуб моментально стал самым модным в стране. Моднее не было ничего. Платили, пожалуй, не меньше, чем в «Спартаке», ЦСКА, поэтому футболисты туда шли, понимая, что заработок будет хорошим. За счет этого «Асмарал» быстро вышел из второй лиги и самый первый сезон чемпионата России начал в высшей.
Хуссам Аль Халиди Фото: РИА Новости/Юрий Тутов/Владимир Родионов
Фанаты у клуба были всегда, хотя и очень немного. В начале 90-х функционировало несколько так называемых «фирм», группировок – они возникали, растворялись, люди приходили и уходили. Но они всегда были. Был еще и такой момент: «Асмарал» играл на стадионе «Красная Пресня» у метро «Краснопресненская» – это было мало пригодное для спорта место, так как стадион никто не ремонтировал аж с 1980 года. Даже сейчас, когда рядом красивая набережная, Белый Дом, большой зоопарк, стадион находится ровно в том же виде с теми же покосившимися трибунами. Поэтому «Асмаралу» не разрешали на нем играть в 90-е годы – в частности, осенью 91-го отменили кубковый матч «Асмарал» – «Спартак», потому что испугались, что придет больше пяти тысяч спартаковских болельщиков и начнутся беспорядки. В последствии «Асмаралу» запрещали играть на нем даже в низших лигах. Получалось так: залатают несколько дыр, клуб проведет пять-шесть матчей, а потом выясняется, что на стадионе нет горячей воды, нет пропускной системы, и все по новой. За счет того, что команда очень часто проводила домашние матчи в «Лужниках», в Люберцах, фанатская аудитория – эти люди из дворов Краснопресненской – распадалась. Но тем не менее болельщики были всегда.
В «Асмарале» работала первая женщина-президент в российском футболе – та самая Светлана Бекоева – но болельщики об этом не думали. Все-таки она всегда была вторым лицом в клубе, все понимали, что реальный хозяин в «Асмарале» один – Аль-Халиди. Но надо сказать, что женщина была очень толковой. У нее было много друзей среди известных тренеров, она этой дружбой очень дорожила. Скажем, в 91-92-х годах главным тренером «Асмарала» был Константин Бесков. На тот момент он сидел без работы почти десять лет, и Бекоева с Аль-Халиди нашли к нему подход – убедили, что это серьезный проект, дали ему машину, хорошую зарплату. Тогда Бекоева сделала клуб элитным – она умела разговаривать красивым языком, делать хорошие подарки, ходить в гости. После Бескова так же успешно был приглашен Валентин Козьмич Иванов, которого обидели в «Торпедо». Поэтому «Асмарал» ассоциировался с театром, с шиком – 91-93-е годы были звездным временем клуба, в нем работали очень состоятельные люди. Кроме того, в команде было много молодых игроков, которые в последствии станут звездами в масштабах страны – тот же Сергей Семак, Александр Точилин и другие. Семака вообще нашли школьником – он закончил одиннадцатый класс то ли с золотой, то ли с серебряной медалью и сразу же после экзаменов поехал из Луганска в Москву. Серега сам рассказывал, что в первые годы в столице денег у него было совсем мало, и единственным развлечением, на которые хватало после тренировок, был поход в кинотеатр. На Краснопресненской он уже тогда был хорошим.
В общем-то, в начале 90-х все действительно было супер. И как выяснится позже, все шло так хорошо еще и по той причине, что Аль-Халиди был связан с оружейным бизнесом. Я не могу этого утверждать, но насколько я знаю, существовал какой-то российско-ближневосточный контракт по поставке оружия, и он этим занимался. И поскольку бизнес был мегауспешным, Аль-Халиди спокойно выделял условные пять процентов на содержание клуба. В последствие у него возникли проблемы с бизнесом, случился конфликт с людьми, приближенными к первым лицам правительства, и тогда «Асмарал» вытурили со всех баз и начали активно притеснять. Все это началось где-то в 1994 году. Примерно в тот же момент прикрыли его супердоходный бизнес, и денег на команду оставалось все меньше. По инерции «Асмарал» просуществовал до 2000 года, все время бултыхаясь в низших дивизионах. В 95-м, когда «Асмарал» боролся за выживание в первой лиге, игроки выступали в обносках. Перед сезоном команда просто не смогла заказать себе новую форму.
Главный тренер «Асмарала» Константин Бесков и главный тренер «Динамо» Валерий Газзаев. Фото: РИА Новости/Юрий Тутов/Владимир Родионов
В 96-м «Асмарал» уже свалился на последние места во второй лиге, ездил на каких-то раздолбанных автобусах, и стали появляться люди из дворового футбола, то есть непрофессионалы. Зарабатывать там уже было нельзя, платили буквально по сто долларов. А когда началось совсем полное безденежье, «Асмарал» начал сдавать матчи. Я прекрасно помню, каким кошмаром были последние годы клуба. Это была умирающая нищая команда, которая никому не нужна. В 99-м «Асмарал» оказался в любительской лиге, а на следующий год в клубе просто не смогли составить заявку на сезон. Все игроки разбежались, Аль-Халиди смирился, и клуб, который на протяжении всех девяностых не приносил никаких доходов, развалился.
«Асмарал» несомненно был нужен российскому футболу и несомненно на него повлиял. Это был первый в истории СССР и России стопроцентно частный клуб. До этого не было ничего подобного, не было никаких опытов и никаких предпосылок. Только после появления «Асмарала» дело сдвинулось с мертвой точки, и в России начали появляться частично или полностью частные клубы.
Самый знаменитый игрок «Асмарала» Юрий Гаврилов. Фото: РИА Новости/Юрий Тутов/Владимир Родионов
Евгений Гинер: «Мне жаль,что Рома Широков всю свою карьеру не провел в ЦСКА»
История русского футбола. Новые комментаторы
История русского футбола. «Ротор»
«История русского футбола» – совместный проект Sports.ru и «Афиши».
питерские, не напрягайтесь
Я твой мяч в ворота забивал :)
Многовато неточностей и неверной информации.
Стиль изложения - болельщицкий.
В стиле байки: «Помню, как сейчас...».
Фото - прекрасные.
Плюс поставлю.
Потому, как тема интересная.
------------------------
-Романцев никогда не тренировал «Асмарал».
Впрочем, как и Бесков «Кр.Пресню».
Помню ,маленьким еще,важный матч за выход в высший класс (еще в союзном чемпионате)Терек-Асмарал 0:1. Судейство было невидано безобразным. Еще совсем молодой Тарханов (ГТ Терека) разводя руками подходил к Бескову : ну разве так делается? А тот смеясь отвечал :» Богатая команда не может позволить бедной обыграть себя»
Тарханов сам рассказывал.
А в одном домашнем матче Асмарала при счете 1-1 в ворота гостей назначили пеналь на 100-ой минуте. Тогда был последний угловой и арбитр игроку Асмарала сказал (при чем не шепотом): » иди к ближней штанге и когда мяч будет в воздухе падай на месте».